Конспект урока русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Обобщение знаний»



Конспект урока русского языка в 3 классе

«Имя прилагательное. Обобщение знаний»

Дронова Валентина Михайловна,

учитель начальных классов МБУ школы №32 г.о. Тольятти


Цели урока:

  • формировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных;

  • развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

  • закреплять навыки правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных, состав слова, разбор по членам предложения.


Оборудование:

— проектор, компьютерная презентация,

— набор предметных картинок для проведения словарного диктанта,

У учащихся: учебники «Русский язык» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)


Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, дорогие ребята.

Как вы понимаете моё обращение к вам?

– Скажите, пожалуйста, какую тему мы с вами проходили?

– А как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?

– Правильно. Сегодня мы с вами будем обобщать наши знания об имени прилагательном: будем повторять изученные ранее орфограммы, работать над распознанием рода, числа имён прилагательных, обобщим значение имён прилагательных в нашей речи.

– В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

– Мы уже не один раз повторяли: имя прилагательное. А что же это такое?

– С какой частью речи очень дружит имя прилагательное?

— Прочитайте тему урока. Давайте определим задачи урока.


2. Словарная работа.

– Давайте некоторые из них запишем: (картинный диктант: заяц, картина, малина, месяц, одежда, тарелка, огород, пенал, лопата)

– Назовите орфограммы.

– По ходу записи устно подберите признаки данных предметов.

– Как определить род имени прилагательного?

– Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср.р.?

Приведите примеры.

– Устно составьте предложение с любым словом.


3. Письмо под диктовку.

– Запишите предложение: Над трепещущей осиной лёгкий месяц заблестел.

– Разберите по членам предложения.

– Выпишите словосочетания: сущ. + прил.

Разберите имя прилагательное как часть речи (лёгкий (месяц)-н.ф. лёгкий, прил., м.р., ед.ч.)


4. Работа с синонимами и антонимами.

А теперь внимание на экран.

– Внимательно прочитайте записанные слова (внимательный, молодой, добрый, заботливый, чуткий, старый, отзывчивый, юный, злой, пожилой, жестокий)

– Что объединяет все эти слова? (имя прил., м.р., ед.ч.)

– На какие две группы можно разделить данные имена прилагательные?

– Запишите слова в два столбика. В первый – имена прилагательные, обозначающие возраст человека, начиная с самого раннего возраста. Во второй столбик – имена прилагательные, обозначающие качества человека.

– Проверьте, как у вас получилось.

– Какими качествами вы хотели бы обладать?

– Подберите из данных групп антонимы. Что такое антонимы?

– Подберите синонимы. Что такое синонимы?


5. Физкультминутка для глаз

-Мы с вами очень хорошо потрудились, а теперь давайте отдохнём.


6. Работа с деформированным текстом.

– На экране напечатан текст. Посмотрите на него.

Светит яркое солнце. Дует тёплый ветер. Зеленеет свежая трава. Журчит звонкий ручей. Летят перелётные птицы.

– Ой, кажется, у нас проблема. Текст рассыпался. Давайте решим эту задачу. Восстановите текст и запишите его в тетрадь. При записи можете добавить свои имена прилагательные.

– Прочитайте, что у вас получилось.

– О каком времени года в нём говорится?

– Для чего в своей речи мы используем имена прилагательные?


7. Тест по теме: «Имя прилагательное».

– А теперь давайте проверим, как вы усвоили тему: «Имя прилагательное» и проведём небольшой тест.

1. Укажите лишнее слово:

1) синие 2) здание 3) высокие 4) мягкие

2. Выбери правильный ответ:

Имя прилагательное это-…

  1. часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что?

  2. часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

  3. часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делает? что сделает?

3. Выбери правильный ответ:

В предложении имена прилагательные связаны:

1) с существительными

2) с прилагательными

3) с другими словами

4. К каждому прилагательному подбери подходящие по смыслу существительные:

черный: 1) ягода 2) плащ 3) окно 4) портфель

красивая: 1) блузка 2) цветок 3) девочка 4) букет

5. Укажи прилагательные, противоположные по значению данным:

Эта рубашка чистая, а та…

  1. чужая 2) грязная 3) шёлковая 4) полосатая

Книга толстая, а газета…

  1. интересная 6) научная 7) старая 8) тонкая

6. Укажи прилагательные мужского рода:

1) пушистый 5) светлая

2) спелое 6) большой

3) зелёная 7) горячее

4) зимняя 8) громкий

7. Укажи прилагательные среднего рода:

1) мягкий 4) весёлое 7) ранняя

2) свежее 5) спелая 8) молодой

3) трусливый 6) дальнее 9) зеленое

8. Укажи прилагательные женского рода:

1) глубокая 4) красное 7) простая

2) чужой 5) синяя 8) новый

3) хорошее 6) холодная 9) яркий

9. Укажи сочетании слов, в которых допущены ошибки:

1) новый дом 4) молодое лицо

2) красная платье 5) высокий липа

3) зубный врач 6) яркое радуга

10. Укажи прилагательные во множественном числе:

1) тонкий 2) зелёные 3) свежее 4) дальняя

5) широкая 6) веселые 7) зимние 8) правый 9) старое

11. Укажи подходящее окончание к данному прилагательному:

спел… колосья: 1) –ое 2) –ая 3) –ые 4) –ый

гусин… перо: 5) –ые 6) –ый 7) –ая 8) –ое

12. Укажи сочетания слов, в которых допущены ошибки:

1) громкий голос 5) зеленая липы

2) темная улицы 6) прохладные вечер

3) утренняя роса 7) теплое лето

4) верный друзья 8) быстрые реки


– Проверьте свои ответы (взаимопроверка)

– Поставьте оценки своему соседу, оцените свои достижения.

– Кто получил оценку «5»? «4»? «3»?

— Что нужно сделать, чтобы улучшить свой результат?


8. Итог урока.

– Какую тему мы изучили?

— Что мы узнали об имени прилагательном?

— Какие задачи урока удалось выполнить?


9. Домашнее задание.

Инвариант – «Дидактический материал», с. 42 №39

Вариант — Написать небольшой рассказ из пяти предложений о нашем городе, используя имена прилагательные.



















Свежие документы:  Конспект урока на тему «Бумага и её свойства»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: