Урок окружающего мира во 2-м классе по программе УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Как защищаются животные»
Тип урока: формирование новых знаний.
Цель урока: повторить главные отличительные признаки млекопитающих; закрепить знания учащихся о различных группах животных: о млекопитающих, различающихся по способу питания.
Задачи урока: организовать деятельность детей, развивать речь учащихся; расширять кругозор. Воспитывать культуру учебного труда при работе с книгой, чувство товарищества и взаимопомощи при работе в группе и в паре.
Оборудование: учебники, хрестоматии, таблицы с изображением животных, карточки для групповой работы, выставка книг о животных.
Основное содержание урока.
1.Постановка УУД.
1. Фронтальная беседа.
— Ребята, откройте оглавление и скажите, как называется наша общая тема, над которой мы работаем на протяжение нескольких уроков?
— Группы каких животных мы уже изучили?
— О какой группе животных мы говорили на прошлом уроке?
— Чем эта группа отличается от всех остальных групп? Перечислите признаки.
— Скажите, какие животные живут в лесах нашей Томской области?
2. Групповая работа.(Класс делится на три группы).
— Ребята, давайте вспомним на какие группы делятся животные по способу питания. Для вас Маша приготовила задания. Среди названий животных, данных вам на карточках, выбрать только те, которые относятся к предложенной вам группе, суметь доказать свою правоту и прикрепить карточки в таблицу. (Приложение 1). (Каждой группе дается своя карточка с названиями животных).
В течение 5-7 минут дети выполняют самостоятельно задание, затем проверка. От каждой группы выходит представитель и заполняет свою строку в таблице, которая находится на доске.
3. Проверка.
— Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какая строка осталась незаполненной?
— Как вы думаете, какие животные называются всеядные? Чем они питаются?
— Выберите из оставшихся карточек представителей данной группы и закончите таблицу.
— Как вы думаете, Маша осталась довольна как вы выполнили ее задание?
— Молодцы! Замечательно справились с работой.
4. Физминутка.
— А сейчас Маша приглашает вас немного отдохнуть.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали!
2. Работа над новой темой.
1. Совместное целеполагание.
— Ребята, с маленьким Мишей приключилась история. Он не знает, что же такое произошло на самом деле. Играл он с подружкой Катюшей в песочнице и вдруг…
У маленькой Катюши
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка —
Как цветок порхает, пляшет
Веерком узорным машет.
Он поймать его хотел, а он вспорхнул и улетел.
-Давайте поможем Мише, что же такое с ним приключилось. Что же за цветок такой был?
— А почему бабочка улетела?
— Правильно, она спасалась от опасности.
-А что ей помогло спастись?
— Молодцы! Бабочке помогает спастись окраска и крылья.
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня, сделайте предположения.
— Правильно, сегодня на уроке, мы будем говорить о том какие опасности ждут не только насекомых, но и животных.
— А какую цель сегодня должны мы достигнуть на уроке?
— Правильно! Изучить , как защищаются животные.
(На доске открывается запись : КАК ЗАЩИЩАЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ)
2. Работа с учебником.
— Откройте оглавление учебника и найдите, как называется тема нашего урока. Откройте нужную страницу.
-Сегодня урок будет дальше проходить в форме заседания клуба. Что же это значит?
— Найдите пиктограмму и прочитайте задания.
— Давайте пнриведем свои примеры.
3. Чтение текста учебника цепочкой.
— От каких животных необходимо защищаться? Почему?
4. Работа в группах.
— А сейчас мы поработаем самостоятельно. Чтобы узнать, какие способы защиты используют животные, каждая группа подготовит сообщение по материалам учебника.
1 группа – работает по иллюстрации на с. 26, отвечая на вопросы пиктограммы.
2 группа – составляет сообщение «Кто и как спасается бегством» используя текст на с. 27.
3 группа – работает по иллюстрации на с. 27 и составляет сообщение, как спасаются другие животные.
5. Заслушивание сообщений от каждой группы.
Выходят по одному представителю от каждой группы.
-Что же использует олень, чтобы защититься? (Рога, копыта)
— Какой способ спасения используют животные, у которых нет рогов?(Бегство)
— Кто еще спасается бегством?
— А как спасается ящерица? (Потеря хвоста)
— Скажите, какие еще способы защиты вам встретились?
6. Чтение текста учебника о том, какие способы защиты используют насекомые.
— Что защищает божью коровку? Пчелу? Муху-журчалку?
7. Знакомство с выставкой книг.
— Ребята, посмотрите на выставку. Сколько разных книг нам могут рассказать о различных животных, как они живут, чем питаются, как защищаются.8. 8.Работа со словарикам Хрестоматии.
— Ребята, Маша предлагает девочкам узнать, как спасается электрический угорь, а Миша мальчикам – как спасается опоссум.
9. Обмен информацией.
10. Работа в парах.
— Ребята, откройте тетрадочки на с. 24. Найдите № 32. Помогая друг другу выполните это задание.
Проверка задания.
3. Итог урока. Рефлексия.
— Что нового узнали на уроке?
— Что для вас особенно было интересным?
— Какую цель мы ставили сегодня в начале урока? Достигли мы ее?
— Какими знаниями вы сегодня поделитесь, когда придете домой?
— Молодцы! Все работали отлично.
Выставление оценок.
4. Домашенне задание.
— Дома подготовить сообщение о любом животном, как защищается от врагов.
Приложение к уроку.
Таблица на каждую группу.
Название животного | |
Растительноядные |
|
Насекомоядные |
|
Хищные |
|
Всеядные |
|
Карточки для групповой работы.
1 группа. Хищные звери
Рысь, лиса, волк, сова, белка.
2 группа. Насекомоядные звери
Землеройка, еж, сорока, кабан.
3 группа. Растительноядные звери.
Лось, бобер, заяц, медведь, синица.