Программа элективного курса «Энергосбережения»


Департамент общего образования Томской области

_____________________________________________________

Томское областное государственное казенное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III-IV вида»


634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 А, тел: 44-16-06, факс: (3822) 44-15-66

Email: [email protected], https:// 33internat.tomsk.ru











Программа элективного курса

«Энергосбережения»









Автор:

Уткина Рамиля Нурулловна,

учитель физики















Томск 2014

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Энергосбережение» предусматривает изучение вопросов, раскрывающих значения энергии для жизни и развития общества, знание способов ее получения, преобразования, передачи и использования. Планируется рассмотрение энергосберегающих технологий в народном хозяйстве и в быту, рассмотрение экологических аспектов энергетики, причин и последствий изменения климата, перспектив энергопотребления и энергосбережения, использование альтернативных источников энергии.

Формирование культуры энергопотребления – один из вопросов социализации школьников, в том числе и слабовидящих. Наше учреждение осуществляет обучение и образование детей по общеобразовательной программе, при этом за последние годы изменился состав учащихся: уменьшение слепых детей на (8,55%) и увеличение категории детей со сложными нарушениями (на 3 %). Следует отметить, что большинство детей со зрительными нарушениями — это дети с множественными нарушениями здоровья.

Слепые и слабовидящие школьники более медленно воспринимают учебный материал по сравнению с их зрячими сверстниками (медленнее читают, пишут, обследуют события, выполняют программный практикум и т.д.), поэтому в нашей школе выделяется дополнительные учебные часы на проведение факультативных занятий.

Слабовидящим учащимся трудно адаптироваться к внешней среде, выходить на общение со здоровыми людьми, в связи с этим одна из главных целей работы с ними – помочь им раскрыться через активные методы обучения в своем коллективе, чтобы социализация в обществе после школы проходила для них менее болезненно.

Изучение вопросов энергосбережения у детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют сформировать систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека.

Объем курса:

Программа элективного курса по энергосбережению рассчитана на 1 год обучения для учащихся 8 класса, общим объемом 34 учебных часа (при еженедельном объеме учебных занятий в 1 час).

Общая характеристика курса:

В целом предлагаемый курс объединяет учителей смежных дисциплин (географии, биологии, физики, химии, экологии) по формированию у обучающихся целостного представления об окружающем мире, их подготовке к самостоятельной жизни в гармонии с природой, обществом и хозяйственной деятельностью человека. Учащиеся должны получить представления о сущности энергосберегающих мероприятий не только на бытовом уровне, но и в условиях своего региона, а также применительно к национальной экономике.

Содержательные линии:

Программа данного курса позволяет систематизировать три основные содержательные линии:



  • как получается и используется энергия;

  • как можно экономить энергию на производстве и в быту;

  •  как взаимосвязано производство и потребление энергии с проблемами экологии;

Практическая составляющая:

Важной составной частью программы элективных занятий является лабораторный практикум, эксперимент и демонстрации, цель которых — способствовать закреплению теоретических положений, определяющих эффективность использования энергии. В лабораторном практикуме и эксперименте учащиеся смогут глубже постичь научные основы энергосбережения, увязать изучаемый материал с такими предметами как биология, физики, география, химия. 
Одной из главных составляющих образования современного человека являются вопросы рационального использования энергии, ее прямая взаимосвязь с экологией и экономикой.

Ожидаемые результаты:

Содержание занятий предполагает формирование у обучающихся системы экологических представлений  и адекватных ориентации по отношению к окружающей среде, воспитание ответственности за ее устойчивость. Ученики в среднем звене подготовлены к восприятию причинно-следственных связей, так как у них уже имеется определенный запас сведений по основам наук, достаточный жизненный опыт, понимание необходимости охраны окружающей среды. Наряду с этим они овладевают элементами научного мышления: умеют анализировать, сопоставлять, делать обобщения и выводы. Эффективность обучения для данной возрастной категории школьников возрастает в ходе их подготовки к деловым играм — формам деятельности, имитирующим те или иные практические ситуации. При использовании элементов деловых игр учащиеся вовлекаются в ситуацию нравственно-экологического конфликта или экологически ответственного выбора.

 
Цель:

  • формирование системы знаний и умений в области энергии и энергопотреблении;

  • развития практических умений и навыков по сохранению энергии;

  • накопление детьми эмоционально — позитивного опыта общения с окружающей природой;

  • формирование навыков коммуникативного поведения и межличностного общения;

  • воспитание экологической культуры учащихся;

  • воспитание гражданина с внутренней гуманистической патриотической позицией и осознанием того, что он хозяин на своей земле, ответственный за ее судьбу, развитие и процветание.

Формы и методы проведения занятий:

Среди организационных форм проведения занятий: лекции; лабораторный практикум, исследовательские работы, игра, логически-смысловые цепочки; конкурсы; презентации; посещение технических вузов и других учреждений, изучающих вопросы энергии и энергосбережения.

Ведущими методами реализации цели и задач являются различные интерактивные методы, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа, беседа, демонстрация, подготовка и защита проектов учащимися.







































Учебно – тематическое планирование:


Тема

Часов на тему

Введение

5

Энергия и источники энергии.

9

Энергопотребление.

4

Экологические проблемы энергопотребления

6

Энергосбережение и социальная ответственность

10


Поурочное планирование


темы

урока в теме


Тема



1

1

Цели, задачи, энергия и энергопотребление.

2

Экономия и бережливость.

3

Виды ресурсов энергии.

4

Энергия и экология.

5

Первые шаги энергосбережения.



2

1

Общие понятия о энергии.

2

Первый закон термодинамики

3

Тепловые машины.

4

Источники энергии. Закон сохранения энергии.

5

Природные ресурсы как источники энергии.

6

Нетрадиционные источники энергии.

7

Возобновляемые источники энергии.

8

Вторичные энергетические ресурсы, их классификация, экономическое обоснование их использования в народном хозяйстве.

9

Причины потерь тепловой и электрической энергии при передаче и способы их снижения.



3




1

История потребления энергии.


Производство энергии и ее потребление в различных странах.

2

Использование энергоресурсов.

3

Влияние энергопотребления на окружающую среду.

4

Перспективы использования энергии.




4

1

Энергопотребление и загрязнение окружающей среды

2

Последствия климатических изменений.

3

Парниковый эффект

4

Кислотные дожди и озоновые дыры.

5

Как уменьшить количество выбросов.

6

Атомная энергетика как экологическая проблема.




5









1

Энергосберегающие технологии в промышленности.

2

Энергосберегающие технологии на транспорте.

3

Энергосберегающие технологии в строительстве.

4

Энергосберегающие технологии в быту.

5

Обогрев помещений. Использование воды.

6

Энергосберегающие технологии в быту.

7

Потребление и вторичная переработка.

8

Приборы учета и регулирования энергопотребления.

9 — 10

Социальная ответственность каждого человека.



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу курса учащиеся должны:

а) иметь представления:

о видах энергоресурсов;

о правилах безопасного потребления электроэнергии;

о простейших способах рационального использования воды, тепла, электричества;

о способах учета различных видов энергии;

о способах охраны окружающей среды при использовании различных видов энергии.

о возобновляемых источниках энергии;

о световом режиме и источниках света;

о способах учета энергоресурсов;

об экологических требованиях к воде, воздуху, земле;

об экологических проблемах современности.

о взаимосвязи экономии и бережливости с ростом благосостояния не только отдельного человека (семьи), но и нации в целом;

о способах решения проблем энергетики и экологии на государственном и международном уровнях;

об электростанциях и их видах, линиях электропередачи;

об энергетике и основных энергетических объектах России;

о способах рационального использования энергоресурсов;

б) учащиеся должны приобрести опыт практической деятельности:

безопасно обращаться с бытовыми электрическими приборами;

измерять температуру по показаниям термометра;

измерять количество электроэнергии по показаниям электросчетчика;

решать простые задачи на расчет количества электроэнергии и исчисление расхода воды;

различать виды топлива, применяемые в России;

на основе паспортных данных различных источников электрического освещения качественно сравнивать их энергопотребление;

применять изученные правила эффективного использования энергоресурсов.

осознанно формулировать и отстаивать свою позицию по проблемам экологии и энергетики.

различать основные источники и уметь классифицировать виды загрязнения окружающей среды;

знать основные принципы защиты окружающей среды от загрязнений;

высказывать свои суждения о возможности дальнейшего использования отходов производства;

описывать связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды, объяснять необходимость использования малоотходных и безотходных технологий.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Алексеев С. В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб: СМИО Пресс, 2001. – 368 с.; ил.

  2. Большая энциклопедия природы, том 10, Мир книги, Современная педагогика – М., 2002.

  3. Веников В. А., Журавлев В. Г. Энергетика в современном мире. – М.: Знание,1986.

  4. Гаврилин А. И., Косяков С. А. Азбука энергосбережения. Томск: Курсив плюс,1999.

  5. Жевлакова, М.А. Ресурсосебережение в школе: как организовать проект по экономии энергии/Методическое пособие для учителей. – Спб, 2002. – 72 с.

  6. Зверев А. Т. Экология: Учебник для 7 – 9 классов/ А.Т. Зверев, Е. Г. Зверева. Изд.3-е. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Дом педагогики», 2002.–336 с.

  7. Кокорин, А.О. Изменение климата: Обзор состояния научных знаний об антропогенном изменении климата. — М.:РРЭЦ, GЕF, WWF_России, 2005. – 20 с.

  8. Лагунова, Т.В., Энергосбережение и решение проблемы изменения климата. – Пермь, ПГПУ, ООЦ «Экология, 2008.- 38 с.

  9. Лануа П. Если растает полярный лёд //GEO № 12, 2007 год, с. 112-116.

  10. Почему климат теплеет? – Мн., 2001. – 20 с.

  11. Федотов А.К. О концепции создания информационно-образовательной системы Республики Беларусь в области энергосбережения.// «Энергоэффективность», — Мн., 1999, №1, c.7-10 https://www.physics.bsu.by/energysaving/energysaving/articles.html
    Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. – Спб, 2008. – 86 с.

  12. Энергосбережение. Пилотный проект учебника для 7-го класса средней школы. — СПб. 2002.

  13. www.wwf.ru.

































































































1. Земля обеспечивает нас большинством источников энергии.

Нефть. Природный газ. Уголь. Производство электрической энергии.

Виды ресурсов энергии. Не возобновляемые источники энергии на примере торфа, угля, нефти, природного газа. Традиционные способы получения тепловой и электрической энергии. Атомная энергетика как экономическая и экологическая проблема.



2. Мир ищет энергию.

Понятие энергии. Энергия: формы (виды), свойства, количество и качество.

Энергетические законы: закон сохранения энергии и закон качества энергии. Превращения энергии. Энергосбережение. Основные направления энергосбережения.

Возобновляемые источники энергии: твердая биомасса и животные продукты, газ/жидкость из биомассы, муниципальные отходы, промышленные отходы, гидроэнергия, геотермальная энергия, солнечная энергия, энергия ветра, энергия приливов морских волн и океана — практические аспекты. Энергетический баланс Земли при использовании возобновляемых источников энергии.

Энергопотребление и современная геополитика. Энергетические ресурсы как средство развития общества. Исчерпывание и возобновление энергетических ресурсов и стратегия их использования.

3. Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды.

Парниковый эффект, кислотные дожди, смог, тепловое загрязнение — пути возникновения и устранения. Энергетическая проблема человечества и перспективы ее развития.

4. Энергосбережение – дело для всех, польза для каждого.

Энергосбережение как наиболее дешевый и экологически чистый источник энергии. Основные принципы энергосбережения. Практические аспекты личностного энергосбережения на примере потребления энергии в доме, отопления, использования горячей и питьевой воды, освещении и так далее.

Учебные предметы и темы, в которые возможно включение отдельных вопросов и тем курса «Энергосбережение».

1 и 2 классы

Природоведение, естествознание, экология.

Темы:

  1. Значение тепла и света для растений, животных и человека.

  2. Мой дом. Сбережение тепла и электрического света в доме.

  3. Живая и неживая природа. Полезные ископаемые.

  4. Тела и вещества.

  5. Солнце – источник тепла и света Вселенной.

  6. Времена года. Кто как к зиме готовится.

3, 4, 5 классы

Природоведение, естествознание, экология, ОБЖ.

Темы:

  1. Сбережем полезные ископаемые, почву, воду, воздух.

  2. Сбережем природу России.

  3. Торф – наше богатство.

  4. Нефть и газ Сибири.

6, 7, 8, 9 классы. География.

Темы:

  1. Литосфера. Полезные ископаемые, их запасы, добыча и использование.

  2. Гидросфера. Поверхностные воды. Морские течения. Приливы и отливы.

  3. Атмосфера. Сила ветра. Ветряной двигатель.

  4. Мировые запасы полезных ископаемых.

  5. Мировой океан. Энергия приливов и отливов. Энергия океанических течений.

  6. Поверхностные воды материков. Гидроэнергия.

  7. Полезные ископаемые России.

  8. Энергетические ресурсы нашей области.

10 класс

Темы:

  1. Мировые запасы полезных ископаемых.

  2. Энергетический кризис.

Биология

Темы:

  1. Фотосинтез. Солнечная энергия в зеленом листе.

Физика.

Темы:

  1. Энергетические проблемы сегодня.

  2. Превращение энергии и второй закон термодинамики.

  3. Атомная энергия.

  4. Энергетика Томской области.

  5. Термоядерная энергия. Энергетика и экология.

Список используемой литературы:

  1. Указ Президента РФ «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года », № 472 от 7 мая 1995 г.

  2. Веников В. А., Журавлев В. Г. Энергетика в современном мире. – М.: Знание,1986.

  3. Гаврилин А. И., Косяков С. А. Азбука энергосбережения. Томск: Курсив плюс,1999.

  4. Карцев В.П., Хазановский П.М. Тысячелетие энергетики. — М.: Знание, 1984.

  5. Введение в энергосбережение. Екатеринбург: Урал-ноосфера, 1998.

  6. Щелоков Я. М. Пособие по энергосбережению для населения. Екатеринбург, 1998.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Алексеев С. В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб: СМИО Пресс, 2001. – 368 с.; ил.

  2. Большая энциклопедия природы, том 10, Мир книги, Современная педагогика – М., 2002.

  3. Десять самых популярных фактов о глобальном потеплении. – М.:РРЭЦ, 2008.

  4. Жевлакова, М.А. Ресурсосебережение в школе: как организовать проект по экономии энергии/Методическое пособие для учителей. – Спб, 2002. – 72 с.

  5. Зверев А. Т. Экология: Учебник для 7 – 9 классов/ А.Т. Зверев, Е. Г. Зверева. Изд.3-е. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Дом педагогики», 2002.–336 с.

  6. Кокорин, А.О. Изменение климата: Обзор состояния научных знаний об антропогенном изменении климата. — М.:РРЭЦ, GЕF, WWF_России, 2005. – 20 с.

  7. Лагунова, Т.В., Энергосбережение и решение проблемы изменения климата. – Пермь, ПГПУ, ООЦ «Экология, 2008.- 38 с.

  8. Лануа П. Если растает полярный лёд //GEO № 12, 2007 год, с. 112-116.

  9. Почему климат теплеет? – Мн., 2001. – 20 с.

  10. Федотов А.К. О концепции создания информационно-образовательной системы Республики Беларусь в области энергосбережения.// «Энергоэффективность», — Мн., 1999, №1, c.7-10 https://www.physics.bsu.by/energysaving/energysaving/articles.html
    Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. – Спб, 2008. – 86 с.

  11. Энергосбережение. Пилотный проект учебника для 7-го класса средней школы. — СПб. 2002.

  12. www.wwf.ru.



Свежие документы:  Конспект урока с презентацией по теме:"Плотность вещества" 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: