Конспект урока с применением ИКТ для 4 класса «Лес и человек»


Республика Татарстан

г.Бугульма












Конспект урока

«Мир вокруг нас» 4класс

УМК «Школа России»


Тема урока:

ЛЕС И ЧЕЛОВЕК



Подготовила:

Мухаметшина Илсия Флуровна

учитель начальных классов

МОУ татарская гимназия №14

















Тема урока: «Лес и человек»


Класс: 4


Цели урока: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека в зоне лесов;

Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.


Оборудование: Учебник «Мир вокруг нас», карточки с названиями растений, карточки с изображением лося и бурундука, карточки с названиями животных, репродукции картин И.И. Шишкина (Презентация), раздаточный материал — кроссворд, части таблицы «Значение леса»



























Ход урока.

I. Организационный момент.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.


Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,


Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень..

Вопрос за вопросом и так – целый день.


Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.


II. Вступительное слово учителя.

Природа России разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон. Природа нашей страны богата. Основное богатство – ЛЕС.

— Учёные называют лес природным сообществом.

— Что это значит?

Это значит, что его обитатели живут совместно, тесно связаны друг с другом. Живая и неживая природа, растения и животные, различные животные – взаимосвязаны! Одно зависит от другого, да и человек тысячами нитей связан с окружающей его природой.

Вспомним тему прошлого урока. «Леса России»


III. Проверка домашнего задания.

1. Пяти ученикам раздаются карточки с индивидуальным заданием.


Карточка № 1

По рисунку определи животное и расскажи о нём.

Карточка № 2

По рисунку определи животное и расскажи о нём.





Карточка № 3

Чьё это меню? Расскажи об этом животном.

Трава, муравьи, личинки, ягоды, жёлуди, орехи, рыба, мёд.



Карточка № 4

Чьё это меню? Расскажи об этом животном.

Орехи, шишки, грибы, ягоды, яйца, личинки насекомых.




Карточка № 5

Чьё это меню? Расскажи об этом животном.

Орехи, жёлуди, коренья, улитки, мыши, кора деревьев, ветки кустарников.


2. Фронтальная работа с классом.


Пока ребята готовятся, мы вспомним, какие растения являются жителями лесов.

Прослушав описание, вы должны показать карточку с соответствующим номером. (На доске даны названия растений под определёнными номерами. Дети показывают номера правильных ответов)


1 Ландыш

5 Дуб

2 Кислица

6 Ель

3 Берёза

7 Лиственница

4 Кедр



  • Широколиственное могучее дерево. Требовательно к почве, теплу, влаге. Распространяется на восток только до Уральских гор. (Дуб 5)

  • Это растение не любит солнца, растёт только в тени. На вкус листочки кисленькие. (Кислица 2)

  • Мелколиственное дерево. Весной, ещё до первых листочков появляются длинные серёжки. Это дерево любят в народе, называют кудрявой, белоствольной. ( Берёза 3)

  • Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят между остроконечными листьями. А летом на месте цветов появляются красные ягоды. Они ядовиты. (Ландыш 1)

  • Влаголюбивое хвойное дерево. Растёт на влажных глинистых почвах. Имеет мелкую хвою. (Ель 6)

  • Хвойное дерево, но не вечнозелёное, Каждую осень оно сбрасывает листья-хвоинки, а весной распускает новые. (Лиственница 7 )

  • Хвойное долговечное дерево. Имеет длинную, мягкую, тёмно- зелёную хвою. В пучке сидят по 5 хвоинок. ( Кедр 4)


— А какие животные живут в лесах? Послушаем о некоторых из них.

(Прослушивание ответов детей, оценка.)

Примерные ответы детей

Карточка №1. Бурундук

Бурундуки внешне напоминают миниатюрных белок с полосатой шкуркой. Бурундуки широко распространены в пределах таежной зоны всего Северного полушария. Живут в земляных норах, но хорошо лазают по деревьям. Основная пища бурундуков — семена хвойных и лиственных пород, а также насекомые и улитки. Бурундуки любят делать большие запасы (до 3-4 кг), которые часто становятся добычей бурых медведей. Местами бурундуки могут наносить ущерб лесному и сельскому хозяйству.

Карточка №2. Лось

Лось. Длина его тела достигает 3 м, вес — более 500 кг. Самцы увенчаны большими лопатообразными рогами. Живут лоси главным образом в лесах, питаясь листьями и побегами деревьев и кустарников. Обрывать листья им помогает широкая и подвижная верхняя губа . Крупные и тяжелые, лоси легко передвигаются по болотистой местности. Широко разводя копыта, они уменьшают нагрузку на поверхность земли

Карточка № 3. Бурый медведь

Бурый медведь. Самые большие бурые медведи — длиной до 2,5 м и массой до 750 кг — обитают на Дальнем Востоке России и на Камчатке Несмотря на внушительные размеры, основу мясного рациона медведей составляют грызуны, лягушки, насекомые и улитки, а также рыба. Растительной пищи медведи потребляют не меньше, чем животной. Разумеется, они не могут глодать кору или жевать сено, но ягоды, орехи, семена и сочные молодые побеги поедают в большом количестве.

Карточка №4. Белка

Белки относятся к отряду грызунов. Эти пушистые зверьки устраивают свои гнезда в дуплах деревьях, иногда на ветках сосен и елей. Корм белки добывают как на деревьях, так и на земле. В их рацион входят сладкие ягоды, грибы, орехи, желуди, семена хвойных деревьев, их почки («сосновые пальчики»). Не брезгуют они и насекомыми, яйцами птичек.

Карточка №5. Кабан

Обыкновенный кабан или дикая свинья распространен в Евразии от Скандинавии до Индокитая. Обитает в лесах различного типа, в степях, горах и пустынях. Главным фактором, ограничивающим распространение кабана на севере и в Сибири является глубина снежного покрова и продолжительность снежного периода. Снег ограничивает передвижение кабанов, делая их уязвимыми для хищников и затрудняет сбор корма.


3. Работа с кроссвордом.

Ребята рассказали только о 5 животных. Вспомним ещё некоторых

Отгадаем кроссворд. Если кроссворд будет решён верно, то по вертикали вы сможете прочитать название лесной птицы.

(У каждого ребёнка на парте карточка с кроссвордом)




1. к

у

н

и

ц

а


2. л

е

т

я

г

а



3.м

е

д

в

е

д

ь



4. р

ы

с

ь


5. б

о

б

р


6. п

о

л

ё

в

к

а



7. в

о

л

к






8. з

а

я

ц




  1. Небольшое хищное животное, охотится на мелких животных и белок.

  2. Небольшой зверёк – родственник белки, но в отличии от него может летать – точнее, планировать.

  3. Это животное называют хозяином леса. Он живёт в глухом лесу, любит лакомиться ягодами, но любит и животную пищу.

  4. Это крупная лесная кошка. Мех у неё густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные чёрные кисточки.

  5. Это животное полуводное, прекрасно плавает, сооружает из земли и веток хатки, плотины.

  6. Мелкий грызун, Родственник домашних мышей.

  7. Это крупный хищник. Санитар леса. Зимой собираются в стаи.

  8. Небольшое травоядное животное. Родившегося детёныша оставляет под деревом, где его может покормить другая мать.


— Какое слово получилось по вертикали? (Кедровка)

Почему её так назвали?

— Чем она питается?


— Мы вспомнили некоторых животных леса.

— А много ли их в лесу?

— Почему в лесах много животных? (находят пищу, легко укрыться от врагов, построить незаметные жилища)


Вывод: лес является домом для растений и животных.

(Вывешивается карточка «ДОМ для растений ,животных и грибов»)


IV. Работа над новой темой.

1. Роль леса в жизни человека.( по ходу объяснения вывешиваются карточки)


Ребята, мы вспомнили о некоторых растениях и животных, живущих в лесной полосе. Но не думайте, что эта территория покрыта сплошными лесами. Здесь много водоёмов, лугов, Немалую часть лесов люди вырубили, чтобы построить города, посёлки, дороги; создать поля, сады.

В полосе лесов с давних времён живёт много людей. Лес кормил, одевал, обувал человека. И сейчас жизнь многих людей связана с лесом.

Тема нашего урока – «Лес и человек».

Лес даёт древесину, (вывешивается карточка «ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ») из которой люди получают много нужных предметов.

— Где люди используют древесину?

— Люди строят дома, делают полы, изготовляют мебель, заготавливают дрова, древесина идет на изготовление бумаги и картона, спирта, лекарств, из древесины делают парашютный шёлк, нитки.

Из хвои делают лекарства, добавки в корм животным.

Разработку леса ведут в леспромхозах лесорубы. Если раньше основными орудиями заготовки были топор и ручная пила, то теперь лес валят механическими и электрическими пилами. Спиленные деревья очищают от сучьев. трактор захватывает стальными тросами и тащит к реке или дороге. По железной дороге или реке лес сплавляют к лесоперерабатывающим заводам.

С лесом связаны и другие занятия людей.

В лесу собирают живицу – древесную смолу. Из неё делают канифоль, которую используют при паянии. Канифолью натирают смычки музыкальных инструментов для лучшего звучания.

Лучшие музыкальные инструменты делают из отборной древесины самых лучших сортов.

Кедровая древесина идёт на изготовление карандашей, мебели. Осину используют для изготовления спичек, так как древесина осины гаснет быстрее, чем другая и менее пожароопасна.

Шпалы для железной дороги – из стволов смолистой лиственницы. Они лежат под рельсами долгие годы, не поддаваясь гниению.

Дубовые сваи мостов могут стоять в воде десятилетиями, Дубовые брёвна иногда специально топят в реке, и через несколько лет древесина становится прочнее, так называемый «морёный дуб»

Кленовая древесина идёт на мебель, скрипки, лыжи,

Берёза — на мебель, оружие, дрова.


Экологическая задача №1

Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту вырубают примерно 2 гектара леса.. Это участок длиной 2километра и шириной 100 метров. Каждую минуту с земли исчезает столько леса! А сколько гектаров леса исчезнет за 10 минут? А за час?

( За 10 мин исчезнет20га леса, за 1 час=120га)


А ведь лес не только источник древесины. Леса дают человеку свежий воздух.


Экологическая задача №2

Клен выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз? ( 14 кг)


Леса называют «лёгкими нашей планеты». И не зря. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают много углекислого газа. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека.

Лес очищает воздух от пыли. Она оседает на листья, а потом дождями смывается на землю.


Экологическая задача № 3

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес 70 тонн. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает лиственный лес? Какие деревья лучше сажать в городе? (Лиственные деревья отфильтровывают в 2 раза больше пыли, поэтому в городах лучше сажать лиственные деревья)


Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные бактерии.


Можжевельник в сутки выделяет до 30 кг фитонцидов, а берёза 2 кг. Во сколько раз больше фитонцидов выделяет можжевельник, чем берёза?

(Можжевельник в 15 раз больше выделяет фитонцидов, чем берёза)


Хорошо очищают воздух леса, расположенные возле городов и вдоль дорог.

Лес — защитник водоёмов. Люди давно заметили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, «питает» её. Если же лес вырублен. Вода быстро, потоками стрекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом долго нет притока воды, и она мелеет.

Лес – это защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес. (Вывешивается карточка «ЗАЩИТНИК воздуха, водоёмов и почв»)

Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. На картинах многих художников можно увидеть лес. Очень любил изображать лес Шишкин И.И. (Рассматриваются слайды с репродукциями картин)

Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. (Вывешивается карточка «МЕСТО отдыха»)

А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! (Вывешивается карточка ИСТОЧНИК грибов, ягод, лекарственных растений»)

От животных, на которых разрешена охота, люди получают мясо и ценный мех.. (Вывешивается карточка ИСТОЧНИК меха и мяса.


Вывод.

— Еще раз посмотрите на полученную таблицу.

— Какое значение имеет лес?


2. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.


Как мы видим, значение леса огромно!

— А правильно ли мы используем леса?

Прочитайте статью из учебника на с.107 (самостоятельное чтение статьи в учебнике)


— Что нужно делать, чтобы сохранить леса?


  1. Вовремя вывозить древесину.

  2. Использовать отходы (корни, сучья, ветки).

  3. Запрещается вырубка лесов по берегам рек, вдоль дорог, возле городов.

  4. Восстанавливать вырубленные леса.

  5. Организация сбора макулатуры.


3 Экологическая задача №4

Часто из-за незнания природы или беспечности мы можем навредить лесу.

Прослушайте рассказ, найдите ошибки детей и объясните, к чему это может привести.


Воскресенье в лесу

(Экологический рассказ)

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес, В последний момент заболела учительница Ната­лья Ивановна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога при­вела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упру­гие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подми­гивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то пти­цы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обрат­но. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Ре­шив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школьный жи­вой уголок. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Максим решил нам показать, как добывают мура­вьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек проползла змея. «Это гадюка!» — закричала Маша и уда­рила ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, — тихо ска­зала Маша, — это уж». «Все равно — гадина!» — ответил Петя.

С охапкой луговых цветов мы пошли к станций. Через час по­езд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!


Какие ошибки совершили дети? (Ошибки выделены жирным шрифтом)

Прочитаем «Правила разведения костра» на стр. 111(цепочкой)


Но не только пожары губят леса.

Из-за халатности людей многим растениям и животным грозит исчезновение. Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты находится в опасности. Поэтому во многих странах ведётся большая работа по охране природы.

Ведётся такая работа и в нашей стране:

многие заводы и фабрики переоборудованы и уже почти не загрязняют воздух и воду;

на месте вырубленных лесов люди сажают новые;

запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных;

создаются заповедники;

— Что такое заповедник? (участки земли, где вся природа неприкосновенна)

— Какие заповедники в зоне лесов вы знаете?

Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одном из заповедников лесной зоны.


Итог.

Еще раз вспомним значение леса.

Какие проблемы есть у леса?

Что мы можем сделать для него?


— Из всего сказанного мы видим огромное значение лесов. Так давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась прекрасной и щедрой, чтобы журчали ручьи, цвели цветы, пели птицы!








Список использованной литературы:


  1. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 4 класс, Москва «Просвещение» 2009г.

  2. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учеба, и игра: природоведение», Москва «Академия Развития», 2007,

  3. Журналы «Начальная школа» 1997г.

  4. О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир», Москва, «Вако» 2008г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Экологические задачи https://festival.1september.ru/articles/504193/

  2. Репродукции картин И.И.Шишкина https://vport.org.ua/intresting/print:page,1,12498-reprodukcii-kartin-shishkina.html

  3. Рисунки бурундука и лося https://www.kartinki.eu


Свежие документы:  Окружающий мир "Экологический КВН"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: