Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка — детский сад №73 «Мишутка»
Конспект урока окружающего мира на тему «Новый транспорт для нашего города»
Воспитатель: Гарбузова О.В.
г. Старый Оскол
Тема: Новый транспорт для нашего города.
Цель: Закрепить знания детей о разных видах транспорта; формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности; развивать воображение и фантазию, позицию активного творца, созидателя, используя элементы ТРИЗ-РТВ, воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, чувства любви к родному городу, уважительное отношение к работникам детского сада.
Оборудование: кукла Почемучка, грамзапись, бумага, карандаши, значки.
Предварительная работа: чтение «Если бы я был автобусом» А.Гиневского, беседы о транспорте, чтение С. Георгиева «Бутерброд с мотором», рисование «Сказочный транспорт», компьютерная игра «Конструктор» создание транспорта для нашего города.
Ход занятия.
Вводная беседа.
Почемучка:
-Дети, я сейчас занимаюсь проблемой изобретения машин. Мне нужны помощники.
-Есть среди вас изобретатели и фантазеры?
-Кто такой изобретатель?
-Чем он отличается от фантазера?
-Что вы уже умеете изобретать?
-Сейчас я проверю ваши способности.
Основная часть занятия.
1задание: сгруппировать транспорт по разным видам — грузовой, пассажирский, специального назначения.
2 задание: превратить геометрическую фигуру в машину.
3 задание: придумать машину, используя бином фантазии.
Трактор + самолет = трактолет, самотрак
Теплоход + автобус = автоход, теплобус и т.д.
Ракета = грузовик=?
Обсуждается каждый вид нового транспорта, чем хорош, чем плох.
Почемучка:
Зачем люди придумали машины? Машина-это хорошо или плохо?
Воспитатель:
— Нужны ли новые машины нашему городу?
— Какие? (безопасные, не загрязняющие воздух).
-Давайте решим проблему экологически чистых машин.
Версии детей:
-надо придумать новое топливо для машин, которое не будет загрязнять окружающую среду;
— оставить одни машины-трамваи, которые ездят от электрического тока.
— это не подойдет, весь город будет в рельсах, а за городом как ездить7
— тогда оставим одни троллейбусы.
— а что, если сделать все машины радиоуправляемыми?
Воспитатель: Как решить проблему безопасного транспорта?
Версии детей:
— чтобы не было аварий, машины следует запретить, надо ходить пешком — это полезно;
— нет, это не подойдет, все будут опаздывать на работу;
— машины надо сделать многоэтажные — комби, они будут перевозить и людей и грузы;
— авария все равно может случиться, их лучше раскрасить в яркие цвета, чтобы лучше было видно издалека;
— машины надо делать не из железа, а из другого материала, как, например, резина, чтобы они были упругие и не разбивались.
Воспитатель:
— Во многих сказках есть сказочный вид транспорта, какой? (Печь, метла со ступой, ковер-самолет, сапоги-скороходы).
-Давайте и мы придумаем для нашего города сказочный вид транспорта на все случаи жизни (используется метод фокальных объектов).
Клоун — смешной, живой, курносый, красочный.
Шар – круглый, резиновый, воздушный.
(Дети придумали «Детобус» — детский автобус. Он живой, поэтому умел играть с детьми, смешил их, был разрисован яркими красками. Мог перевезти целый детский сад детей и много груза, потому что раздувался как шар. «Детобус» не попадал в аварии, потому что был резиновый, умел ходить, ездить и летать.)
Физкультминутка.
Воспитатель:
— В городе исчезли все машины, покажите, как вы перевезете груз. (Звучит музыка, дети перевозят груз на тележках, носилках, лошадях )
Чтение рассказа Э. Успенского «Трактор Митя».
Беседа по содержанию:
— Чем полезен был «трактор Митя»? Чем он вреден?
— Нужен ли нашему детскому саду трактор? Зачем? (Чтобы облегчить труд сотрудников детского сада)
Работа по морфологической таблице. Создание трактора.
небольшой | |
Цвет | разноцветный |
Форма | прямоугольная или круглая |
Материал | резина, пластмасса |
Приспособления | веник, щетка, совок, поварешка, |
Источник питания | остатки пищи |
Содержание таблицы в правом столбце зависит от предложений детей, которые объясняют свой выбор. Обсуждаются разные варианты. Это может быть: робот-няня, робот воспитатель, трактор-дворник, машина-комбайн для поваров и т. д.
Почемучка:
-Хорош ваш трактор для детского сада, а вот летать он не умеет. Как сделать, чтобы он полетел?
Дети предлагают свои версии.
Итог.
Почемучка:
— Какой же транспорт нужен нашему городу? (полезный, безопасный, экологически чистый, необычный, специальный, детский и т. д.).
Используемая литература
Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в дет. саду; Сост.Т.Н.Доронова.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1997.-271с.
А.М. Страунинг, «Росток»: Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, Обнинск, 1995.-187с.
А.М. Стаунинг Методы активизации мышления. Часть1. /Ростов-на Дону: Фирма «Аспект-ТРИЗ»,1994./-93с.