Конспект урока на тему «Зима. Зимний лес»


Тема: «Зима. Зимний лес».

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная.


Программные задачи:


Задачи в области «коммуникация»:

-Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

-Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, существительные с  уменьшительно-ласктельными  суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.


«познание»:

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах, о явлениях природы.

-Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования (рисование солью).



«социализация»:

-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

-Совершенствовать умение слушать и слышать педагога.


«художественно – эстетическое»:

— Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

— Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

-Развивать творческую индивидуальность.

— Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

-Воспитывать аккуратность при работе с красками.


Оборудование: наборное полотно, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, мольберт, иллюстрации с изображением зимы, проигрыватель, записи П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь». Листы цветной бумаги голубого цвета, кисти, салфетки, клей ПВА, соль.



1.Организационный момент

 Подарите зимушке красивые зимние слова.

Дети передают снежок и называют зимние слова: вьюга, снегопад, метель, коньки, сугробы, каток, буран, морозные узоры, иней, сосульки и т. д.



Странная звездочка,                      

С неба упала,                                

Мне на ладошку                             

Легла и пропала.                            

(снежинка)  

                                            

Художник невидимка

По городу идет

Всем щеки нарумянит

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал

Сверкающие листья

(мороз)


Что за нелепый человек

Пробрался в 21век.

Морковка – нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

(снеговик)


Растет она вниз головою

Не летом растет, а зимою

На солнце её припечет

Заплачет она и умрет

(сосулька)


Рассыпала Лукерья серебряные перья.

Закрутила, замела –

Стала улица бела

(метель)


Игра «Назовите общую часть слов».

Логопед: Зимний, зимующий, зимородок. Дети: (Зима)

Логопед: Холодный, холодок, холодеть, холодильник. Дети: (Холод)

Логопед: Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки. Дети: (Мороз)

Логопед: Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.

Дети: (Лед)

Игра «Придумай слово».Образование родственных слов — к слову снег-снежок-снежинка-снегопад-снеговик-снеговичок-снежки-снегоход-снегокат-снежный-снежище-снегурочка-снегирь-белоснежный-Белоснежка-подснежник.

Свежие документы:  Конспект урока «Зима. Зимующие птицы»

Упражнение «Снежинки»

— Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Логопед: “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки

— Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.


Игра «Закончи предложение».

Дети должны закончить предложение.


Зимой бывает снегопад,а осенью?

Зимой бывает снег, а летом?

Зимой снег падает,а весной?

Зимой лес спит,а весной?

Зимой бывает холодно,а летом?

Зимой растут сугробы, а летом растут?

Зимой катаются на коньках, а летом?



Игра «Дятел».

Дятел дерево долбит. Эхо точно повторит (дети топают в ритм стука логопеда).


II часть.

-А сейчас, ребята, я вам предлагаю совершить путешествие в царство зимней природы…


Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Подарим улыбки друг другу.


— Ребята, я хочу начать наше с вами путешествие со стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:


Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя, на солнце снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


— Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении? (Зима). ( выставляю картинку с изображением зимы)


— А что сказано про лес? Прозрачный лес один чернеет. Почему лес прозрачный и почему он чернеет.


— Потому что зимой деревья голые, без листьев, и в зимнем лесу темные деревья выделяются и видны издалека. Через ветки можно смотреть в глубину леса, увидеть, что происходит в лесу.


-Но у природы есть свои причуда, когда лес из черного и прозрачного превращается в белоснежный и сверкающий. Деревья, ветки укрываются сверкающими драгоценными камнями, или пушистыми одеяльцами.


-Как называются эти явления природы? (изморозь, метель, вьюга, буран, снегопад.)


— Да, ребята, вы правы, действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.


— Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Поэты в стихах, композиторы в музыке, художники в своих картинах.

Свежие документы:  Конспект урока с применением ИКТ для 4 класса "Лес и человек"


— Композиторы в своих произведениях передают характер, настроение зимы, природные явления. Давайте послушаем. Закройте глаза, что вы себе представляете. Что вам хочется делать под эту музыку. Это ребята Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор сочинил целую композицию под названием «Времена года». А эта называется «Декабрь. Святки». Целый лес вальсирует, ребята, вместе со снежинками. И красивые, сверкающие, мягкие, пушистые снежинки в танце ложатся на деревья, на ветки деревьев.


— А сейчас, я вам предлагаю изобразить все это на бумаге


III часть: объяснение и показ работы.


Ребята, сегодня я предлагаю вам научиться рисовать дерево с помощью клея и соли. Техника рисования, с которой я вас сегодня познакомлю, называется «Солевое рисование». Посмотрите, как выполняется работа по этой технике.

Сначала нужно при помощи клея и кисточки нарисовать дерево. Начинаем рисовать дерево со ствола, с макушки. Проводим одну линию сверху вниз и рядышком ещё одну линию, но чуть-чуть в конце его расширяя.

Теперь нарисуем веточки. Начинаем рисовать от макушки, сначала короткие веточки и спускаясь ниже всё длиннее. В конце можно нарисовать снежинки таким же способом.

Сверху наше дерево и снежинки посыпаем солью. Чтобы убрать лишние крупинки соли, нам нужно поднять работы и стряхнуть их.

Даём время, чтобы соль подсохла.

Но сначала подготовим пальчики к работе.


Пальчиковая гимнастика.


Закрутились, завертелись белые снежинки (фонарики).

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки (руки вверх-вниз, шевеля пальцами).

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду (руки вниз).

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду (пальцы в щепотку, разжать).


Самостоятельная работа детей.


-Ребята, с чего мы начнем работать? А теперь, ребята, давайте приступим к работе и попробуем нарисовать свой сказочный лес (дети работают под музыку Чайковского).


-Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и полюбоваться бесконечным, зимним лесом.


Анализ работ.

-Какие красивые рисунки у нас получились!

-Как вы думаете, у кого получилось самое красивое дерево? У кого самые красивые снежинки? У кого самая аккуратная работа?


Итог занятия.

— Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Каким способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изобразили падающий снег?

— Закончить наше сегодняшнее занятие я хотела бы известным вам стихотворением поэта С. Есенина, а вы мне поможете:

Свежие документы:  Тест для 4 класса на тему "Я - кемеровчанин"


Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…


— Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал (открываю снежный ком – достаю подарки для детей).













скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: