Конспект урока для 3 класса «Луг — природное сообщество. Животный мир лугов»


Открытый урок окружающего мира в 3 классе (система Занкова)

Тема: Луг — природное сообщество. Животный мир лугов.

Цель: познакомить с разнообразием живых организмов луга; сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.

Задачи:

Обучающая: познакомить с разнообразием живых организмов луга.

Развивающая: развивать навыки самооценки, целеполагания; расширять кругозор, развивать психические процессы: внимание и восприятие через выслушивание речи учителя и одноклассников, память через повторение ранее изученного материала;

Воспитывающая: прививать интерес к предмету; бережное отношение к природе; чувство коллективизма, толерантности.

Тип урока: комбинированный

Методы, применяемые на уроке:

  • проблемный,

  • исследовательский,

  • наглядный,

  • рефлексивные методы.

Формы обучения:

  1. Коллективная

  2. Групповая и парная

  3. Индивидуальная

Оборудование: компьютер, программа PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, презентация, книги о животных, энциклопедии, карточки для парной работы, цветы для рефлексии.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Стихотворение читает ученица:

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь — цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

Как вы думаете, почему мы начали наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге).

ТЕМА урока …

Цель урока…

Что такое луг? (Луг — это природное сообщество, большие участки с травянистой растительностью).

— Посмотрите, каким пышным ковром из цветов смотрится луг. Давайте вспомним растения луга.

2. Проверка домашнего задания. (Работа в парах)

-Перед вами 2 задания. Рассмотрите их. Определитесь с каким из заданий вы будете работать.

Дифференцированные задания.

2ур. На листках фото растений и их названия. Соединить их.

Ромашка

Клевер

Колокольчик

Подорожник

Васильки

1 ур. Подчеркнуть только растения луга.

  • Клевер, ромашка, малина, тимофеевка, ландыш, тысячелистник, осина, папоротник, подорожник, василёк, брусника, земляника.

Самопроверка по СЛАЙДУ: – Прочитать задание. Кто выполнил верно?

-Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга? (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).

— Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов — зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы — разноцветные, пёстрые — значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков…).

3. Изучение нового материала

-Давайте поближе познакомимся с животными луга. Сейчас вы работаете в группах:

  • 1 группа: готовит сообщение о насекомых луга.

  • 2 группа: готовит сообщение о насекомых луга под рубрикой «Это интересно!».

  • 3 группа: готовит сообщение о птицах луга.

  • 4 группа: готовит сообщение о животных луга.

(Ребята работают с учебником, энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всей группы. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)

1 группа «Насекомые луга»

Подготовить сообщение о насекомых живущих на лугу.


2 группа «Насекомые луга. Это интересно!»

Найти интересные факты из жизни насекомых луга и рассказать о них.


 — Угадать, кто издаёт эти звуки?

IV. Физкультминутка

«Бабочка»

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка – порхалочка,
Ты ко мне спеши!

3 группа «Птицы луга»

Подготовить сообщение о птицах живущих на лугу



4 группа «Животные луга»

Подготовить сообщение о животных живущих на лугу

-На лугу можно встретить жаб и ящериц… Также в луговой почве много червей…

На доске в процессе выступления групп

Растения – насекомые- птицы- хищники — Что получилось?

растение — слизни — коростель — другой хищник

растение – бабочка – кузнечик – птица, лягушка

растение — шмель (личинки) — мышь — хищник (ястреб, уж)

-Итак, луг богат разнообразием животных и все они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. А старые, мёртвые остатки растений и животных перерабатывают разрушители, живущие в почве — дождевые черви, различные почвенные животные, микроорганизмы.

— Как живут все обитатели луга? ( Живут сообща. Нет лишних. Все нужны)

— Какой из этого можно сделать вывод? (Луг- это природное сообщество.)

— Луга- стол и дом для насекомых, птиц, грызунов. Луга дают корм домашним животным, продукты питания, материалы для одежды человеку, места отдыха, лекарства. Луга нуждаются в уходе и охране.

Сформулируйте правила охраны лугов.

VII. Подведение итогов

— Сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое луг, растения луга, и узнали какие животные обитают на наших лугах.

Составьте СИНКВЕЙН на тему «ЛУГ» (на картинках)

Домашнее задание:

  1. Стр.

  2. Составить 2-3 цепи питания.

  3. *Составить кроссворд «Жизнь луга»

IX. Рефлексия.

-У вас на партах лежат цветки.

Если вы считаете, что

  • Работа на уроке вас не впечатлила, вам было неинтересно – возьмите красный цветок;

  • Активно работали, расширили свои представления об окружающем мире – возьмите голубой цветок;

  • Были исследователями, продуктивно поработали, получили удовлетворение от своей работы – ваш цветок жёлтый.

Прикрепите их на доску.

Богат животный мир лугов. Всюду много насекомых. В траве стрекочут кузнечики. На цветущих растениях видны пчёлы, осы, шмели. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля — опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы. И цветам хорошо — опыляются, и насекомые голодными не останутся. Здесь же находят корм разноцветные бабочки. Среди них очень красивы зорька, пестрянка, махаон, голубянка. Махаон – одна из самых красивых наших бабочек. Сзади на крыльях у неё есть два отростка, которые во время полёта бабочки напоминают хвост летящей ласточки. За это сходство махаон в народе названа «ласточкин хвост». Красива и голубянка. Как голубые огоньки мелькают голубянки на лугах. Нижняя же сторона крыльев бабочки тёмно-серая. Сядет голубянка на траву, сложит крылышки – погаснет огонёк, трудно увидеть её в это время. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений. А бабочками питаются птицы и некоторые хищные насекомые. На лугах гнездятся и находят себе корм некоторые птицы. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. В густой траве лугов в небольшой ямке устраивает своё гнездо перепел. Он похож на небольшую курочку. Неохотно летает, спасаясь от врагов быстрым бегом. Большую часть жизни проводит среди луговых трав коростель. Эта птица, как и перепел, быстро бегает, ловко пробирается среди травы, часто меняет направление. Поэтому её трудно внимательно рассмотреть, но зато можно услышать. Коростель издаёт скрипучий отрывистый крик: «дерг-дерг». За этот крик коростеля зовут ещё дергачом. На лугу находит себе корм белая трясогузка. Это очень стройная птичка. Стройность ей придают тонкие ноги и длинный хвост. В народе её называют «ледоломка», так как её прилёт в наши края совпадает с вскрытием рек. В отличие от перепела и коростеля быстро летает в погоне за насекомыми луговой чекан. Эта птичка не имеет яркой окраски. Встревоженная, она издаёт звук «чек-чек». Поэтому и назвали её чекан. Птицам луга и мелким животным могут угрожать хищные птицы, высоко парящие и наблюдающие за происходящим; и другие хищники, попавшие на луг. Крупные звери не живут на лугу. Луг – открытая местность. Здесь трудно укрыться от врагов. Но мелкие зверьки – мыши, кроты – постоянные жители лугов. Крота трудно увидеть в местах обитания, но сами эти места легко узнать по кротовинам — выбросам почвы. Крот устраивает в почве различные ходы, которые иногда располагаются в несколько этажей. Ходы он роет мощными лопатообразными лапами. В них крот добывает корм: дождевых червей, насекомых и их личинок, а также многоножек и слизней. Чтобы добыть достаточное количество еды, кроту приходится быть активным круглосуточно. Крот — обладатель небольшой, но красивой шкурки; кроме того, крот приносит пользу, истребляя насекомых-вредителей и изменяя структуру почвы.







Свежие документы:  Конспект урока на тему "Глагол"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: