Тема: Знакомые незнакомцы.
Цель:– учим замечать в тексте непонятные слова, показываем, как можно объяснить их значение.
Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний | 1 2 2 1– Ребята, кто знает русскую сказку «Колобок»?– А кто может рассказать её?– Но кое-что из этой сказки вы не знаете. Слушайте внимательно её начало и подумайте, все ли слова вам знакомы (с. 27).– Всё в сказке вам понятно и знакомо? Никаких вопросов не возникает? Нередко учащиеся отвечают, что им всё понятно и знакомо. Тогда учитель говорит:– Хорошо, что всем всё понятно. Раз так, объясните, пожалуйста, что такое: сусек, короб, крылышко, которым старуха поскребла по сусеку? – Что такое горсть?– Значение многих слов вы объяснить не смогли. Рассмотрим рисунки на с. 27. Они помогут нам узнать, что это такое. Работа по учебнику. 1 3 2 Дети рассматривают рисунки и читают названия предметов, о которых говорится в начале сказки.– Вот видите, сколько незнакомых слов даже в знакомой сказке! Для того чтобы правильно понять содержание сказки, рассказа, стихотворения, надо узнать непонятные, неизвестные вам слова. Не ленитесь отмечать такие слова в тексте, просите взрослых объяснить их значение. |
Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему; 3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.
|
ΙΙ. Открытие нового знания | Словарная игра «Кто больше всех заметит непонятных слов». – Я буду читать отрывки из известных детских произведений, а вы будете называть слова, значение которых вы не знаете. Может быть и так, что слово знакомо, но точно объяснить его значение вы не можете. Будьте внимательны! Тексты для чтения ● «А лихие обезьяны Подхватили чемоданы И скорее со всех ног Наутёк. А акула Увильнула, Только хвостиком Махнула. А за нею каракатица — Так и пятится, Так и катится…» (К. Чуковский) Каракатица – морское малоподвижное животное, выделяющее красящее вещество чернильного цвета. ● «Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна красна – у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому». Лубяной – сделанный из луба, т.е. из коры липы и некоторых других лиственных деревьев. ● «Девочка с голубыми волосами подошла к двери чулана:– Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец? Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.– Очень нужно мне раскаиваться! Не дождётесь…» (А. Толстой) Чулан – помещение в доме, служащее для хранения вещей. ● «…Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса…» (К. Чуковский) Вакса – чёрная мазь для чистки обуви. ● «– Что вам надо? – Шоколада. – Для кого? – Для сына моего. – А много ли прислать? – Да пудов этак пять Или шесть: Много ему не съесть, Он у меня ещё маленький!» (К. Чуковский) Пуд – мера веса, равна 16 кг. ● «Ах, те, что ты выслалНа прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждём не дождёмся, Когда же ты снова пришлёшь К нашему ужину Дюжину Новых и сладких калош!» (К. Чуковский) Дюжина – двенадцать. ● «Он в кладовку заглянул –С мёдом жбан перевернул». (С. Михалков) Жбан – кувшин с крышкой. ● «Был сынок у маменьки –Медвежонок маленький. В маму был фигурою –В медведицу бурую». (А. Барто) Бурый – тёмно-коричневый с сероватым или красноватым оттенком. ● «Сычи-трубачиТрубят!Грачи с каланчи Кричат!» (К. Чуковский) Сыч – ночная птица из семейства совиных. Каланча – высокая наблюдательная башня над зданием пожарной команды. ● «А слониха-щеголихаТак отплясывала лихо,Что румяная луна В небе задрожалаИ на бедного слонаКубарем упала». (К. Чуковский) Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек. ● «У страха глаза что плошки, а не видит ни крошки». (Пословица) Плошка – широкая плоская тарелка. – Чему мы сейчас учились?– Почему это важно? | |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Работа по учебнику. 2 1 2 2Словарная игра «Назови слово» (кроссворд). – Вы учились находить, узнавать в тексте слова, значение которых необходимо пояснить, уточнить. Проверим, насколько хорошо вы знаете значение знакомых вам слов, иным способом. Я буду называть значение слов, а вы – эти слова. Поможет нам в этой работе кроссворд.– Что такое кроссворд? (От англ. сross – крест, word – слово.)– Кто его уже отгадывал?– Как вы это делали? – Откройте учебник на с. 33. Здесь помещён кроссворд, и в его клеточки надо написать слова. Вверху даны их значения. Читаем толкование слова под номером один. Кто догадался, о ком идёт речь? Посмотрим, правильно ли мы узнали слово, – запишем его в верхнюю строчку кроссворда. Дети записывают слова: купец, лапти, корыто, кузнец, теремок, каравай Проверка с самооценкой. Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить работу?– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?– Отметь в дневнике. – Понравилось отгадывать кроссворд? Это не только занимательно, но и полезно: помогает определять и уточнять значения слов. 2. Самостоятельная работа: уточнение значений некоторых слов в загадках.– Сейчас мы обратимся к текстам загадок (с. 34 и 35). Вы обратили внимание на то, как я сказала: тексты загадок? Загадка является текстом?– Докажите свою точку зрения.– Загадки положено отгадывать, и мы, конечно, тоже этим займёмся. Но прежде посмотрим, понятно ли вам значение всех слов в тексте каждой загадки.– Теперь отгадаем загадки. (Радуга, месяц, гриб.) Можно предложить детям для следующего занятия записать новые слова, которые они узнали за неделю, и объяснить их значения.– Где вам может пригодиться то, о чём мы говорили на уроке? 1 4 |
ТООУ |
ΙV. Итог урока | – Что нового мы сегодня узнали? 4– Как нам помогают опорные слова?– Почему их называют опорными?– Когда вам могут пригодиться новые знания? 1 4– Какие действия пригодятся нам и на других уроках? – Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?– Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?– Кто получил сегодня кружок-отметку? За что? |
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.После выполнения продуктивных заданий учитель предлагает детям провести самооценку своей работы и занести отметку в дневник.