Тема урока: Связь между компонентами и результатом действия умножения.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическая цель: восприятие и первичное осознание материала.
Цели:
1.Познакомить со связью между компонентами и результатом умножения.
2.Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать и составлять задачи.
3.Способствовать развитию логического мышления, смекалки.
4.Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход урока.
I. Организационный момент. Оформление работы.
II.Мобилизующий этап.
Игра «Найди название».
На карточках названия компонентов действий: слагаемое, вычитаемое, множитель, сумма, уменьшаемое, произведение, разность.
— Число, которое вычитают;
— результат сложения;
— числа, которые умножают;
— результат вычитания;
— результат умножения;
— число, из которого вычитают;
— числа, которые складывают.
— Объедините компоненты по группам.
III.Актуализация знаний.
Индивидуальная работа у доски по карточкам – два ученика.
Запиши выражение и вычисли его значение:
1.Из 45 вычесть сумму чисел 16 и 4.
2.К произведению чисел 5 и 3 прибавить разность чисел 20 и 12.
Фронтальная работа :
1.- Вычислите удобным способом: 52+16+8+4.
— Какое свойство сложения использовали?
2. — Восстановите равенства: × 2 =2 × 5 4 × = 3×
— Какое свойство умножения использовали? Запишите на доске буквами
(а× в = в× а).
3.Создание проблемной ситуации.
— Прочитайте выражения по-разному: 6+3=9 6×3=18 9-3=6 9-6=3.
— Исключите лишнее равенство.
(Дети исключают равенство 6×3=18, объясняя: сложение и вычитание связаны между собой; равенства 9-3=6 и 9-6=3 получены из 6+3=9 , используя правило: если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.)
— Подумайте, можно ли по примеру на умножение 6×3=18 составить другие примеры?
(Дети предлагают свои варианты.)
IV. Целеполагание.
— Мы смотрели, как связаны между собой слагаемые и сумма. А сегодня посмотрим связь между какими компонентами? Как называются числа 6, 3 и 18?
(Опираясь на пример 6×3=18, дети формулируют тему урока:
— Мы посмотрим , как связаны между собой произведение и множители.)
V. Изучение новых знаний.
На наборном полотне 8 квадратов, расположенных в два ряда.
— По сколько взяли квадратов и сколько раз? Как запишем?
— Восемь квадратов расположили по 4 квадрата в каждый ряд. Сколько рядов получилось? Как запишем?
— Восемь квадратов расположили в 2 ряда. Как узнать, сколько квадратов в одном ряду?
На доске запись: 4×2=8
8:4=2
8:2=4
— Как называются числа 4, 2 и 8?
— Как получили второе и третье равенства из первого? Ответьте, используя слова: множитель и произведение.
— Проверим правильность своего вывода по учебнику.
Чтение вывода в учебнике на странице 62.
VI. Первичное закрепление знаний.
1.Учебник стр. 62 №1.: первый пример- устно, проговорить хором; остальные – на доске и в тетради с комментированием.
2 .- Чтобы узнать следующее задание, нужно отгадать ребус
ча
— Что мы будем решать?
Чтение задачи №3 стр.62.
— Что значит цена булочки 5 руб.?
— Но на самом деле булочка стоит не 5 рублей. Для того, чтобы получить хлеб, нужно вложить много труда. В книге «От зерна до каравая» об этом можно узнать (показываю книгу). Хлеб нужно беречь и доедать булочки, а не разбрасывать их.
Повторное чтение задачи и составление схематического рисунка: (5) (5) (5)
Решение задачи и составление обратных задач с записью в таблице:
Цена Количество Стоимость
5 руб. 3 б. ? руб.
? руб. 3 б. 15 руб.
5руб. ? б. 15 руб.
— Какие задачи составили?
— Какое правило использовали при решении задачи?
VII.Применение знаний.
1.- Исключите лишнее выражение: х+5=10 16-а=5 в+19 20:с=4
-Что будем решать?
2.Самостоятельное решение уравнений №5 стр.62.
— Какое число можно вставить в «окошечко» в первое уравнение? Во второе уравнение? Почему?
VIII. Итог урока.
— Какие примеры на деление можно составить по выражению 8×3=24?
— Какое правило использовали?
Выражения 8×3=24 24:3=8 24:8=3 даны на карточках, на обратной стороне которых написано слово мо лод цы.
IX. Рефлексия.
Карточки переворачиваю обратной стороной.
— Кто молодцы? Почему?
Дети оценивают себя и работу одноклассников на уроке.
X. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению.
Стр. 62 №4 , №6 (1).