Конспект урока окружающего мира по теме «Кто такие звери?»


Конспект урока окружающего мира в 1 классе

по теме «Кто такие звери?»


Климова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов,

МБОУ гимназия № 7 города Чехова Московской области


Цель урока: научить младших школьников определять принадлежность животного к группе зверей.


Задачи урока:

а) образовательные – познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни;

б) воспитательные – учить бережному отношению к природе, формировать интерес к учебному предмету, развивать личностные качества детей;

в) развивающие – развивать познавательные процессы, речь, эмоциональную сферу, творческие способности, формировать учебную деятельность.


Оборудование:

— учебники, рабочие тетради;

— рисунки с изображением героев учебника — муравья и черепахи;

— карточки с изображением насекомых, рыб и птиц;

— изображение жирафа;

— таблички с названиями частей тела зверей;

— таблички «Тело зверей покрыто шерстью» и «Звери выкармливают детенышей молоком»;

— рисунки медведя, лося, волка, лисы, зайца, белки и других лесных зверей;

— конверты с пучками шерсти;

— лупы;

— шишки и пластилин;

— картон для подставки.



Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

— Мы начинаем урок окружающего мира.

— А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)

— А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)

— Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…

Есть у нас шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что видим мы вокруг,

Все знаем мы от них.

Они по знаку нашему

Являются в нужде.

Зовут их: как и почему,

Кто, что, когда и где?

3. Актуализация знаний.

— Вспомните, а на какие вопросы мы уже ответили на предыдущих уроках? (кто такие насекомые, рыбы, птицы)

— А кто помогает нам отвечать на эти вопросы? (муравей Вопросик и Мудрая черепаха)

(на доске рисунки муравья и черепахи)

— Пригласил как-то муравей Вопросик к себе в гости разных животных и решил их рассадить по группам.

(рисунки на доске)

— Посмотрите на гостей. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить?

(насекомые, рыбы, птицы)

— Давайте поможем Вопросику. Попросим это сделать троих ребят. А пока они рассаживают гостей, давайте вспомним, какие признаки помогают нам определить, кто есть кто.

— Вспомните, кто такие насекомые? (животные, у которых 6 ног)

— Как узнать рыб? (их тело покрыто чешуей)

— Кто такие птицы? (это животные, тело которых покрыто перьями)

— Проверим наших помощников. Назовите насекомых, рыб, птиц. Правильно ли ребята выполнили задание?

4. Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

— А пока мы муравьишке помогали гостей принимать, вдруг еще один гость пожаловал.

— Кто же это был?

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев. (жираф)

— Конечно, жираф. Позвал и его муравьишка за стол, а жираф и говорит: «За приглашение спасибо, только ни с кем из гостей я за стол не сяду, потому что я – зверь».

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Огородники (1ч.)»

— Что это еще такое – зверь? – спросил муравей. Но жираф не ответил ему.

— Может быть, вы, ребята, поможете муравью Вопросику? Кто такие звери?

(ответы детей)

— Раз вы так хорошо это знаете, давайте попробуем найти зверя на странице 26.

— Как вы думаете, кто из этих животных зверь? (Ответы учащихся: мышь или крокодил.)

— Сумели ли мы выбрать зверя? (нет)

— Почему?

— На какой же вопрос мы попытаемся сегодня ответить? (Кто такие звери?)

(тема на доске)

— Итак, тема нашего урока «Кто такие звери?»

5. Решение проблемы. Изучение нового материала.

— Как же нам выяснить, кто такие звери? (ответы учащихся)

— А что мы с вами делали, чтобы узнать, кто такие насекомые, рыбы, птицы? (изучали строение)

— Какой способ решения новой проблемы вы можете предложить? (изучить строение)

— Изучим строение тела жирафа, выясним, из каких частей оно состоит. Работаем по рисунку в учебнике и на доске.

— Из каких частей состоит тело жирафа? (голова, шея, туловище, ноги, хвост)

— Найдите эти же части тела у кота и коровы. (работа в парах)

— Какой вывод сделаем? (строение одинаковое)

— А кто заметил еще какую-то особенность? (ответы учащихся)

— Чем покрыто тело рыб? Птиц? А тело зверей? (шерстью)

— Верно, тело зверей покрыто шерстью.

(табличка на доске)

Практическая работа.

— А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать учеными. Хотите?

— У каждого из вас на парте лежит конверт. Выложите его содержимое на лист бумаги.

— Что это? (шерсть)

— Рассмотрите пучок шерсти. Потрогайте шерсть на ощупь. Какая она? (мягкая, жесткая, пушистая)

— Какого она цвета?

— Из чего состоит пучок? Чтобы это выяснить, возьмите лупу. (из волосков)

— Много ли волосков?

— Вот такими волосками и покрыто тело зверей.

— Отложите лупу, положите шерсть в конверт.

— Посмотрите, ребята, какой странный наряд надела Мудрая черепаха. Что это? (шерсть)

— Прочитайте, что хочет сообщить нам черепаха. (чтение вслух)

— Итак, звери – это животные, тело которых покрыто шерстью.

— Вернемся к рисунку в верхней части страницы. Теперь можете сказать, кто же зверь? (мышь) Объясните. (ее тело покрыто шерстью)

— Обрадовался муравьишка, побежал в лес зверей искать. Хотите тоже познакомиться с ними?

6. Физминутка.

— Тихо встали.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся, не упал.

7. Продолжение работы. Формирование целостной системы знаний по теме урока.

— А звери-то и не показываются, хотят, чтоб мы загадки отгадали. (Дети отгадывают загадки и рассматривают иллюстрации с изображениями зверей.)

Свежие документы:  конспект урока для 3 класса "О пользе витаминов"

а) Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

б) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (лось)

в) На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

г) Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса)

д) Зверька узнаешь ты легко

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом. (белка)

е) Зимой беленький,

Летом серенький. (заяц)

— Посмотрите, как выглядит заяц зимой.

— Ребята, а вы запомнили, какие звери меняют окраску шерсти зимой? (белка, заяц)

— Устал муравей Вопросик по лесу бегать, решил вернуться домой, да не с пустыми руками, а с фотографиями зверей.

(оформлена доска)

— Кого из этих зверей вы найдете на рисунке на странице 27? (лось, заяц, белка, медведь)

— Какое время года на рисунке? (лето)

— Какого цвета шерсть зайца летом? А шерсть белки?

— Раскрасьте 1 – 2 зверьков.

Беседа о приспособленности зверей к жизни, к условиям обитания.

— Белка и заяц приспособились к жизни, меняя окраску шерсти. У других зверей – другие особенности.

— В низу страницы 27 нарисованы тоже звери. Давайте выясним, что необычного в их строении и с чем это связано.

— Чем летучая мышь отличается от других зверей? (есть крылья)

— Может быть, это птица? (ответы учащихся) Но тело летучей мыши покрыто шерстью. Есть, ребята, еще один признак, по которому можно отличить зверей от других животных. Дело в том, что все звери выкармливают детенышей молоком. (табличка на доске)

— Как вы думаете, а зачем летучей мыши крылья? (ответы учащихся)

— Это связано с ее образом жизни. Крылья заменяют ей передние лапы. Дело в том, что летучая мышь питается насекомыми, а насекомые летают. Охотиться на них легче в воздухе.

— О происхождении этого зверя даже басня написана. Хотите послушать?

«Когда-то давно шла война между птицами и полевыми мышами. Но летучая мышь проявляла осторожность. Когда побеждали птицы, летучая мышь весело летала с ними.

А когда побеждали звери, летучая мышь снимала крылья и бегала по земле, выдавая себя за мышку. А когда война закончилась, ни птицы, ни полевые мыши не захотели принять в свое общество летучих мышей. И им с позором пришлось уйти в пещеры, прятаться там от дневного света и выходить наружу только в темноте.» Но это, ребята, всего лишь сказка!

— Кто узнал следующего зверя? (ответы учащихся) Да, это крот. Посмотрите, какие у него широкие лапы, похожие на лопаты, крошечные глазки размером с маковое зернышко, ушей тоже совсем не видно.

— С чем связаны такие особенности его строения? (крот живет в земле)

Свежие документы:  Тест по окружающему миру для 2 класса «Строение тела человека»

— Верно, крот живет под землей. Широкими лапами роет он подземные ходы. В земле он находит себе пищу: насекомых, червяков. Наевшись, крот укладывается спать, а проснувшись, снова роет землю, ищет еду. Голода этот зверек не выносит. К зиме, когда насекомых мало, крот готовит «консервы из червяков». Крот откусывает им головки и прячет в своих норах. Без голов черви не погибают, но и уползти далеко не могут.

— А почему у крота маленькие глазки? (Под землей всегда темно, поэтому глаза кротам и не нужны. У некоторых кротов глаза даже зарастают тонкой пленкой. Потому и говорят, что кроты слепые.)

— Еще один зверь – кит. Что необычного в его строении? На кого он похож?

— В давние времена у предков китов была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного волосков. С их помощью кит ночью может найти в воде мелких рачков, которыми он питается.

— Кит имеет такое строение, так как живет в воде, где может добывать себе пищу – рачков, других морских обитателей.

— Итак, мы увидели, что разные звери по-разному приспособились к жизни.

Работа в тетради.

— А теперь выполним задание в рабочей тетради на странице 12.

— Рассмотрите рисунок. Какие из этих зверей водятся в нашей стране? Закрасьте кружки зеленым карандашом. Если сомневаетесь, не закрашивайте кружок. (самостоятельная работа)

— Проверим. Назовите зверей, которых вы выбрали. (бобр, олень, кабан, хомяк, тигр)

— А кто живет только в дальних странах? (кенгуру, обезьяна, бегемот, слон, носорог)

8. Творческая работа.

— А теперь внимание – новое задание!

— Откройте коробочку. Что в ней? (шишка, пластилин)

— А зачем нам эти материалы на уроке окружающего мира?

— Догадайтесь, фигурку какого зверька мы можем сделать из этих материалов? (фигурку ежа)

— Для чего используем шишку? А пластилин? (Шишка – это колючее туловище, большой кусок пластилина – вытянутая мордочка, маленькие кусочки — ушки и ножки.)

— Почему у ежа шерсть колючая? (защита от врагов)

— Посадите готового ежа на зеленую подставку. Теперь у нас в классе будет жить целое семейство ежей. Зверьки напомнят нам об этом уроке.

9. Подведение итогов. Самооценка.

— Ребята, на какой вопрос мы с вами отвечали сегодня?

— Кто же такие звери?

— Каких зверей вы запомнили? Что нового о них узнали?

— Ребята, оцените свою работу на уроке. (символы и устные высказывания)

— Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо.



Литература.

1. Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. Моя первая книга о животных. – М.: Дрофа, 1995.

2. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Кн. для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 1996.

3. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Мир вокруг нас: Методическое пособие. 1 класс. – М.: Просвещение, 2002.







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: