Урок окружающего мира 3 в классе «Экосистема леса. Лесные производители»
Тема урока:
Планируемые результаты.
Личностные:
— учебно-познавательный интерес к экосистеме леса;
— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;
— производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;
— выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме.
Познавательные:
— постановка и решение проблемы;
— осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;
— строить рассуждения;
— сравнивать, обобщать.
Коммуникативные:
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Предметные результаты:
— приводить примеры лесных производителей;
— различать виды лесных растений, распределять их по «этажам».
Цель: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по выявлению особенностей экосистемы леса, лесных производителей.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Вид урока: урок-путешествие.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: решение проблемной ситуации, словесный обмен учебной информацией, выполнение заданий группой школьников с помощью раздаточного материала, наглядный метод, работа с учебником, индивидуальное сообщение новой для класса информации отдельными учащимися, самооценка.
Оборудование и наглядные пособия: учебник, правила работы в группе, лист самооценки, конверты с заданиями, мультимедийный проектор, презентация к уроку, интерактивный тест.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
к деятельности | Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Проверьте, пожалуйста, порядок на рабочем месте. Оцените свою готовность к уроку. Молодцы! Начинаем урок. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и подарите друг другу улыбки. Зачем люди улыбаются друг другу? Садитесь. Вы – дружные, Вы — внимательные, Вы — старательные, Вы отлично учитесь, У вас всё получится! — А что нужно делать, чтобы всё получилось на уроке? Поднимите руки те, кто считает, что сегодня на уроке он сможет добиться высоких результатов? Мне очень приятно! — Сегодня вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного, будете работать дружно в группах и уважать мнение друг друга. Желаю вам хорошо потрудиться! Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения.
| — проверяют готовность к уроку
— выполняют самооценку
-внимательно слушать, активно работать |
| — Скажите, пожалуйста, над какой большой темой мы сейчас работаем? — Что такое экосистема? Какие экосистемы мы уже знаем? — Из чего состоит любая экосистема? — Что относим к живой природе? Неживой? — Сейчас я предлагаю вам немного вспомнить ранее изученный материал с помощью кроссвордов. Вы будете работать в группах постоянного состава. Прежде чем приступить к заданию, вспомним правила работы в группах. (На столах памятка «Как работать в группе»). Готовы? Покажите свою готовность. Замечательно! — Приступаем. 1 группа — ключевое слово: трава 2 группа – ключевое слово: кустарник 3 группа – ключевое слово: деревья
— 1 группа, какое ключевое слово у вас получилось? Какой вопрос был самым лёгким? Какой вызвал затруднение? и т.д.
— Ребята, что объединяет эти слова? Кто они по «профессии»? Молодцы! Отлично справились с заданием! | Экосистемы
Единство живой и неживой природы, в котором поддерживается круговорот веществ — из живой и неживой природы -к живой: производителей, потребителей и разрушителей, к неживой: почва, вода, горные породы, воздух
Отгадывают кроссворды
— трава, кустарник, дерево
-растения, производители
|
| А сейчас закройте свои глазки и послушайте. Фонограмма «Звуки леса» — Куда мы с вами попали? Где мы можем услышать такие звуки? — Кто же догадался о какой экосистеме сегодня пойдёт речь? — Используя ключевые слова скажите, какой мир леса мы будем изучать на этом уроке? Согласны? — Правильно, молодцы! — А какую роль выполняют растения в лесу? — Итак, сформулируйте тему урока. — Какое определение можно дать слову лес? Давайте узнаем как на этот вопрос ответили Лена и её папа. — Чем отличаются мнения Лены и папы? Какой возникает вопрос? Давайте сравним свой вопрос с авторским на стр. 136. — Итак, на какой вопрос нам сегодня предстоит ответить? Можем мы сразу ответить на этот вопрос? Можете ли вы назвать мне производителей леса? Назовите. Ваших знаний хватает? Вы всё знаете о растениях леса? Так, нужен нам разговор о лесе? Почему? Сформулируйте цель урока. Я предлагаю обратиться к оценочным листам. Отметьте уровень знаний по этому вопросу. — Поднимите руки те, кто считает, что уровень у него высокий? Отлично! У кого выше среднего? Есть ребята, у которых средний уровень? Что нужно делать, чтобы уровень повысился? Желаю вам успеха!
|
— в лес
— экосистема леса
— растительный, производителей
— Экосистема леса. Лесные производители. Ответы детей.
Какие производители населяют экосистему леса?
Ответы детей
-изучить лесных производителей, познакомиться с экосистемой леса Самооценка
|
| Мы отправляемся в лес, чтобы ближе познакомиться с его производителями. Лес – это самая сложная экосистема на Земле. С давних времён к этой теме обращались художники – пейзажисты. Одним из таких художников является величайший русский художник — Иван Иванович Шишкин. Его называли «художником русского леса». Предлагаю вам полюбоваться некоторыми из этих картин. Я приглашаю вас в виртуальную галерею, музыкальным фоном к которой является произведение великого венгерского композитора, пианиста Ференца Листа. — Смотрите внимательно и подумайте, какая отличительная особенность есть в экосистеме леса, чего нет в других изученных нами экосистемах? Виртуальная галерея. — Понравилась галерея? За что мы можем похвалить художника? — Итак, какая отличительная особенность есть в экосистеме леса, чего нет в других изученных нами экосистемах? Молодцы! — Посмотрите, кто нас встречает в лесу? — Лесовик – хозяин леса, он приготовил задания для вас и для молодого Лесовичка. Как вы считаете, сможем мы выполнить задания Лесовика? Я тоже уверена, что вы со всем справитесь! Ребята, тема леса притягивала не только художников и музыкантов, о лесе писали свои произведения поэты и писатели. Лесовик предлагает вам послушать отрывок из рассказа Михаила Пришвина «Этажи леса», и помочь Лесовичку ответить на вопрос: о каких этажах идёт речь в этом отрывке?
О каких этажах идёт речь в этом рассказе? — Сколько этажей насчитали? Какие? — Как вы думаете, а среди растений сколько этажей? Какие? Приведите примеры. Назовите растения первого этажа. Второго . Третьего. Молодцы! |
— есть деревья
— среди животных Ответы детей — три этажа: травы, кустарники, деревья |
| — Посмотрите, пожалуйста на задание №2, Лесовик предлагает вам помочь Лесовичку распределить растения, которые записаны в таблице, по «этажам», т.е. на 3 группы, номера групп записывайте в кружочках на карточке. Первая группа отмечает растения первого этажа, 2 группа – второго этажа и 3 группа – третьего этажа. — Покажите вою готовность к работе! Хорошо! (Ученики в группах распределяют растения по «этажам»). — Давайте проверим, как вы распределили группы. Начнём с самого нижнего. — 1 группа, прочитайте, какие растения вы поселили на первый этаж? Что скажет 2 группа? 3 группа? Согласны? — Ребята, проверьте себя. — Подумайте, а что же для всех трав, растущих в лесу, будет общего в строении? Чем они отличаются от других растений? — Давайте поближе познакомимся с некоторыми представителями лесных трав.
Оценивание по критериям. Переходим к следующему «этажу» леса, среднему. Что растёт на этом «этаже»? — 2 группа, прочитайте, какие растения вы поселили на средний этаж? — 1 группа, ваше мнение? 3 группа? Проверьте себя! Я рада, что вы справились! — Подумайте, а что же для всех кустарников, растущих в лесу, будет общего в строении? Чем они отличаются от других растений? — Давайте рассмотрим некоторых представителей лесных кустарников. Оценивание по критериям
Переходим к следующему «этажу» леса, верхнему. Что растёт на этом «этаже»? — 3 группа, прочитайте, какие растения вы поселили на третий этаж? — 2 и 3 группа, согласны? Замечательно! Послушаем сообщение об одном представителе лесных деревьев.
Оценивание по критериям.
Скажите, что же для всех деревьев, растущих в лесу, будет общего в их строении? — Как вы думаете, какой этаж основной, самый главный в лесу. Почему? Физминутка |
Оценка
Распределяют растения по этажам
Самопроверка
— зелёный стебелёк, низкие
Сообщение «Венерин башмачок»
Оценивание по критериям
— кустарники
Сравнивают с эталоном
— выше трав, несколько стеблей
Сообщение «Малина»
Самооценка по критериям
— деревья
Сообщение «Берёза»
Оценивание по критериям.
— один ствол, высокие
— деревья
Выполняют движения |
| .- Ребята, какие бывают деревья в зависимости от листочков? Работа в учебнике (с.59) Посмотрите на рисунок, назовите хвойные и лиственные деревья. — Согласны? — А теперь давайте всё вспомним, что мы с вами уже узнали на уроке и сделаем вывод. Что такое экосистема леса? — Сколько основных этажей можно выделить в лесу? — Какие? — Как вы думаете, каким растениям леса достаётся больше всего света? Почему? — Как вы думаете, что дают деревья травам и кустарникам? — Какую роль в экосистеме леса играют деревья, кустарники и травы? Докажите своё мнение — Скажите, а чем лес полезен человеку? — Как люди должны относиться к лесным богатствам? | — хвойные и лиственные
Называют хвойные и лиственные деревья
Ответы детей
— производители
Ответы детей |
| — А сейчас я прошу вас вспомнить всё, о чём мы говорили на уроке и ответить на вопросы теста, который вам предлагает Лесовик. — Покажите готовность групп! Вижу, что готовы к выполнению задания! Работа с интерактивным тестом. Самопроверка. |
Выполнение теста Самопроверка |
| — Итак, ребята, давайте вспомним, на какой вопрос мы хотели найти ответ? Смогли мы ответить на этот вопрос? Какие производители населяют экосистему леса? — Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Мы достигли цели? Поднимите руку, кто считает, что достигли цели? Почему вы так считаете? — Кто считает, что достичь цели помогла работа в группах? Оцените свою работу в группах. — Какие качества ученика вам помогали в работе? Эти качества очень высоко ценятся среди людей! Поблагодарите друг друга за хорошую работу! И я вас благодарю! | Ответы детей
Оценка по критериям
|
Домашнее задание | Самооценка. — Вернемся к оценочным листам. — Оцените свой уровень знаний об экосистеме леса и её производителях по результатам сегодняшнего урока. Поднимите руки у кого уровень изменился? Стал выше? Необходимый уровень: Дома прочитайте материал урока № 15 стр.58-61 ответьте на вопросы. Повышенный уровень: Подготовить сообщение о прозводителях леса. Максимальный уровень: сообщение + презентация о производителях леса.
— Спасибо за урок! Я вами очень довольна! | Самооценка |