Конспект урока для 6 класса «Личные местоимения»


Конспект урока по русскому языку. 6 класс

Тема: Личные местоимения.

Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, научить распознавать местоимения в речи, познакомить с синтаксической ролью, морфологическими признаками.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

3. Коррекция навыков самоконтроля, внимания, памяти, слухового восприятия.

4. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные методы: проблемно-поисковый, исследовательский.

Форма урока: урок-исследование

Оборудование к уроку:

  • мультимедийная установка;

  • презентация к уроку;

  • опорные схемы, карточки, учебники.

Ход урока

Орг. момент. Настрой учащихся на работу. Показ слайдов с музыкальным сопровождением.

На доске эпиграф – Я, ты, он, она, Вместе – дружный 6 «А», Вместе – дружная семья.

— Посмотрите на первую строчку эпиграфа и скажите, какую часть речи мы начали изучать? (Местоимение)

Наша задача сегодня на уроке:

1) Познакомиться с личными местоимениями.

2) Какова синтаксическая роль местоимения в русском языке, морфологические признаки,

3) поучимся распознавать местоимения в речи.

 

1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать  насто-

ящими исследователями.

2) Перед вами опорные схемы,карточки. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе.

3) Откройте тетради, запишите число.

4) Тема нашего урока: «Личные местоимения .»        

                                                     

Поможет нам провести исследование один известный русский литератор 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто  это? Вот  что  он  пишет  о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя

короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник».

— Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам  в сегодняшней работе. (Слайд)

 —Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова, проведём словарную работу. Выясним, каково лексическое значение слова исследователь?

Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями.

Чаще всего И.А Крылов в своих баснях использовал личные местоимения и их падежные формы.

Работа по учебнику стр.198. Чтение правила. Выполните упр. 505 на доске итетради. ( 3 уч-ся работают у доски).

Вывод:

Вывод 1. Вот это наше первое научное открытие. 

— Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся  к слайду и тексту, лежащему у вас на столах. Прочитаем его.

                 

 Найдите местоимения: 3группа просто выписать, 1-2 выписать и подчеркнуть местоимения как члены предложения.

(Слайд )

    1. И ноты есть у нас, и инструменты есть, скажи лишь, как нам сесть.

    2. И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу.

    3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука.

    4. Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой, и до вешних только дней прокорми и обогрей.



Вот мы с вами определили синтаксическую роль личных местоимений в предложении. Какими членами предложения чаще всего бывают личные местоимения?

 

Это наше второе научное открытие. (Сделать вывод)      

Вывод 2. Личные местоимения в предложении бывают подлежащими, определениями, дополнениями. 

(физминутка)  

 

Мы с вами немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, напри-

мер, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.

Местоимения так же, как  и запасные игроки, заменяют в предложениях  име-

на существительные, имена прилагательные, числительные.

1)—На слайде дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Мартышка и очки».

2)—Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существ-

ные, и оно не совсем красиво звучит).

Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в очках. Мартышка тут с досады и печали о камень так хватила очки,

Что только брызги засверкали.

3)— Замените повторяющиеся существительные запасными игроками-место-

имениями.

4)—Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).

       Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны ме-

стоимения.

    — Что дала нам такая замена?

Вывод 3. (Делаем вывод)  Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.

  Выборочный диктант. Упражнение в распознавании местоимений в стихотворении.

Ребята, а сейчас приготовьтесь к выборочному диктанту. Я буду читать вам басню, а вы будете выписывать только местоимения.

Послушайте басню «Чиж и голубь».(читаю басню)

Чижа захлопнула злодейка-западня;

Бедняжка в ней и рвался, и метался,

А Голубь молодой над ним же издевался.

«Не стыдно ль,— говорит,— средь бела дня

                       Попался!

               Не провели бы так меня:

                За это я ручаюсь смело».

Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.

                         И дело!       Вперед чужой беде не смейся, Голубок.      

(Проверка написанного).

Отдохнём немного и уделим полминутки на шутки. (по культуре речи) 

Работа по карточкам со взаимопроверкой 

Рефлексия.

— Подведем итог нашего исследования. Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Итак, закончите фразу: «Сегодня на уроке Я….»

Поднимите красные сердечки те ребята, кто считает, что работал на уроке как настоящий учёный, исследователь на все 100% на отметку «5». Зелёные сердечки поднимут те, кто мог бы работать и лучше.

Домашнее задание. 1- группа упр. 501

2, 3 группы упр. 502





Свежие документы:  ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 14)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: