Конспект урока по Окружающему миру «Полезные ископаемые» 4 класс


Учитель: Соколовская Т.П.

Предмет: окружающий мир

Класс: 4


Тема урока: «Полезные ископаемые»

свойства полезных ископаемых

Цель:

обучающий аспект

  • знать свойства полезных ископаемых (нефти, торфа, каменного угля),

  • уметь проводить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование,

  • уметь пользоваться естественнонаучными текстами с целью поиска информации (данные и факты для заполнения таблицы),

  • уметь обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

развивающий аспект

  • развивать логическое мышление (анализ, сравнение) при определении свойств полезных ископаемых,

  • развивать теоретическое мышление при систематизации данных по характерным особенностям природных ископаемых,

  • развивать устную речь с использованием терминов “геолог”, “нефтяник”, “месторождение”, “нефтепровод”, “шахтёр”;

воспитывающий аспект:

  • воспитывать интерес и уважение к профессиям геолога, нефтяника, шахтёра,

  • воспитывать осознание ценности природы и своего места в ней,

  • воспитывать этику общения и группового взаимодействия.

Тип урока: изучения новых знаний

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

  • изучение нового;

  • первичная проверка усвоения;

  • итог на рефлексивной основе;

  • информация о домашнем задании (вариативно)






Ход урока:


Название этапа

Время

Организационный момент


1 мин

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

7 мин.


Задача: актуализация знаний, обеспечение мотивации

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

— Над какой темой работаем?

— Что мы называем полезными ископаемыми?

— С какими полезными ископаемыми мы уже познакомились?

— Оценивать знания вы будете сами по ходу урока. Возьмите оценочный лист, подпищите.

— Прочитайте про себя критерии.

«Верно или неверно?»

(Если верно «+»; если неверно «-»).

— Главное свойство гранита – прочность.

— Глина хорошо пропускает воду.

— Главное свойство глины – пластичность.

— При изготовлении стекла используют песок.

— Проверьте и оцените свою работу (На доске плакат с правильными ответами: + — + + ).

— Сегодня мы познакомимся с другими полезными ископаемыми.

— Прочитайте тему.

Какую учебную задачу можем поставить перед собой?

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.




Работают с оценочными листами.





Отвечают письменно (+ или -).





Сверяют результаты, оценивают.



Читают тему.

— Изучить свойства, применение.

Усвоение нового материала

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

Метод: продуктивный

Форма работы: групповая, фронтальная

20 мин.


Деятельность учителя

Давайте вспомним правила работы в группе.

— Какие правила техники безопасности нужно помнить при работе с полезными ископаемыми?

Каждая группа работает с одним полезным ископаемым и заполняет таблицу. При обсуждении другие группы внимательно слушают и стараются определить, что общего в этих трёх полезных ископаемых.

Алгоритм работы записан на листах.

Прочитайте, что нужно будет сделать.

Задание для групп:

План работы

  1. Определите свойства

  2. Запишите их в таблицу (лист № 1)

  3. Недостающие данные найдите в тексте (лист № 2)

— Проверим, как поняли задание.

Обсуждение.

Проанализируйте полученные результаты в группах, выявите общие свойства для всех 3-х полезных ископаемых.

Главное свойство, используемое человеком?

— Когда мы определяли свойства, мы выполнили анализ. Затем мы сравнили полученные результаты.

Как называют места залежей полезных ископаемых? (Месторождение)

— Кто занимается поиском месторождений?

Геолог – специалист, исследующий местность с целью обнаружения полезных ископаемых

(Гео – земля, логос – наука).

Чем занимаются шахтёры?

Шахтёр – горнорабочий, работающий в шахте.

— Работа сложная и опасная.

— Месторождение торфа называют торфяниками.

— Чем опасны сухие торфяники?

Пахнет гарью. Четыре недели

Торф сухой по болотам горит.

Даже птицы сегодня не пели,

И осина уже не дрожит.

А. Ахматова

— Для образования торфа нужно несколько тысяч лет, а для образования каменного угля – миллионы лет. Торф и уголь называют «братьями». Почему? Кто из них старший брат, а кто – младший?

— Нефть обычно находится глубоко в земле. Пробуривают узкие скважины, в них опускают трубы. Под давлением она сначала бьёт фонтаном. Потом насосы. Иногда месторождение нефти геологи находят на дне морей или океанов. Ставятся нефтяные платформы.

Нефтепровод – система труб для передачи нефти на расстояние.

Деятельность учащихся

Учащиеся рассказывают правила работы в группе; правила техники безопасности.


Учащиеся делятся на 3 группы (по желанию).





Выполняют задание в группах, представляют результат работы у доски.

Остальные 2 группы слушают выступающего у доски.









Отвечают.





Отвечают, читают слова с доски.






Смотрят презентацию.



Отвечают.









Отвечают.


Слушают, высказывают своё мнение.








Оценивают работу в группах.

Физминутка (2 мин)


Первичная проверка усвоения


Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; коррекция.

Метод: репродуктивный

Форма работы: индивидуальная

8 мин.

Деятельность учителя

Карточки (2 уровня)

См. Приложение

Деятельность учащихся

Выполняют задания

Проверяют, оценивают.

Выставление отметок 2 мин


Домашнее задание (вариативно) 2 мин


Задача: обеспечение понимания обучающимися цели и содержания д/з

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

Объясняет домашнее задание и раздаёт карточки (см. приложение).

Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание в дневник.



Итог на рефлексивной основе

Задача: рефлексия деятельности

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

3 мин


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Закончите любое предложение:

  • Сегодня на уроке я узнал(а), что

  • Мне было интересно, потому что

— Поблагодарим друг друга за урок.


Отвечают.


Самоанализ

Учитель: Соколовская Т.П.

Дата: 2012 г.

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «В»

Тема урока: «Полезные ископаемые» (по плану 3 урок из 5)

Граница знания – незнания

Знают

Не знают

— понятие «полезные ископаемые»;

— свойства и использование некоторых из них (песок, глина, гранит, известняк)

— свойства нефти, торфа, каменного угля, их общие свойства, применение

Единица содержания: свойства полезных ископаемых

Тип урока: изучения новых знаний

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

  • изучение нового;

  • первичная проверка усвоения;

  • итог на рефлексивной основе;

  • информация о домашнем задании (вариативно)

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Задачи: актуализация знаний, обеспечение мотивации

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Сум: тема, оценочные листы, задания «Верно или неверно», плакат для самопроверки

Усвоение нового материала

Задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

Метод: продуктивный

Форма работы: групповая, фронтальная

Сум: природные ископаемые из коллекции: торф, нефть, каменный уголь; тексты,

таблицы для заполнения, презентация «Добыча угля, торфа, нефти», карточки со словами, стихотворение А. Ахматовой

*Домашнее задание

Задача: обеспечение понимания обучающимися цели и содержания д/з

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Сум: карточки с заданием

Первичная проверка усвоения

Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; коррекция

Метод: репродуктивный

Форма работы: индивидуальная

Сум: разноуровневые карточки (2 варианта)

Итог на рефлексивной основе

Задача: рефлексия деятельности

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Сум: незаконченные предложения






Приложение

Оценочный лист


критерии

Этапы урока

баллы


Правильно выполнено – 3 балла

1 ошибка – 2 балла

2 ошибки – 1 балл

Более 2 ошибок – баллов


Уточнения, дополнения – 1 балл

Игра «Верно – неверно»


Работа в группе


Проверим свои знания


Всего баллов


Отметка

«5» — 9 баллов и больше

«4» — 7 – 8 баллов

«3» — менее 7 баллов


Карточки для первичной проверки усвоения нового материала

Вариант № 1

  1. Из чего образуется каменный уголь?

  2. С помощью чего передают нефть на большие расстояния?

  3. Какое свойство нефти в основном используют люди?

Вариант № 2

  1. Почему торф называют «младшим братом» каменного угля?

  2. Геолог – это специалист …

  3. Почему авария нефтяного танкера считается бедствием?

Раздаточный материал для работы в группах

Лист № 1 (для работы в группах)

1. Определите свойства.

2. Запишите их в таблицу (лист № 1).

3.Недостающие данные найдите в тексте (лист № 2)

Свойства

Каменный уголь

Торф

Нефть

Цвет




Твердый — жидкий




Прочный — хрупкий




Легче — тяжелее воды




Маслянистое – не маслянистое




Из чего образуется




Где применяется




Главное свойство, используемое человеком




Лист № 2

Каменный уголь

Из каменного угля получают много полезных продуктов: фотоплёнку, лекарства (аспирин, нашатырный спирт), краски и красители. Он хорошо горит, даёт при этом много тепла, поэтому его используют при отоплении помещений, а также как топливо на фабриках, заводах, железных дорогах. Его иногда называют «хлебом промышленности».

Каменный уголь образовывался в течение миллионов лет, главным образом из отмерших растений – гигантских папоротников и хвощей, заросли которых когда-то густо покрывали нашу планету. Иногда на кусках каменного угля обнаруживают отпечатки древних растений.

Торф

Образуется торф на болотах из остатков растений. Одно из главных растений-торфообразователей – мох сфагнум. Он плавает на поверхности воды. При отмирании он опускается на дно болота. Из этих остатков образуется торф. За 1 год образуется всего 1 мм торфа. Торф иногда называют «младшим братом» каменного угля. Для образования торфа требуется несколько тысяч лет. А ещё через несколько миллионов лет торф превращается в каменный уголь.

Люди используют торф, прежде всего, как топливо. Некоторые виды торфа служат прекрасным удобрением. Хорош торф в качестве подстилки для скота. Один килограмм торфа может впитать 20 кг влаги. А ещё в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.

Нефть

Учёные полагают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

Основное свойство нефти, которое использует человек, её горючесть. Зачем человеку нужна нефть? Прежде всего, как топливо. Из нефти получают бензин и керосин, машинное масло, пластмассы. Нефть используют в пищевой промышленности. При переработке нефти получают парафин, который нужен для упаковки сыра. Парафин предохраняет сыр от высыхания и плесени. Парафином пропитывают бумагу, в которую заворачивают жирные продукты. Разверните конфету в фантике. Под ним белая бумажка, пропитанная парафином.


Домашнее задание (вариативно)

Провести дома практическую работу, записать свойства столовой соли по плану:

Свойства

результат

Цвет


Вкус


Что происходит с солью в воде?


Из чего изготовлена столовая соль? Ответ найдите в дополнительных источниках.


Найдите и запишите пословицы о соли

(1-2).











Свежие документы:  Конспект урока на тему «Золотая осень»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: