Конспект урока «Весна в Бузулукском бору»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №145»









Конспект урока

«Весна в Бузулукском бору»













подготовила учитель-логопед

Гречишникова Ольга Сергеевна









г. Оренбург 2013г



Тема: «Весна в Бузулукском бору».

Вид: Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество».

Цель: Формирование речевых навыков и познавательных способностей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— Обогащать словарный запас по теме «Весна, весенний лес»;

— Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающего мира.

Коррекционно-развивающие:

— Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа слов, навыки к обучению грамоте (умения соотносить звук и букву, читать и печатать слова);

— Развивать связную эмоционально-выразительную речь (фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты);

— Развивать общую, мелкую, зрительную, дыхательную моторику через игровые упражнения;

— Развивать продуктивную деятельность детского творчества посредством использования бросового материала.

Коррекционно-воспитательные:

— Воспитывать бережное отношение к миру живой природы (чувства ответственности, заботы, эмпатии, защиты окружающей среды);

— Воспитывать интерес к родному краю и его достопримечательностям, интерес к социальным событиям;

— Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам (взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками, безопасность в транспорте и лесу).

Оборудование, материал: компьютер, диапроектор, экран, индивидуальные карточки, спортивная «дорожка», фонарик, простые и цветные карандаши.

Предварительная работа: беседа по теме: «Весна», «Деревья», «Животные», «Растения», «Птицы», чтение и печатание слов, заучивание стихотворения Е.Серовой «Ландыш», звуко-буквенный анализ слов, штриховка.

Словарная работа: бор, заповедник, лесничий.

План

  1. Вводная часть (3-5 минут).

  • Организационный момент.

  • «Зарядка для ума».

  • Звуковое письмо.

  1. Основная часть (17-20 минут).

  • Игра на внимание.

  • Поездка в Бузулукский бор.

  • Игры: «Живые слова», «Живые буквы».

  • Музыкально-ритмическое упражнение.

  • «Возвращение солнца».

  • Встреча с лесничим (Рассказ о Бузулукском боре)

  • Прогулка по бору (игры: «Большой, средний, маленький», «Чьи следы?»).

  • Художественное слово. (Чтение стихотворения Е. Серовой «Ландыш»

  1. Заключительная часть (5-10 минут).

  • Возвращение в Оренбург.

  • Подведение итогов.

  • Работа с карточками. (Дорисовывание, штриховка, составление схемы, печатание слова).



Ход непосредственно образовательной деятельности

(Дети заходят в музыкальный зал, встают вокруг логопеда)

— Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Весна)

-После чего наступает весна? (После зимы)

-Какое время года наступит после весны? (Лето)

-Сколько всего времён года? Назовите их.(Четыре. Зима, весна, лето, осень)

-Сколько весенних месяцев? (Три)

— Какой сейчас месяц? (Май)

— Как называется 1-ый весенний месяц, 2-ой? (Март, апрель)

— Сколько месяцев в году? (Двенадцать)

— Какой сегодня день недели? (Среда)

— Какой будет завтра? (Четверг)

— Какой был вчера? (Вторник)

— Назовите 5, 7, 1,6 день недели. (Пятница, воскресенье, понедельник, суббота)

— Как называется день недели между вторником и четвергом? (Среда)

— Какая сейчас часть суток? (Утро)

— Что будет потом? (День)

-Что было перед утром? (Ночь)

— Сколько всего частей суток? (Четыре)

— Сколько часов в сутках? (Двадцать четыре)

— Молодцы, ребята, хорошо мы провели разминку, а теперь поговорим с вами о весне. (Сообщение на телефон)

— Извините, мне пришло звуковое письмо. Сейчас мы узнаем, кто его прислал. (Включаю слайд с муравьём)

ГОЛОС: Помогите! Помогите! Я муравьишка! Я проснулся, а кругом темно, весеннее солнце в наш бор ещё не заглядывало. Помогите, пожалуйста! Мы хотим, чтобы солнышко засветило у нас.

— Да, ребята, вот так сообщение. Что же делать? (Помочь муравью).

— Я тоже так думаю, нужно помочь жителям бора.

— Что такое бор? (Это лес)

— Да, бор — это хвойный, обычно сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.

— В какой области мы живём? (В Оренбургской)

— В нашей области есть бор? (Есть)

— Как он называется? (Бузулукский). Почему Бузулукский бор? (?)

— Да, он расположен в 15 км. от г. Бузулук.

— Посмотрите, ребята, на экран — это знаменитый заповедник, достояние России, его площадь чуть больше 111 тыс. га., находится среди степей Заволжья и Предуралья, на границе Самарской и Оренбургской области.

— Что такое заповедник? (?)

— Заповедник — это неприкосновенное, охраняемое законом место, здесь оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, птицы.

— Кто-то из вас был в этом бору? (Саша, Егор, Андрей)

— А на чём можно добраться? (На машине, автобусе, поезде)

— Мы поедем на поезде, если поспешим на железнодорожный вокзал, то успеем до его отправления. Возьмитесь за руки и не отставайте от меня. На вокзале много людей, можно потеряться. (Бегут по кругу)

— А вот и железнодорожный вокзал, поезд уже стоит, чтобы войти в вагон, я хочу проверить ваше внимание. Игра называется: «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу».(Игра)

ГОЛОС: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! ПОЕЗД «ОРЕНБУРГ – САМАРА» ОТПРАВЛЯЕТСЯ С ПЕРВОЙ ПЛАТФОРМЫ. СЧАСТЛИВОГО ПУТИ! (Гудок отправления поезда)

— Садитесь удобно, дорога дальняя, а чтобы нам время не терять, мы сейчас поиграем, заодно вспомним о весне.

(На экране появляется первая игра)

Игра: «Собери предложение».

Игра: «Скажи с разной интонацией».

— Помните, Муравьишка сказал, что в бору темно. Сейчас мы сделаем зарядку для глаз, чтобы лучше видеть в темноте. (Зарядка) А теперь сделаем зарядку для рук, т.к. сила пальцев нам потребуется. П/г. «Ласточка».

ГОЛОС: «УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ! ПОЕЗД «ОРЕНБУРГ – САМАРА» ПРИБЫВАЕТ НА СТАНЦИЮ « БУЗУЛУК», СЛЕДУЮЩАЯ СТАНЦИЯ «БУЗУЛУКСКИЙ БОР». ( Слайд вокзала г. Бузулука)

— А вы знаете, как нужно вести себя в бору? (Не кричать, не разорять гнезда и муравейники, не рвать цветы и траву, не отставать друг от друга).

ГОЛОС: « Станция — БУЗУЛУКСКИЙ БОР»

-Будьте осторожны, не толкайтесь, выходите по одному из вагона на перрон, мальчики помогайте девочкам.

— Чтобы попасть в заповедник, нужно пройти по перекидному мосту. Будьте осторожны. (Дети шагают по ребристому мостику)

( СВЕТ ГАСНЕТ) (Слайд бора темного)

— Ой, как темно! Но у нас есть фонарик. Смотрите, я вижу пенёк, а на нём карточки, возьмите по одной.

— Что написано у тебя, Рома, Радик, Оля? (Сверкает, всех, светит, согревает)

— Встаньте по порядку написанных цифр. Что получилось? Кто прочитает?

— «Светит, сверкает всех согревает» — это солнце.

— Смотрите, а на этом пеньке буквы. Встаньте по порядку, чтобы получилось слово- солнце.

— Солнышко все равно не видно…

— А сейчас возьмитесь за руки и все вместе позовём солнышко. (Логоритмическое упражнение «Солнышко»)

Солнышко, колоколнышко, (расходятся)

Ты пораньше взойди, (поднимаются на носочки)

Нас пораньше разбуди, (опускаются)

Нам в лес бежать, (бегут по кругу)

Нам весну встречать.( останавливаются и кланяются) (На экране появляется солнышко). Включают свет.

ГОЛОС: (появляется муравей) УРА! Спасибо, вам, ребята! Как красиво, светло, радостно стало в нашем бору. Я приглашаю Вас погулять по лесу! (Слайд с муравьем на муравейнике).

— Ребята, как хорошо, что солнышко вернулось в бор, а как же нам гулять, если мы ничего здесь не знаем?

(Выходит лесничий)

— Здравствуйте! Спасибо, Вам, за то, что вернули солнышко в заповедник. В нашем национальном парке столько всего интересного, а без солнца никто бы ничего не увидел.

— Да, мы тоже хотели посмотреть, Вы нам поможете?

— Конечно, помогу, ведь я лесничий, специалист лесного хозяйства, руковожу всеми работами, слежу за охраной и защитой всего Бузулукского бора. Смотрите… (Показ слайдов на фоне чтения стихотворения)

Среди степей ковыльных оренбургских

«Жемчужина зелёная» лежит.

Полюбоваться бором Бузулукским

И стар и млад скорее поспешит.



На месте древнего каспийского поморья

Река Боровка извиваясь вдаль бежит.

Водицей вкусной, воздухом, раздольем,

Форелью сладкою она нас угостит.



Есть две великие сосны в бору тенистом,

Уж больше трёхсот лет они стоят.

Здесь ива, дуб и липа воздухом душистым

Деревья кроною по ветру шелестят.



Животный мир разнообразьем полон:

Здесь ночью властвует сова, летучая мышь,

Есть черепахи, змеи и тритоны.

На речке просто благодать и тишь.



Орлы, чеглок и змееяды пролетают,

Есть дятлы, соколы, сизовка и глухарь.

И редкий чёрный аист посещает,

Журавль серый и другая божья тварь.



Кабан, барсук, лисица, лось могучий,

Олень пятнистый, ласка, горностай,

Куница, белка, рысь прыгучая.

Животных ты попробуй сосчитай.



Среди красы великих стройных сосен

Построен прямо райский уголок.

И каждому туристу, кто лишь спросит,

Даёт турбаза сил, здоровья- всем в залог.



Сей клад природы требует защиты:

«Оберегать, лелеять, сохранять!»

Наш житель – это как закон прими, ты,

Что Бузулукский бор должны мы защищать!



— Спасибо, уважаемый лесничий.

— В нашем бору есть красивые цветы — ландыши, это лекарственное растение.

— Наши ребята знают стихотворение про ландыш.

(Чтение ребёнком стихотворения «Ландыш» Е. Серовой)

— Спасибо, за красивое стихотворение, а я предлагаю присесть на полянку и поиграть в игры.

(Игра: «Большой-маленький»)

— Вдоль берега реки Боровка растут лиственные деревья. Смотрите лист большой, а если поменьше — (листик), а еще меньше — (листочек).

— Слышите, ручей журчит, а поменьше — (ручеёк), а еще меньше — (ручеёчек).

— Смотрите гриб, а это — (рибок), а совсем маленький — (грибочек).

— Чьи это следы? (Оленьи, волчьи, заячьи, медвежьи).

— Спасибо, очень интересно в вашем весеннем бору, жалко расставаться с этой красотой, но нам нужно возвращаться домой. Ребята, вдохните на прощанье свежий, сосновый, весенний воздух. (Упражнение для дыхания).

— На прощанье я хочу дать вам этот конверт, когда приедете домой, посмотрите, что в нём. До свидания, приезжайте ещё.

— Осторожно проходите, ребята, по мосту на перрон, поезд уже стоит, пропускайте девочек вперёд, заходите в вагон.

ГОЛОС: «БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, ПОЕЗД «САМАРА — ОРЕНБУРГ» ОТПРАВЛЯЕТСЯ СО ВТОРОЙ ПЛАТФОРМЫ. СЧАСТЛИВОГО ПУТИ! (Слайд)

— В поезде ведите себя спокойно, с места не вставайте, поезд едет с большой скоростью.

— Вот приедем мы домой и что же расскажем тем, кто не был с нами?

-Что такое бор? (Сосновый лес). Почему называют его заповедником? (Охраняется законом). Кто нас встречал?(Лесничий).Что больше всего запомнилось? (Стихи про бор и фотографии), (Игры в поезде), (Рассказ лесничего).



ГОЛОС: УВАЖАЕМЫЕ ПАССАЖИРЫ! ПОЕЗД «САМАРА– ОРЕНБУРГ» ПРИБЫВАЕТ НА ПЕРВЫЙ ПУТЬ.

— Осторожно выходите, возьмитесь за руки, чтобы не потеряться. Теперь поспешим в детский сад.

— Ребята, сейчас предлагаю присесть за столы и посмотреть, что передал лесничий. (Достаю карточки из конверта).(Слайд с заданием)

— Слушайте задание. Нужно дорисовать дерево, заштриховать так, как показано слева, записать внизу название дерева и составить звуковую схему.

— А теперь посмотрите на экран. У всех так получилось? Как называется дерево? (Ель). Сколько букв в слове ель? (Три). Сколько звуков? (Три). Какой первый,(Й), второй, (Э), третий?(ЛЬ). Почему буква «Е» дает два звука? (Потому что стоит в начале слова)

— Молодцы, ребята, все были внимательны и справились с заданием лесничего.

— Что Вам понравилось в сегодняшней поездке? (КАК вместе гуляли по бору). (Как помогли муравьишке).

— Мне было приятно с вами работать. Спасибо. До свидания.







Список используемых источников:

1. Мариничева О.В. Ёлкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. — Ярославль: Академия развития, 1997г.

2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006г.

3. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. Пособие для логопедов.- М.: Мозаика — Синтез, 2006г.

4. Ушакова О.С. Речевые игры и упражнения для дошкольников: — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996г.

5. Энциклопедические данные по теме: «Бузулукский бор».

6. Стихи о Бузулукском боре ( ав. Гречишникова Ольга Сергеевна)

7. https://images.yandex.ru/yandsearch

8. https://www.google.ru











Свежие документы:  Конспект урока по окружающему миру во 2 классе "Невидимые нити в зимнем лесу"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: