Урок окружающего мира 3 в классе «Экосистема леса. Лесные производители»


Урок окружающего мира 3 в классе «Экосистема леса. Лесные производители»

Тема урока:

Планируемые результаты.

Личностные:

— учебно-познавательный интерес к экосистеме леса;

— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

— принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

— производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;

— выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.

Познавательные:

— постановка и решение проблемы;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

— строить рассуждения;

— сравнивать, обобщать.

Коммуникативные:

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— излагать свою точку зрения и аргументировать её;

Предметные результаты:

— приводить примеры лесных производителей;

— различать виды лесных растений, распределять их по «этажам».

Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по выявлению особенностей экосистемы леса, лесных производителей.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: решение проблемной ситуации, словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, наглядный метод, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самооценка.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, правила работы в группе, лист самооценки, конверты с заданиями, мультимедийный проектор, презентация к уроку, интерактивный тест.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Самоопределение

к деятельности

Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Проверьте, пожалуйста, порядок на рабочем месте.

Оцените свою готовность к уроку. Молодцы! Начинаем урок. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбки. Зачем люди улыбаются друг другу? Садитесь.

Вы – дружные,

Вы — внимательные,

Вы — старательные,

Вы отлично учитесь,

У вас всё получится!

— А что нужно делать, чтобы всё получилось на уроке? Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке он сможет добиться высоких результатов? Мне очень приятно!

— Сегодня вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Желаю вам хорошо потрудиться! Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения.


— проверяют готовность к уроку



— выполняют самооценку













-внимательно слушать, активно работать

  1. Актуализация знаний, мотивация

— Скажите, пожалуйста, над какой большой темой мы сейчас работаем?

— Что такое экосистема? Какие экосистемы мы уже знаем?

— Из чего состоит любая экосистема?

— Что относим к живой природе? Неживой?

— Сейчас я предлагаю вам немного вспомнить ранее изученный материал с помощью кроссвордов. Вы будете работать в группах постоянного состава. Прежде чем приступить к заданию, вспомним правила работы в группах. (На столах памятка «Как работать в группе»). Готовы? Покажите свою готовность. Замечательно!

— Приступаем.

1 группа — ключевое слово: трава

2 группа – ключевое слово: кустарник

3 группа – ключевое слово: деревья


— 1 группа, какое ключевое слово у вас получилось? Какой вопрос был самым лёгким? Какой вызвал затруднение? и т.д.


— Ребята, что объединяет эти слова? Кто они по «профессии»? Молодцы! Отлично справились с заданием!

Экосистемы


Единство живой и неживой природы, в котором поддерживается круговорот веществ

— из живой и неживой природы

-к живой: производителей, потребителей и разрушителей, к неживой: почва, вода, горные породы, воздух




Отгадывают кроссворды







— трава, кустарник, дерево




-растения, производители



  1. Постановка учебной проблемы

А сейчас закройте свои глазки и послушайте.

Фонограмма «Звуки леса»

— Куда мы с вами попали? Где мы можем услышать такие звуки?

— Кто же догадался о какой экосистеме сегодня пойдёт речь?

— Используя ключевые слова скажите, какой мир леса мы будем изучать на этом уроке? Согласны?

— Правильно, молодцы!

— А какую роль выполняют растения в лесу?

— Итак, сформулируйте тему урока.

— Какое определение можно дать слову лес? Давайте узнаем как на этот вопрос ответили Лена и её папа.

— Чем отличаются мнения Лены и папы? Какой возникает вопрос? Давайте сравним свой вопрос с авторским на стр. 136.

— Итак, на какой вопрос нам сегодня предстоит ответить? Можем мы сразу ответить на этот вопрос? Можете ли вы назвать мне производителей леса? Назовите. Ваших знаний хватает? Вы всё знаете о растениях леса? Так, нужен нам разговор о лесе? Почему?

Сформулируйте цель урока.

Я предлагаю обратиться к оценочным листам. Отметьте уровень знаний по этому вопросу.

— Поднимите руки те, кто считает, что уровень у него высокий? Отлично! У кого выше среднего? Есть ребята, у которых средний уровень? Что нужно делать, чтобы уровень повысился? Желаю вам успеха!




— в лес


— экосистема леса


— растительный, производителей




— Экосистема леса. Лесные производители.

Ответы детей.


Какие производители населяют экосистему леса?




Ответы детей




-изучить лесных производителей, познакомиться с экосистемой леса

Самооценка


  1. Решение учебной задачи

Мы отправляемся в лес, чтобы ближе познакомиться с его производителями. Лес – это самая сложная экосистема на Земле. С давних времён к этой теме обращались художники – пейзажисты. Одним из таких художников является величайший русский художник — Иван Иванович Шишкин. Его называли «художником русского леса».

Предлагаю вам полюбоваться некоторыми из этих картин. Я приглашаю вас в виртуальную галерею, музыкальным фоном к которой является произведение великого венгерского композитора, пианиста Ференца Листа.

— Смотрите внимательно и подумайте, какая отличительная особенность есть в экосистеме леса, чего нет в других изученных нами экосистемах?

Виртуальная галерея.

— Понравилась галерея? За что мы можем похвалить художника?

— Итак, какая отличительная особенность есть в экосистеме леса, чего нет в других изученных нами экосистемах? Молодцы!

— Посмотрите, кто нас встречает в лесу?

— Лесовик – хозяин леса, он приготовил задания для вас и для молодого Лесовичка. Как вы считаете, сможем мы выполнить задания Лесовика? Я тоже уверена, что вы со всем справитесь!

Ребята, тема леса притягивала не только художников и музыкантов, о лесе писали свои произведения поэты и писатели.

Лесовик предлагает вам послушать отрывок из рассказа Михаила Пришвина «Этажи леса», и помочь Лесовичку ответить на вопрос: о каких этажах идёт речь в этом отрывке?


О каких этажах идёт речь в этом рассказе?

— Сколько этажей насчитали? Какие?

— Как вы думаете, а среди растений сколько этажей? Какие? Приведите примеры. Назовите растения первого этажа. Второго . Третьего. Молодцы!



















— есть деревья
















— среди животных

Ответы детей

— три этажа: травы, кустарники, деревья

  1. Первичное закрепление

— Посмотрите, пожалуйста на задание №2, Лесовик предлагает вам помочь Лесовичку распределить растения, которые записаны в таблице, по «этажам», т.е. на 3 группы, номера групп записывайте в кружочках на карточке. Первая группа отмечает растения первого этажа, 2 группа – второго этажа и 3 группа – третьего этажа.

— Покажите вою готовность к работе! Хорошо!

(Ученики в группах распределяют растения по «этажам»).

— Давайте проверим, как вы распределили группы. Начнём с самого нижнего.

— 1 группа, прочитайте, какие растения вы поселили на первый этаж? Что скажет 2 группа? 3 группа? Согласны?

— Ребята, проверьте себя.

— Подумайте, а что же для всех трав, растущих в лесу, будет общего в строении? Чем они отличаются от других растений?

— Давайте поближе познакомимся с некоторыми представителями лесных трав.


Оценивание по критериям.

Переходим к следующему «этажу» леса, среднему. Что растёт на этом «этаже»?

— 2 группа, прочитайте, какие растения вы поселили на средний этаж?

— 1 группа, ваше мнение? 3 группа? Проверьте себя! Я рада, что вы справились!

— Подумайте, а что же для всех кустарников, растущих в лесу, будет общего в строении? Чем они отличаются от других растений?

— Давайте рассмотрим некоторых представителей лесных кустарников.

Оценивание по критериям


Переходим к следующему «этажу» леса, верхнему. Что растёт на этом «этаже»?

— 3 группа, прочитайте, какие растения вы поселили на третий этаж?

— 2 и 3 группа, согласны? Замечательно!

Послушаем сообщение об одном представителе лесных деревьев.


Оценивание по критериям.


Скажите, что же для всех деревьев, растущих в лесу, будет общего в их строении?

— Как вы думаете, какой этаж основной, самый главный в лесу. Почему?

Физминутка








Оценка


Распределяют растения по этажам



Самопроверка




— зелёный стебелёк, низкие



Сообщение «Венерин башмачок»



Оценивание по критериям


кустарники



Сравнивают с эталоном


— выше трав, несколько стеблей



Сообщение «Малина»


Самооценка по критериям



— деревья




Сообщение «Берёза»



Оценивание по критериям.


— один ствол, высокие


— деревья


Выполняют движения

  1. Обобщение усвоенного

.- Ребята, какие бывают деревья в зависимости от листочков?

Работа в учебнике (с.59)

Посмотрите на рисунок, назовите хвойные и лиственные деревья.

— Согласны?

— А теперь давайте всё вспомним, что мы с вами уже узнали на уроке и сделаем вывод. Что такое экосистема леса?

— Сколько основных этажей можно выделить в лесу?

— Какие?

— Как вы думаете, каким растениям леса достаётся больше всего света? Почему?

— Как вы думаете, что дают деревья травам и кустарникам?

— Какую роль в экосистеме леса играют деревья, кустарники и травы? Докажите своё мнение

— Скажите, а чем лес полезен человеку?

— Как люди должны относиться к лесным богатствам?

— хвойные и лиственные


Называют хвойные и лиственные деревья





Ответы детей








— производители


Ответы детей

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

— А сейчас я прошу вас вспомнить всё, о чём мы говорили на уроке и ответить на вопросы теста, который вам предлагает Лесовик.

— Покажите готовность групп! Вижу, что готовы к выполнению задания!

Работа с интерактивным тестом.

Самопроверка.






Выполнение теста

Самопроверка

  1. Итог урока Рефлексия

— Итак, ребята, давайте вспомним, на какой вопрос мы хотели найти ответ? Смогли мы ответить на этот вопрос? Какие производители населяют экосистему леса?

— Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Мы достигли цели? Поднимите руку, кто считает, что достигли цели? Почему вы так считаете?

— Кто считает, что достичь цели помогла работа в группах?

Оцените свою работу в группах.

— Какие качества ученика вам помогали в работе? Эти качества очень высоко ценятся среди людей! Поблагодарите друг друга за хорошую работу! И я вас благодарю!

Ответы детей









Оценка по критериям

  1. Советоваться друг с другом!

  2. Не перебивать!

  3. Выслушивать мнение каждого!

  4. Не спорить!

  5. Работать активно!

  1. Оценка







Домашнее задание

Самооценка.

— Вернемся к оценочным листам.

— Оцените свой уровень знаний об экосистеме леса и её производителях по результатам сегодняшнего урока.

Поднимите руки у кого уровень изменился? Стал выше?

Необходимый уровень:

Дома прочитайте материал урока № 15 стр.58-61 ответьте на вопросы.

Повышенный уровень: Подготовить сообщение о прозводителях леса.

Максимальный уровень: сообщение + презентация о производителях леса.


— Спасибо за урок! Я вами очень довольна!

Самооценка



Свежие документы:  Классный час "Нет ничего краше, чем родина наша"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: