Конспект урока на тему «Несклоняемые имена существительные»


Тема урока: «Несклоняемые имена существительные»

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.

Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.

Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, прививать любовь к животным.

Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.                                                  

Оборудование: аудиокассета «Уроки радионяни»,  карточки со словами, карточки-задания (тесты), словари.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Форма урока: урок- поиск.

Ход урока

I. Организационный этап         

II. Словарно — орфографическая работа

1. Самодиктант (из слов 6 класса)  

2. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

Имена существительные бывают _____________ рода,  ________________ рода и _______________ рода.

Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.

Имена существительные изменяются по ________________, по _____________.

3.Прочитайте скороговорку, записанную на доске:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Найдите в данной скороговорке дополнение, выраженное именем существительным. Прочитайте по буквам. Сравните произношение и написание.

Что означает данное слово? (работа со школьным толковым словарем).                                                                                          

Запишем это слово в тетрадь, поставив ударение.

Просклоняйте слово шоссе.

Что такое склонение?

Один ученик работает  у доски

И. п. что? шоссе

Р. п. чего?    шоссе

Д. п. чему?   шоссе

В. п. что?      шоссе

Т. п. чем?     шоссе

Пр. п. о чём? о шоссе

Что заметили при склонении? По падежам изменяли, а слово свою форму не изменило. При изменении слов по падежам (при склонении), что меняется у слова?

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Смысловые группы наречий"

Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?

Сможем ли мы  ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?

III. Проблемный вопрос. Цели и задачи урока.

Вам самим придется дать ответ на эти вопросы. За урок мы должны узнать как можно больше нового.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Пример того, как не надо говорить, из передачи «Радионяня»


Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора
Если в кинах кенгура
Ходит-бродит по шоссу
,
Носит в сумке шимпанзу
.
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино!
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать

Будут пальта выдавать.

Исправьте в тексте грамматические ошибки.

Один ученик у доски, а теперь запишите исправленные слова (метро, кенгуру, кино, пальто)

V. Актуализация знаний. Решение проблемы.

К какой части речи они относятся?

Имеют ли падежное окончание?

Изменяются ли по числам?

Можно ли проверить орфограммы этих слов привычными правилами?

Изменяются ли по падежам?

Являются ли эти слова русскими или заимствованы из других языков?

Имеют ли падежное окончание?

Несклоняемые существительные не изменяются по числам,  не изменяются по падежам – не имеют окончания

Каким словом их можно объединить? Какое отличие главное?

Самостоятельное открытие: НЕСКЛОНЯЕМОСТЬ.

Как вы думаете, много ли таких слов?

Существуют несклоняемые фамилии?

У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?

Закрепим понятия, что данные имена существительные не склоняются. Но прежде давайте отдохнём.

Физминутка.

Несклоняемые существительные – это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Перу, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню). Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода – окончаний.

Работа с учебником (с. 87-88, п. 39).   В основном эти существительные иноязычного происхождения, неодушевленные, относятся в основном к среднему  роду; подберите прилагательные к данным несклоняемым существительным.

Свежие документы:  конспект урока Откуда ты, имя? Как вас зовут или Тайна имени, 5 класс

Эскимо – вкусное. Кашне – шерстяное. Метро – столичное. Интервью – интересное.

Обращаем внимание на два неодушевленных несклоняемых существительных, которые относятся к мужскому роду: пенальти, кофе

Подберите к ним  прилагательные (удачный пенальти, горячий кофе).

Колибри, кенгуру, шоссе,

фламинго, пони шимпанзе,
какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье — 
Ты все слова запоминай, но никогда их не склоняй!

VI . Тест на закрепление. Проверка знаний.

Мы с помощью теста узнаем, как вы поняли тему «Несклоняемые имена существительные» (тесты приготовлены для каждого ученика).

  1. Какое из данных существительных не изменяется по падежам?

а) петля   б) сено  в) кафе  г) зеркало

  1. Какое слово не относится к несклоняемым именам существительным?

а) радио  б) солнце  в) кино  г) ателье

  1. Где допущена ошибка?

а) тетрадь Левченко Марии  б) тетрадь Сухово Андрея

в) тетрадь Льва Гинзбурга    г) тетрадь Фохт Михаила

  1. Какое из сложных существительных будет несклоняемым?

а) подлодка  б) завхоз  в) запчасти  г) СМИ

  1. Найдите лишнее

а) вуз  б) мопед  в) табло  г) МГУ

Выполнение упр.218, 222.

VI. Объяснение домашнего задания:

1) выучить правило п.39, 2) выполнить упр.220.

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

VII. Рефлексия.

Я узнал… Я понял… Было интересно… Вызвало затруднение…

Молодцы, ребята! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу.   



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: