Окружающий мир.
4 класс.
Тема: Дыхательная система человека.
Задачи:
Познакомить учащихся с новыми анатомо-физиологические понятиями: строение и функции органов дыхания, газообмен, дыхательные движения, гигиена органов дыхания.
Рассказать о вреде курения.
Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.
Прививать ученикам здоровый образ жизни .
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: МП, экран, презентация «Дыхательная система человека», учебник.
1 Постановка проблемы и актуализация знаний.
Проблемная ситуация.
Зачем мы дышим? Весь ли воздух пригоден для дыхания? Долго ли человек может не дышать? (Гипотезы детей).
Сегодня на уроке мы найдем ответ на вопрос «Для чего и как мы дышим?»
Отгадайте загадку: Два воздушных лепестка ,
розовых слегка,
Важную работу выполняют.
Дышать нам помогают . (Лёгкие.)
2.Изучение нового материала.
Какие органы осуществляют процесс дыхания? Слайд 3.
Что такое дыхание? Слайд 4.
Начнём наше « путешествие» с воздушным пузырьком. Из носа в лёгкие. Для чего человеку нос? Почему носовую полость можно назвать фильтром? Как правильно дышать: через нос или рот? Почему?
Какую работу выполняют органы дыхания? Чтение статьи учебника стр. 29-31.
Благодаря органам дыхания из воздуха к нам в кровь непрерывно поступает кислород и удаляется углекислый газ. Кислород необходим для поддержания жизни и деятельности всех клеток тела. Слайд 5.
Представьте себе, что в лёгких находится около 600 млн лёгочных пузырьков- альвеол. Если разложить на поверхности все альвеолы, то они займут площадь, на которой можно разместить теннисный корт! Слайд 6.
Каждая альвеола покрыта сетью очень тонких кровеносных сосудов, которые называются капиллярами. Капилляры в лёгких настолько тонкие, что клетки крови, проходя по ним, «выстраиваются в очередь». Здесь происходит удивительный процесс – газообмен: кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови переходит в выдыхаемый воздух.
Это важно знать! Слайд 7. Как сохранить воздух в помещении чистым и свежим?( Проветривать, проводить влажную уборку.)
Потребность человека в кислороде. Слайд 8
Беседа о вреде курения.
Курение – болезнь века!
Уже в XVIII веке появились первые медицинские исследования, доказывающие опасность курения.
Из-за табака 25% курильщиков умирают на 10-15 лет раньше, чем некурящие.
Курить – здорово вредить. Что такое табак. Слайд 9.
История табака. Слайд 10.
Влияние табака на организм. Слайд 11.
Что входит в состав сигареты? Слайд 12.
Посмотрите на лёгкие здорового человека и курильщика. Слайд 13.
Вы можете описать, как курение влияет на внешность человека? Человек худеет, нездоровый цвет лица.)
Что происходит с зубами?
Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания. К каким болезням приводит курение? Слайд 14.
3 Закрепление знаний.
Итак, какие органы дыхательной системы вы знаете?
Чем отличается воздух, который мы вдыхаем, от воздуха, который мы выдыхаем?
Расшифруйте слова и объясните, что они обозначают.
ЯХЕТРА ( трахея) ЛЫХИОБРОН ( бронхиолы)
НХИБРО ( бронхи) ФРАГДИАМА ( диафрагма)
ЕЛЕГКИ ( лёгкие) КАРЫПИЛЛЯ (капилляры)
4.Итог урока.
Чем опасно курение? Что вы узнали о табачном дыме?