Занятие по исследовательской деятельности в 3 классе «Царица-водица. Свойства воды»


Семенченко

Татьяна

Владимировна


Учитель начальных классов


МОУ

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Кааламская средняя общеобразовательная школа



Конспект занятия

по исследовательской деятельности

Класс – 3

Тема: «Царица-водица. Свойства воды»

















ЗАНЯТИЕ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Класс: 3

Учитель: Семенченко Татьяна Владимировна

Дата проведения: 4.12.2008 год


Тема: «Царица водица». Свойства воды

Цели:

  • вспомнить и закрепить свойства воды;

  • способствовать развитию познавательного интереса школьников;

  • воспитывать бережное отношение к воде, умение работать группами.


Эскиз оформления доски

СВОЙСТВА

ВОДЫ

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета,

ни запаха, тебя невозможно описать,

тобой наслаждаются, не ведая, что ты

такое. Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни: ты – сама

жизнь. Ты наполняешь нас

радостью, которую не объяснишь

нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».

Антуан де Сент-Экзюпери





Ход занятия:


I Организационный момент

Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это?


II Повторение

1. Ответьте на вопросы:

  1. Сколько на нашей планете океанов? Покажите их на карте.

  2. Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (Три четверти)

  3. Какой океан является самым большим? (Тихий океан)

  4. Какой океан самый маленький? (Северный ледовитый)

  5. Если бы удалось выделить золото из этого раствора, то его пришлось бы по 3 килограмма на каждого жителя Земли. Где же находятся такие запасы драгоценного металла? (В водах Мирового океана)


2. Составить формулу воды





III Новая тема


Учитель: Сегодня мы с вами вспомним свойства воды. А для этого станем волшебниками. Закройте глаза и произнесите волшебные слова – «крибле-крабле-бумс».


В это время учитель открывает стол, на котором лежит лабораторное оборудование для проведения опытов

Учитель: Мы с вами оказались в научной лаборатории. Посмотрите, кругом пробирки, колбы. Сейчас мы будем проводить научные опыты.

Учитель: Какое первое свойство воды вы назовёте? (вода не имеет запаха) Кто из вас может выбрать необходимое оборудование для того, чтобы доказать, что не имеет запаха. (стаканчики с водой, духи)

Ученик пробует показать (капнуть в стаканчик с водой духи, понюхать)

Учитель: Какое второе свойство? (вода не имеет вкуса) Что необходимо для проведения опыта? (стаканчики с водой, соль, сахар)

Ученик пробует показать (в стаканчики с водой добавить сахар, соль, попробовать)

Учитель: Третье свойство – вода не имеет цвета. Что необходимо для проведения опыта? (стаканчики с водой, акварельные краски)

Ученик пробует показать (в стаканчики с водой добавить кисточкой любой цвет

Учитель: Четвёртое свойство – вода прозрачна. Что необходимо для проведения опыта? (стаканчик с водой, ложка)

Ученик пробует показать(положить в стакан с водой ложку)

Учитель: Пятое свойство – вода растворитель. Что необходимо для проведения опыта? (стаканчики с водой, сахар, соль, песок, мел)

Ученик пробует показать (в стаканчики с водой добавить сахар, соль, песок, мел; размешать; проверить, какие вещества растворились)

Учитель: Шестое свойство – вода текуча. Что необходимо для этого опыта? (вода, блюдце)

Ученик пробует показать (налить воду на блюдце, наклонять блюдце в разные стороны)

Учитель: А какое ещё свойство имеет вода? (при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается).


Учитель: А сейчас наступил момент преподнести вам сюрприз. Послушайте и посмотрите сказку «Как Волк лишился хвоста».


АВТОР: Однажды шёл Волк по дороге, важный-преважный, и помахивал длинным пушистым хвостом. Встретилась ему Лиса с большой связкой рыбы. Волк её окликнул.

ВОЛК: Ой, милая кумушка, где ты раздобыла такую отличную связку пескариков?

ЛИСА: Как же! Сегодня маленько, бог дал, наловила.

ВОЛК: Где?

ЛИСА: Поймала рыбу в речке, мой миленький куманёк.

ВОЛК: А как?

АВТОР: Лиса села на брёвнышко и говорит.

ЛИСА: Это, куманёк, нехитрое дело. Слушай. Как зайдёт солнышко, ступай на речку, опусти хвост в воду – такие рыбины прицепятся, что любо-дорого смотреть! Чем дольше посидишь, тем больше наловишь. Только не дёргай скоро. А если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбе – аш-два-о, а зверю – лес, степь, горы». Заговор читай три раза, куманёк. Сиди до зари – вот и выловишь целую кучу рыбы.



АВТОР: Вечером отправился Волк на рыбную ловлю. Погода была холодная. Пришёл Волк на реку, выбрал местечко получше, уселся на корточки. В речку, как удочку, закинул свой хвост. Волки, как известно, в рыбе знают толк. Сидит Волк, а клёва нет. Сидит и никак не может вспомнить заговор. Чтобы не замёрзнуть, начал он приговаривать.

ВОЛК: Ловись рыбка большая и маленькая.

АВТОР: Вдруг Волк почувствовал: кажется, клюёт. Потянул хвост – что-то хрустнуло. Потянул ещё – где же хвост? Глядит Волк: а на речке чудо! Лёд! Во льду пучок – не то шерсть, не то травка, не то хвост, не то ещё что. Волк в ужасе побежал от реки.

ВОЛК: Ой-ой-ой, где же хвост?

АВТОР: Но не только в сказке так бывает. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Тот остаётся на бобах, кто свойств воды не знает.


Учитель: О каких свойствах воды говорится в сказке? (вода может находиться в трёх состояниях)


Учитель: Проведём опыт «Испарение воды». У меня в руке сосуд, наполненный водой. Закрепим этот сосуд с водой над спиртовкой и будем его нагревать, а над сосудом с водой закрепим тарелку со льдом. Что мы видим? (капли, которые падают вниз)

При какой температуре вода замерзает? (0 С) А при какой температуре закипает? (100 С)


Учитель: Так, какие же свойства имеет вода?


IV Закрепление

  1. Обвести в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды

    1. Имеет цвет

    2. Не имеет цвета

    3. Не имеет вкуса

    4. Имеет вкус

    5. Имеет запах

    6. Не имеет запаха

    7. Непрозрачна

    8. Прозрачна

    9. Не обладает текучестью

    10. Обладает текучестью

    11. Растворяет песок и мел

    12. Растворяет соль и сахар

    13. При нагревании сжимается, при охлаждении расширяется

    14. При охлаждении сжимается, при нагревании расширяется

    15. Имеет форму

    16. Не имеет формы

(Правильные ответы: 2, 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16)

  1. Выполнить логическое задание

В штативе в ряд стоят шесть пробирок: три первые наполнены водой, три следующие пустые. Сделайте так, чтобы пустые и полные пробирки чередовались. При этом разрешается воспользоваться только одной пробиркой. (Из второй пробирки перелить воду в пятую и поставить пустую пробирку на прежнее место)




V Итог занятия

Учитель: Я хочу закончить наше занятие словами Антуана де Сент-Экзюпери, которые он написал в своей самой известной сказке «Маленький принц»: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».





V Домашнее задание

Раскрасить зонтик. Закрасить только те части, в которых записаны свойства воды


зонтик




























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Подборка газет

  1. «Педагогическое творчество»

  2. «Последний звонок»

  3. «ПедСовет»


Ресурсы Internet


Свежие документы:  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме «Откуда берется хлеб»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: