Технологическая карта урока
Учитель: Лыкина В.П.
Предмет: история
Класс: 5а
Тип урока: Комбинированный урок
Древняя мудрость и изобретения китайцев. | |
Цель | Осмысление вклада древних китайцев в мировой цивилизационный процесс, влияния на жизнь современного человека, приобщение к мировой культуре, философии. |
Задачи | Образовательные: изучить особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Продолжить формирование умений выделять главное работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Способствовать развитию творческих способностей познавательного интереса; коммуникативных умений и навыков; личностных качеств. |
УУД | ЛичностныеУУД: — понимать важность учебы и познания нового; — понимать ценности других народов
— самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; — планировать пути достижения целей;
— участвовать в диалоге; Познавательные УУД: — осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; |
Планируемые результаты | Предметные: Знать — сущность понятий «конфуцианство» и даосизм» как основы мировоззрения китайцев, перечислять их основные положения. Уметь — составлять описание культурных достижений древней китайской цивилизации, сохранившихся до наших дней, на основе текста и иллюстраций; на примере мифов об открытиях и изобретениях китайцев различать мифологические и исторические события и описания, главные и второстепенные сведения; готовить и обсуждать сообщения (презентации) Личностные: Оценивать исторические факты, идеи, высказывания с позиции гуманизма и толерантности, уважения прав и свобод человека; понимать и оценивать самодостаточность и равный вклад западной и восточной цивилизаций в культуру человечества; воспринимать историю как способ понимания современности; проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; анализировать собственную деятельность. Самостоятельный поиск недостающей информации, фиксация информации в различных формах; использование современных источников информации, в том числе и на электронных носителях; грамотное и осознанное построение речевых высказываний с использованием научной терминологии; построение последовательного логически выстроенного ответа на заданный вопрос; рецензирование правильности и полноты ответа одноклассника. |
Основные понятия | Иероглиф, каллиграфия, бумага, конфуцианство, даосизм. |
Межпредметные связи | история-география-обществознание |
Ресурсы | Основные – Учебник: параграф 25, с.64-65; тетрадь-тренажёр с.31-32 №8; с.32 №10. Электронное приложение к учебнику: карта «Древний Китай», интерактивная схема «Пять постоянств праведного человека», рисунки. Дополнительные – https://schoo-collection.edu.ru «История Древнего мира»:презентация «Древний Китай»№204613 |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Технология | Групповая, диалоговая, ИКТ. |
Структура урока «Древняя мудрость и изобретения китайцев.»
Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные УУД | |||||||||||
Организацион — ный этап Время –1 мин. | Подготовка рабочего места.
| Настрой на урок | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Девиз нашего урока определен с момента нашей встречи (на доске
— определите смысловое значение (на парте присутствуют все учебные принадлежности, усердно трудиться на уроке) | | Личностные (организовывать своё рабочее место) | |||||||
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Время –2 мин. | | Демонстрация презентации Беседа. | -Ребята, какую страну вы узнали в представленной презентации? — Сегодня мы с вами имеем возможность путешествовать по странам. Кто — нибудь из вас бывал в Китае? — А по каким признакам вы узнали Китай? —На предыдущем уроке мы с вами начали знакомство с Древним Китаем и сегодня продолжим разговор об этой удивительной стране. Цель нашего урока — оценить вклад китайского народа в мировую цивилизацию. -Что мы узнаем сегодня? Откр. учеб. Стр.64-65. | Составлять описание культурных достижений древней китайской цивилизации, сохранившихся до наших дней, на основе иллюстраций | Познавательные | |||||||
Актуализация знаний. | Систематизация социальной информации | Создание образовательной напряжённости. Постановка вопросов | — Путешествуя по миру, что мы должны знать о стране, чтобы прослыть людьми культурными, образованными? (местоположение, природно-климатические особенности, государственное устройство) | Знание характеристики страны. | Познавательные | |||||||
Первичное усвоение новых знаний Время -15 мин. | Устное изложение ответа на поставленный вопрос. Анализ ответов одноклассников, дополнение, исправление. Решение исторических задач. | Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Проверка д.з. | Устно. (по 1 вопр.каждой группе) 1. Географическое положение Древнего Китая, основные занятия китайцев 2. Охарактеризуйте правление императора Цинь Шихуанди 3. Войны империи. Как и почему воевали китайцы? 4. Кто в Китае был заинтересован в возведении Великой Китайской стены? Почему греки ее назвали «восьмым чудом света, а сами китайцы «Самым длинным кладбищем в мире»? Работа с тетрадью-тренажёром.с.30-31 №8. Решение исторической задачи: — В каком веке образовалось единое государство в Китае? — в начале или в конце века? — если бы вы посетили Китай за 5 лет до этого события, в каком бы году это произошло? — Мы продолжаем изучать историю Древнего Китая. | Характеристика особенностей природных условий. Анализ процесса складывания гос-ва в Китае. Знать цели и результаты политики императора Цинь Шихуанди, составлять его исторический портрет. Составлять описание великой Китайской стены. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные | |||||||
Релаксация | Релаксация | Звучит китайская музыка | Упражнения по ЗОЖ(китайская медицина) | | | |||||||
Изучение нового материала. Первичное закрепление нового материала Время – 20 мин. | | | |
|
| |||||||
1. Китайская письменность. | Раскрытие на примерах теоретических понятий | Постановка вопросов Изложение материала, использование презентации | — У каких народов Древнего Востока уже существовала письменность? — Как называлась письменность этих народов? | Знание понятий клинопись, пиктография, иероглифы. | Познавательные | |||||||
2. Изобретение бумаги | Решение познавательных задач. Практические действия. Запись в тетрадях. | Постановка вопросов Изложение материала. | — Какие материалы для письма использовали народы в древности? — На чем удобнее писать? — Попробуйте написать иероглиф «мудрость». Легко ли было научиться писать? — Что такое каллиграфия? | Знание методов письма, технологии изготовления бумаги, понятия каллиграфии. | Познавательные | |||||||
3. Мудрецы Древнего Китая: учение Конфуция, даосизм | Информация о Конфуции и Лао цзы. Работа в группах с информацией. Демонстрация своих образовательных продуктов | Постановка вопросов. Организация групповой работы. Организация обсуждения. | — Что такое Конфуцианство? Даосизм? — Проведите анализ примеров из повседневной жизни. У вас па партах предложены задачи. Сформулируйте ответ. —Какие ценности проповедовал Конфуций?. | Знание понятий даосизм, конфуцианство. | Коммуникативные | |||||||
4. Изобретения и открытия древних китайцев | Определение сущностных характеристик изучаемого объекта. Групповая работа. Демонстрация своих образовательных продуктов | Создание интриги. Организация групповой работы. Организация обсуждения. | — Перед вами волшебные коробочки, в которых спрятаны древнекитайские изобретения. Чтобы разгадать, что в них находится, вам необходимо выполнить задание №10 в тетради-тренажёре на стр.32 — Задания группам: 1гр.- А, 2гр.- Б, 3гр. -В,4гр.-Г. | Умение синтезировать признаки для определения предмета. | Познавательные Коммуникативные | |||||||
Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их корректировка Время — 3 мин. | Работа в группе. Демонстрация своих образовательных продуктов | Определение задания | — В каждой группе старший помощник вел Карту активности. — Сколько баллов заработала группа? Кто ваш лидер?
| | Личностные Коммуникативные | |||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Время — 2 мин. | Запись домашнего задания | Объяснение и комментарий д.з. | Прочитать параграф 25. Подготовить сообщение об изобретении древних китайцев, которое не рассматривалось на сегодняшнем уроке. Или нарисовать изобретение. | | Регулятивные | |||||||
Рефлексия | Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. | Организация индивидуальной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. | Закончить предложение. Сегодня на уроке я узнал … К какому выводу мы пришли? | Умение формулировать вывод.Оценка вклада древних китайцев в мировую цивилизацию. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные |