Как подобрать аргументы к проблеме на 1 и 3 балла, 10 класс


МБОУ «Кураловская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан






Конспект урока по русскому языку в 10 классе


«Как подобрать аргументы к проблеме на 1 и 3 балла»













подготовила учитель

русского языка и литературы

Сарбаева Наталья Павловна











Куралово 2011 год

Тема урока:

«Как подобрать аргументы к проблеме на 1 и 3 балла».


Цель урока: научиться подбирать и формулировать аргументы к поставленной проблеме.


Задачи урока:

  • научить составлять аргументы к поставленной проблеме.

  • развивать логически выстроенную, аргументированную речь.

  • воспитывать культуру речи, внутреннюю культуру обучающихся.


Опережающее задание: объяснить значение слов проблема, аргументы, составить презентацию по подбору примеров к каждой группе аргументов.


Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Единый государственный экзамен – серьезный шаг в вашей жизни. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому предмету, во многом определяется тем, насколько вы подготовлены к нему. Сегодня наш урок посвящен теме «Составление аргументов к поставленной проблеме».

Скажите, что такое проблема?

Ученик. Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Учитель. Как определить проблему?

Ученик. Самый верный способ определить проблему – найти позицию автора. Если она есть, есть проблема. Она должна быть взята более крупно, чем просто частный случай.

Учитель. Что мы называем аргументами, аргументацией?

Ученик. Аргумент – это довод, доказательства.

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед читателями.

Учитель. На какие группы делятся аргументы?

Ученик 1. Аргументы делятся на три группы. К первой группе относятся сильные аргументы. Они не вызывают критику, их невозможно разрушить, опровергнуть. Можно выделить следующие сильные аргументы:

  • точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, которые вытекают из них;

  • законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;

  • экспериментально проверенные выводы;

  • цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в этой сфере авторитетов;

  • показатели свидетелей, очевидцев событий;

  • статистическая информация, или ее сбор, отработка, выполненная профессиональными статистами.

Ученик 2. Ко второй группе относятся слабые аргументы. Они вызывают сомнения. К ним относятся:

  • умозаключение, основанное на одном факте, оно не ясно без второго;

  • ссылки (цитаты) на авторитеты, неизвестные, или малоизвестные читателям;

  • приемы, построенные по аналогии и непоказательным примерам;

  • доводы личного характера, вытекающие из обстоятельств, или диктуемые побуждением, желанием;

  • доводы на основе предположений, догадок.

Ученик 3. И, наконец, третью группу составляют несостоятельные аргументы:

  • суждения на основе подтасованных фактов, ссылки на непроверенные источники;

  • потерявшие силу решения, домыслы, догадки, измышления, ложные заявления и показания.


Учитель. Чтобы получить высокие баллы, вы должны привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный и читательский опыт. Скажите, какие аргументы мы относим к жизненному опыту, а какие к читательскому?

Ученик 1. К жизненному опыту мы относим:

  • реальные факты из жизни окружающих;

  • собственные выводы и выводы окружающих;

  • традиционно-исторический опыт.

Учитель. Примеры из жизненного опыта оцениваются в 1 балл.

Ученик 2. К читательскому опыту относятся:

  • художественная литература;

  • историческая литература;

  • научно-популярная литература.

Учитель. Если в своих сочинениях вы приводите аргументы из своего читательского опыта, то можете заработать 3 балла.






II. Объяснение нового материала.

Учитель. Следующая часть нашего урока посвящена составлению аргументов к поставленной проблеме. Для начала давайте познакомимся с основными речевыми клише, которые пригодятся вас при составлении аргументов к проблеме.



Памятка №1


При изложении собственной точки зрения и аргументации используйте следующие выражения:

— автор обратился к проблеме, на мой взгляд, не случайно, потому что…

— я часто задумываюсь над…

— по моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, всегда будут актуальными, так как…

— в целом я согласна с автором, так как…

— я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что…

— не во всем можно согласиться с автором текста…

— для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы: во-первых,…

— доказательством этой мысли может служить тот факт…

— меня привлекает в этом тексте…

— меня особенно тронула…

— меня взволновала…

и так далее

Учитель. У вас на столах лежит рабочий материал.

Проблема «Речь человека – это показатель его нравственного и интеллектуального развития». К данной проблеме приводятся два аргумента.

1 балл

3 балла

Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убежден, что каждое слово несет в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека что-либо, оскорбляющее слух?

Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления его характера.

Вспомним хотя бы Порфирия Головлева – героя романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами (капустка, лампадка, маменька). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.


Учитель. Соответствуют ли данные аргументы поставленной проблеме и определенным баллам.

Ученик. Да, оба аргумента соответствуют поставленной проблеме и раскрывают ее. Имеются вступления к проблеме. Первый пример оценивается в 1 балл, так как относится к жизненному опыту, а второй пример – в 3 балла, потому что ответ содержит не только название произведения и автора, но и конкретное обоснование поступков героя, который сладкой речью показывает свое внутреннее развитие. И нельзя не согласиться с тем, что ничто не характеризует человека лучше, чем его речь


Учитель. На следующем примере мы попробуем с вами выявить ошибки, то есть несоответствие аргументов поставленной проблеме. Определите и докажите, какой аргумент к проблеме подобран правильно, а какой нет.

Проблема: «Важность чтения классической художественной литературы в детстве».


1 балл

3 балла

Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что стали меньше читать. Кино – вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость.

Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Нельзя не вспомнить «Тома Сойера», «Вечера на хуторе близ Диканьки», русскую поэзию Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева. Вспомните, как Том вместе со своим другом устраивают побег и живут несколько дней на острове, или когда они пытаются поймать преступников и ведут себя как взрослые. Незабываемым для многих поколений мальчишек и девчонок остается произведение Д.Дефо «Робинзон Крузо», в котором повествуется о том, как главный герой научился выживать в трудных ситуациях, не теряя при этом своих человеческих качеств.

Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры.


Ученик 1. Я считаю, что первый аргумент не только не соответствует представленной проблеме, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.


Ученик 2. По моему мнению, второй аргумент полностью раскрывает проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве. На ярких примерах показано как классика влияет на внутренний мир ребенка. Дается ответ на вопрос: почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики, какова роль книги в процессе становления человека как личности? Аргумент имеет четкое вступление и хорошо подобранный вывод.



III. Практическая часть.


Учитель. Итак, мы с вами посмотрели на примерах, как нужно составлять аргументы, как не ошибиться в подборе аргументов. А теперь вы попробуете самостоятельно составить аргументы, предварительно разделившись на группы. Каждая группа должна будет составить по два аргумента ( на 1 и на 3 балла) к проблеме.



1 группа.

Проблема сохранения понятия честь в современном мире

1балл

3балла

Проблема чести раскрывается в произведениях современных писателей и поэтов разных национальностей. Среди них Ч.Айтматов «Плаха», Д.Гранин «Бегство в Россию», В.Высоцкий (лирика). Все они в одинаковой степени обеспокоены современным состоянием общества, где казалось бы нет такого понятия, как принципиальность, достоинство, мужская отвага и честь.

Существует много литературных произведений, публицистических статей, очерков, рассматриваемых проблему чести. Нельзя не вспомнить Петрушу Гринева из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», который воплощает собой традиционное представление о дворянской чести: это верность присяге, служению Отечеству, рыцарское отношение к женщине, надежность в дружбе, честность и храбрость. Или другой литературный герой Андрей Андреевич Чацкий видит честь в сохранении внутреннего достоинства, отказе от приспособленчестве и лжи. Он не желает жить по законам лжи и чинопочитания. «Служить бы рад…» отвечает герой Фамусову.




2 группа.

Проблема милосердия

1 балл

3 балла

Что такое милосердие? Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Но часто между людьми царствует непонимание, недоверие. Как часто мы проходим мимо нуждающегося в нашей помощи человека, не можем бросить свои дела, чтобы помочь престарелым.

С этим мы сталкиваемся ежедневно в транспорте, не уступив место нуждающемуся, на улице, наступив на ногу прохожему и не извинившись. Где же наше чувство сострадания, почему оно спит? Именно эти вопросы ставит перед собой человек, на которые не всегда может найти ответ. Тогда, может быть, начать с малого – сдержать грубое слово и не обидеть? Думаю, это и есть путь к милосердию.

Как упражнять в себе чувство милосердия? Архиепископ Кирилл говорил, что милосердие – это милость, идущая от сердца к сердцу. Значит, чтобы быть милосердным, нужно научиться сердцем чувствовать боль другого, как умели это чувствовать Соня Мармеладова из произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», которая ради спасения своей семьи вынуждена была продавать себя; или Наташа Ростова из романа-эпопеи «Война и мир», которая ради спасения раненых оставила большую часть своего имущества, разгрузив телеги и которая не отходила от раненых ни днем ни ночью. Но так чувствовать трудно. Это дано не каждому. Но на примере этих героинь авторы показывают их стремление помочь ближнему, даже ценой собственного благополучия.




3 группа.

Проблема патриотического воспитания молодого поколения

1 балл

3 балла

«С чего начинается Родина»? Каждый хоть раз в жизни слышал эти строки. А Родина начинается с любви к ней. Где сейчас те мальчишки, которые не пытались отклониться от службы в армии, а считали своим святым долгом отслужить в вооруженных силах? Вспомните произведения о ВОВ Симонова «Живые и мертвые», Ю.Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег» и многие другие, в которых солдаты своим примером подтверждали звания патриотов. Наша молодежь предпочитает отсиживаться за спинами своих родителей, продолжать учебу в высших учебных заведениях, в то время как их прямая обязанность – защищать нас.

Кто такие истинные патриоты своей Родины? Задавая этот вопрос , перед глазами, в первую очередь, встают образы военных, защитников ВОВ. Нельзя не вспомнить рядового Сотникова из одноименной повести Ю. Бондарева, который ценой собственной жизни старается спасти женщину и ребенка и который остался верен своему долгу, выбрав смерть. Сашка из одноименного романа Кондратьева – особый герой человеческого патриотизма. Он не только храбрый, но и надежный, честный, отказавшийся расстреливать пленного немца без суда. Все произведения и ВОВ учат поколения людей защищать территорию своей Родины, даже ценою собственной жизни. Очень хорошо о патриотизме сказал в своем стихотворении Павел Коган: «Я патриот, я воздух русский,

Я землю русскую люблю».


Учитель. Итак, мы сегодня с вами учились подбирать аргументы к поставленным проблемам. На готовых примерах вы увидели, как это нужно делать, пробовали сами составить свои аргументы. Надеюсь, что данный урок поможет вам достойно написать сочинение – рассуждение, грамотно подбирая аргументы. А чтобы лучше закрепить данную тему, вы выполните домашнее задание. Но чтобы вы не допустили грубых ошибок, вам поможет еще одна памятка.



Памятка №2

Грамотная аргументация собственного мнения.


  1. Соблюдайте фактологическую точность.

  2. Указывайте точные даты, правильно названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц.

  3. Приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии.

  4. Не допускайте этических ошибок: высокомерного и циничного отношения к автору текста.

  5. Не проявляйте речевую агрессию, не высказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции, грубость, насмешку и т.д.














IV. Домашнее задание.

Учитель. Составьте два аргумента к следующей проблеме: «Книга –это важнейший инструмент, который помогает человеку познать окружающий мир и самого себя».


Варианты ответа.

1.Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие русские писатели XIX века Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский создали в своих книгах психологически глубокие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души.

Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Петра Безухова, Андрея Болконского – это примеры напряженной жизни человеческой личности, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа.


2. Кроме того, книги – это то, что объединяет всех нас в некоторую культурную общность: например, образованные люди любой страны знакомы с произведениями Данте, Шекспира, Сервантеса – лучшими книгами, вошедшими в сокровищницу человеческой мысли. Эти произведения составляют «память человечества», хранят уроки прошлого, опыта множества поколений, позволяющий нам лучше понимать окружающий мир и себя.























Использованная литература:

  1. Толковый словарь русского языка под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

  2. КИМы ФИПИ (часть С) 2008-2011 года.

  3. School-collection.edu.ru


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу-щу»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: