Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Экологическая система»


Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Экологическая система»

Цель урока: Изучение взаимосвязей живых организмов в экосистеме. компоненты экосистемы и их роль в экосистеме.


Задачи урока:

1. Научиться составлять цепи питания.

2. Учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения

3. Формировать экологическую культуру через понимание взаимосвязи живых организмов.


Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Захожу с глобусом

— Добрый день, юные мыслители! Сегодня урок у вас проведу я. Зовут меня Наталья Михайловна, я учитель Гимназии №1.

— Весь огромный мир, вокруг нас, над нами и под нами. И этот мир в данный момент уместился у меня на ладонях, он полон неизведанных тайн.

— И сегодня одну из тайн попробуем разгадать. ПОСТАВИТЬ ГЛОБУС

— А какой урок в школе большей степени посвящён таким открытиям и тайнам? (Окружающий мир)

— Я надеюсь, что вы будете внимательными, любознательными и терпеливыми.

— Тогда давайте начнём!

— Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно – важная для всего живого на нашей планете.

— Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию закона природы, и многие из вас по- иному посмотрят на окружающий вас мир. К ГЛОБУСУ

2. Мотивация и целеполагание

— Опорными словами нашего урока будут 2 слова: ЭКОЛОГИЯ и СИСТЕМА (СЛАЙД)

Найдите определение в толковых словарях ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

— Кому доверяете найти информацию в словаре?

— А остальные подумайте и обсудите в паре, как вы понимаете это понятие?

— У кого есть варианты! Как считает ваша пара, ваша….

— А теперь послушаем определение из толкового словаря!

— Что же такое экология? (зачитывают) СЛАЙД определение

— Что такое система? ВАШИ ВАРИАНТЫ (зачитывают) СЛАЙД определение

— Подберите однокоренные слова к слову ЭКОЛОГИЯ какая (экологическая).

— А как можно связать слова «Экология и Система» (Экологическая система)

-или сокращённо ЭКОСИСТЕМА (как два равнозначных слова) НА ДОСКУ

— Это и будет темой нашего урока

Глазки закройте и подумайте, чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? (ответы детей узнать, определить, расширить кругозор)

— Хорошо! Займёмся исследованием!

— Для того, чтобы узнать, Что такое экосистема, Давайте проверим достаточно ли вам знаний.

3. Изучение нового материала

— Игра «Верно ли, что….» СЛАЙД

— У каждого из вас на столах есть ПУЛЬТ.

— Если вы считаете, что утверждение верно, нажмите +, если вы не согласны – нажмите -.

«Верно ли, что В природе всё взаимосвязано. (проголосуйте) (ПРОКОМЕНТИРОВАТЬ – мнение единое)

«Верно ли, что У каждого живого организма есть своё место обитание.

«Верно ли, что Животные помогают растениям.

«Верно ли, что Гусеница имеет отношение к ястребу. (проблема)

— Ваши мнения разошлись.

— Чтобы мнения были единые. ВЕРНЁМСЯ и Начнём с последнего утверждения! СЛАЙД

— Вам интересно узнать, какое отношение гусеница имеет к ястребу?


— Чтобы ответить на эти утверждения, что нам поможет? (- свой опыт, познавательные наблюдения, учитель…)

— У вас на столах лежат карточки.

— Поработайте в паре.

-Помните о правилах работы в паре. (или уже группы)

— Ваша задача: Расположите картинки в таком порядке, чтобы получилась цепочка взаимосвязей живых организмов. (пройтись по классу)

— Давайте проверим!

— 1 пару, 2 пару, 3 пару приглашаю к документкамере.

— Давайте сравним ваши цепочки.

— Объясните почему вы составили такую последовательность.

— У кого также?

— Совершенно верно!

— А кто знает, как называется эта последовательность? (Пищевые связи) СЛАЙД

Различные животные и растения объединены ПИЩЕВЫМИ СВЯЗЯМИ. Поэтому их не надо кормить. Растения без животных и животные без растений не могут обходиться. Они живут там, где находят достаточно пищи.

— Называется эта цепочка ПИЩЕВЫЕ СВЯЗИ.


— Прежде чем продолжить работу дальше, давайте немного взбодримся, но будьте внимательны, чтобы продолжить мою мысль про………(пищевые связи)

— Мои первоклассники прислали вам видеоролик в подарок.

ФИЗМИНУТКА (Видеоролик)

— Кто увидел, какая взаимосвязь лягушки и кузнечика? (Пищевая связь)

— Следующее утверждение в котором были разногласия. ??? СЛАЙД С УТВЕРЖДЕНИЕМ МЕСТО ОБИТАНИЯ. (несколько СЛАЙДов, кто, где живёт, что такое место обитания) (белый медведь, летний период, линька……

— Место обитания живых организмов – там, где они живут. Каждый живёт, где ему хорошо, где есть все условия для жизни.

— А теперь давайте проверим, как вы знаете места обитания животных.

— Поиграем в ЭКО — ЛОТО

— И вам предстоит сейчас поработать в группах. (перейти в группы)

— Перед вами бейджики:

2 почемучки, вы будете работать с информацией, задавать вопросы другой группе, интересующие впо т внимательно слушать выступление спрашивать. Оратор – выступающий, который должен представить результат работы группы. Лаборант – ваша задача – выполнять практическую работу. Организатор — капитан, старший в группе, организует и налаживает работу всей группы. Эксперт, который попробует оценить работу друг друга, по заданному вопросу.

— Обсудите в группе и распределите роли.

— Для каждого участника группы есть подсказка. (Ваша подсказка, ваша подсказка выдаю всем!!!)

— Я с вашего разрешения возьму на себя роль консультанта, и при необходимости буду помогать вам.


— Кто увидел, какая взаимосвязь лягушки и кузнечика? (Пищевая связь)

— Итак, Эко – лото!

— Каждой группе выдан набор карточек с изображением животных и растений и клей.

— Ваша задача: Заселить животных и растений в своё место обитания.

— Давайте договоримся о времени выполнения.

— Итак, время выполнения 2 мин.

— Приступаем! (Для оратора дать подсказку для выступления с опорными словами)

(Мы считаем, это ??? (а определение дальше) экосистема называется … ,

Созданы условия для жизни (кого) ……., …., …., потому что………..

А для животного ……….. не созданы условия, потому что это не его место обитания, здесь он может погибнуть. СЛОВА для справок: свет, тепло, защита, пища)

1 гр. ЛЕС (формат А4 – картинка) заяц, лиса, бурый медведь, белый медведь. Берёза, кустарник, сосна, роза.

2 гр. ЛУГ бабочка, стрекоза, шмель, волк. Василёк, клевер, ромашка, дерево.

3гр. МОРЕ дельфины, киты, осьминоги, щука. Водоросли, ракушки, мох, камыш.

4 гр. ОЗЕРО

— Давайте проверим на Докумекамере, что у вас получилось.

— Каждая группа представит результат своей работы.

— ОРАТОРы готовы! (есть подсказка) Вам слово. 1 ГРУППА

— Почему расселили таким образом.

Остальные группы согласны?

Эксперт 1 группы Как вы оцениваете работу своей группы! (по подсказке)

— А теперь я передаю слово оратору последней группы.

— Спасибо за работу! Вы отлично с ней справились!

— А теперь подведём итог нашей работы.

— Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: СЛАЙД тепло ( щелчок), свет (щелчок) , защита от врагов(щелчок), пища (щелчок) Это и есть место обитания. (щелчок)

— Следующее утверждение СЛАЙД — ВСЁ ли в природе взаимосвязано.

— Что мы с вами уже знаем? Какие тайны разгадали? (ответы детей) СУНДУК СЛАЙД

— 1 тайна: Животные и растения объединены Пищевыми связями.

— 2 тайна: — Любой живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни. Это и есть его место обитания.

— А теперь, используя подсказку (рассыпанные слова), составьте определение. ЧТО ТАКОЕ ЭКОСИСТЕМА?

— Зачитайте свои варианты. СЛАЙД (Экосистема – это….)

— Совпадает ваше определение. Поднимите руку.

— Теперь вы знаете, что такое экосистема?

— Есть экосистемы, которые созданы природой: лес, луг, море, озеро (ПОКАЗАТЬ ИХ КАРТИНКИ И НА ДОСКУ) под темой

— А есть, которые созданы руками человека.

— Такой искусственной экосистемой является АКВАРИУМ (ПОКАЗАТЬ)

— Мы будем моделировать экосистему.

— Сейчас вы будете настоящими АКВАРИУМИСТАМИ

— Кто такие аквариумисты, найдите информацию в словаре.

— Не нашли!, а где ещё можно найти информацию. (В интернете)

— Давайте обратимся к интернету. СЛАЙД — ИНТЕРНЕТ

— Зачитайте!

— Каждой группе выдаётся аквариум и компоненты (набор для создания) экологической системы.

— Вам необходимо обсудить и договориться, что вы разместите в своём аквариуме.

4 прозрачных аквариума

Водоросли

Камешки, Ракушки

Рыбки

Лишнее (змейки)

— Пользуясь компонентами, смоделируйте аквариум!

— Давайте договоримся о времени. Итак, на выполнения заданий 3 мин.

— Приступаем.

Пока группы моделируют экосистему, почемучки могут подойти и рассмотреть аквариум, чтобы дать совет группе.

— Готовы! Представьте модель экосистемы.

— Слово оратору группы.

(карточки)

— Мы смоделировали экологическую систему ……… (аквариум)

— Компонентами экологической системы являются …………водоросли, камешки, ракушки, рыбки).

— Для этой экологической системы необходимо ……….(не хватает воды, света, кислорода — А как это можно сделать?

— А это задание домой почемучкам!!!

— Отлично справились с работой!

— А кто у вас остался не заселён?

— Вспомните, что такое экосистема? (СЛАЙД) (Совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют ЭКОСИСТЕМУ).

— Почему, змейки. (Это не их место обитания)

— МОЛОДЦЫ!


РЕФЛЕКСИЯ

Наше урок подходит к концу.

А как вы работали на уроке, определим с помощью ваших ладошек. На листе бумаги ваша ладошка. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте. (СЛАЙД)

Большой – для меня тема была важной и интересной – синим.

Указательный – узнал много нового – желтым.

Средний – мне было трудно – фиолетовым.

Безымянный – мне было комфортно – зеленым.

Мизинец – для меня было недостаточно информации – красным.

— Оценить себя!

— Покажите?

— А теперь я предлагаю разместить свои ладошки на глобусе (ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСКА) (МУЗЫКА)


— Глядя на ладошки, можем сделать вывод, что УРОК прошёл плодотворно.

— Мы хорошо потрудились и справились с нашей работой.

— Мне было приятно с вами работать.

— Пусть эта эмблема останется у вас и символизирует ваше стремление,

желание к раскрытию тайн природы.

— В заключение нашего урока, я хочу подарить вам БИЛЕТ (показать) в детский – эколого – биологический центр, где вы познакомитесь с увлекательными животными разных экосистем. И пусть этот поход напоминает вам о нашей встрече.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

— Давайте запишем домашнее задание. (СЛАЙД)

1) Прочитать в учебнике стр. 4-5

2) Творческое задание на выбор:

1. Составить пищевые связи

2. Нарисовать экосистему и заселить живых организмов

— Я благодарю вас за эмоции, за ответы, которые вы нам дарили.

— Спасибо вам большое!

Урок окончен!


— На перемене вы можете покормить рыбок, рассмотреть их, по фотографироваться!

Свежие документы:  Урок окружающего мира для 1 класса «Приятного аппетита. или Почему нужно есть много фруктов и овощей»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: