Конспект урока по Окружающему миру «Великий круговорот жизни» 3 класс


Тема. Великий круговорот жизни (3 класс )

Цели: 1.познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и с основными звеньями этого круговорота;

2. развивать мышление и речь;

3. воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки «организмы-производители», «организмы-потребители», «организмы-разрушители», отрывок из мультфильма «Король Лев».



Ход урока.

1.Оргмомент.


— Проверьте рабочее место. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приступим к занятию с хорошим настроением

— Сегодня мы вспомним весь раздел, который мы изучали, и узнаем, как связаны между собой живые организмы. А какой это раздел? (Эта удивительная природа)


2. Актуализация опорных знаний.

Слайд 1

1. На какие две группы можно разделить все природные объекты? (Природа бывает живая и неживая.)

2. Назовите объекты живой природы. (растения, животные, бактерии, грибы)

3. Назовите признаки жизни (рождение, питание, дыхание, рост, размножение, движение, смерть)

4. Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце, почва)

Природа


Живая

Неживая



  1. Растения

  2. Животные

  3. Бактерии

  4. Грибы

  1. Вода

  2. Воздух

  3. Солнце

  4. Почвы








5. Какое значение имеют воздух, вода и солнце для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, вода для питания и роста, солнце дает тепло).

6. Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)

— Какую роль играет почва в жизни живых организмов? Вспомним, отгадав кроссворд, и узнаем ключевое слово урока


3. Сообщение темы и задач урока. (на доске)


  1. Назовите главное свойство почвы. (Плодородие)

  2. Что придаёт почве тёмный цвет? (перегной)

  3. Из чего образуется перегной? (остатков)

  4. Под действием этих живых существ перегной превращается в соли. (бактерии)




п


п


л

е

о

б


р

д


о

а

е

о

с

?

к

р

у

г

о

в

о

р

о

т

т


н


о


а

е

о

д

т

р

й

и

к

и


е

и

и




Вы догадались, какое ключевое слово было спрятано? КРУГОВОРОТ

— Вам знакомо это слово? ( Да. Мы изучали тему «Круговорот воды в природе»)

— Давайте внимательно посмотрим отрывок из мультфильма «Король Лев».

О каком круговороте говорит Король Лев, когда рассказывает Симбе о саванне? (Просмотр отрывка, видео 1 мин.)

— О каком великом круговороте говорит Король Лев? (О великом круговороте жизни).

к

р

у

г

в

о

р

о

т



Великий


— Король Лев был совершено прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей.

4. Работа по теме урока. Беседа.

— Основу круговорота составляют три группы организмов:

1. организмы — производители;

2. организмы — потребители;

3. организмы — разрушители.

ОРГАНИЗМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОРГАНИЗМЫ-ПОТРЕБИТЕЛИ

ОРГАНИЗМЫ-РАЗРУШИТЕЛИ


5. РАБОТА В ГРУППАХ.

— Вам что-нибудь понятно? Мне нет. Я предлагаю вместе разобраться. Вы поработаете экологами и выясните, кто такие организмы- производители (1 ряд), потребители (2 ряд), разрушители (3 ряд).

— Работая в группе с учебниками вы ответите на 2 вопроса. Старшие групп получают задания- карточки.

(1 РЯД)

1. Кто относится к организмам – производителям?

2. Почему их так называют?


(2 РЯД)

1. Кто относится к организмам- потребителям?

2. Почему их так называют?


(3 РЯД)

1. Кто относится к организмам- разрушителям?

2.Почему их так называют?

Выслушиваем ответы детей.

Дети 1гр: Организмами – производителями учёные – экологи называют растения. Так как только растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).

Дети 2 гр.: Организмами – потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.


Дети 3 гр. : организмы — разрушители это бактерии и грибы. Бактерии и грибы разрушают остатки мёртвых животных и растений. Благодаря грибам и бактериям эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

Рассмотрите схему на с.124 . Найдите ту часть схемы, без которой не будет круговорота жизни, растений , животных , бактерий и грибов.

Д.: Я считаю, что это почва.

— Какие процессы происходят в почве?


















Дети: В почве происходит разрушение остатков мёртвых растений и животных. Остатки перегнивают. А затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли.

— Кто расскажет по схеме как происходит круговорот жизни? (Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов- разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.)

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.


1. Обсуждение проблемных ситуаций.

— Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва.

Д.: — Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится.


— Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве.


— Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи.


— Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться.




7. ИТОГ УРОКА.


— Что является участником круговорота жизни? ( Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни)


8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Читать стр.125 — 127.

2. Работа в рабочей тетради №1. стр. 56. №1.

— Выполните задание №1. Поставьте цифры против каждого рисунка.

Объясните своё решение. (Возможны вспомогательные вопросы)

Рассмотрите рисунки. 1. Кто изображён на первом рисунке? К какой группе организмов в круговороте жизни они относятся?(Потребители).

2. — Что изображено на 2 рисунке? (Разрушители).

3. — Что изображено на 3 рисунке? (Производители).

— Выполните задание №2.

— Проведите стрелочки так, чтобы в схеме получился круговорот жизни.








Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Определение свойств почвы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: