Внеклассное мероприятие для 5 класса «ДРЕВНИЙ МИР. ПРИРОДА И УСПЕХИ В ЕЁ ПОЗНАНИИ В СТРАНАХ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ»


1001 идея интересного занятия с детьми


ДРЕВНИЙ МИР. ПРИРОДА И УСПЕХИ В ЕЁ ПОЗНАНИИ В СТРАНАХ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ.

Холина Елена Васильевна, ГБОУ лицей № 101Выборгского района г. Санкт-Петербурга, учитель биологии, Северо-Западный ФО.

Предмет (направленность): биология и экология.

Возраст детей:12 лет, пятый класс.

Место проведения: класс или актовый зал.



Вступление.

Шумеры — древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере — до широты современного Багдада.
Южная Месопотамия не была самым лучшим местом: отсутствовали леса и полезные ископаемые, заболоченность, частые наводнения, вызванные изменением русла Евфрата, и, как следствие, полное отсутствие дорог. Там было много тростника, глины и воды. Однако, в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно, чтобы в самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

В течение более чем двух тысяч лет величайшее из достижений человечества – цивилизация Вавилона и Ассирии – лежала похороненная и почти забытая в земле страны, которую в настоящее время мы знаем как Ирак (ранее называвшийся Месопотамией)1.

Ученые поздно стали открывать для себя Финикию, поскольку ее письменность оставалась непонятной до середины XVIII в., когда смогли прочесть найденную на Мальте двуязычную греко-финикийскую надпись.

Главным богатством Финикии были ее корабельные леса. Египтяне задолго до основания Древнего царства направляли сюда экспедиции за древесиной (кипарис, пиний и, конечно, кедр). Кедр был прекрасным строительным материалом, «золотым запасом» страны. Египтяне называли Ливан весьма символично – «Плато кедра».



Выступления.

Учитель

На большей территории стран Передней Азии много каменистых и песчаных пустынь и полупустынь. Основная растительность – сухие колючие травы и кустарники, но весной происходит чудо – пышно расцветают эфемеры.

Так называют растения, жизненный цикл которых очень короткий. Эфемеры появляются в песках в самом начале весны, и к началу лета обычно  успевают  подрасти,   отцвести и посеять семена.

Эфемеры – традиционно небольшие растения и редко вырастают выше 10-15 см. Благодаря активности эфемеров азиатские пустыни весной покрываются зеленой дымкой трав и даже расцветают красными цветами мака павлиньего, желтыми цветочками гусиного лука и белыми облачками крупки весенней.

На склонах возвышенностей росли фисташки, по берегам рек – рощи финиковых пальм.

Свежие документы:  Внеурочное мероприятие «Мама, папа, я – юннатская семья»

Первый ученик.

Финиковая пальма и сейчас считается священным растением для жителей пустыни. Финики очень питательны, недаром их называют хлебом, именно они сделали возможным жизнь людей в пустыне. Отправляясь в дальние морские путешествия финикийцы брали с собой сушёные финики, они были их основной едой. Из стволов финиковых пальм строили корабли.

Изображения финиковой пальмы на монетах и печатях Шумера и Ассирии встречаются c IV века до н.э.

Второй ученик.

Фисташки – самые засухоустойчивые плодовые растения, живут они очень долго, иногда до 400 лет. Это удивительные маленькие деревья до 7 м высотой. Когда в пустыне почвы раскаляются, а на землю не падает ни одна капля дождя, фисташковые леса единственные зеленеют. В такое неблагоприятное время они перестают расти и не испаряют влагу, для охлаждения выделяют летучие смолы. Самая главная ценность фисташковых растений – косточки, внутри которых вкусные и питательные ядрышки – орешки. Фисташковое масло не менее ценное, чем оливковое.

Жители Ассирии и Вавилона фисташку разводили ещё 5 тыс. лет назад. Из наростов на листьях получали великолепные красители разных цветов для шёлка и шерсти. Именно фисташке обязаны своими яркими красками персидские ковры.

Третий ученик.

Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие урожаи можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим участкам. Но орошение полей в Междуречье было сложным делом.

Слайд № 5 заявленной презентации

Какие культуры они выращивали?

Земледельцы долины Инда выращивали пшеницу, ячмень, дыни, финиковые пальмы и хлопок. В каждом городе было большое хранилище с хорошей вентиляцией для хранения зерна до следующего урожая.

На глиняных табличках сохранились самые ранние записи, принадлежащие храмовыми чиновникам – они должны были считать, сколько зерна, масла и мяса произведено в хозяйстве, сколько выдано работникам на пропитание, сколько осталось в распоряжении храма.

Четвёртый ученик.

По берегам рек были заросли тростника.

Из чего были сделаны дома в долинах рек?

Древние народы строили дома из подручных материалов. У шумеров было мало природного камня и древесины, поэтому они строили здания из тростника, а позже – из высушенных на солнце глиняных кирпичей. Крыши этих домов настилались из тростника.

Глины повсюду было много, и за пару лет шумеры успевали «слепить» новый посёлок на берегу кормившей их реки.

Для ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетённые из тростника небольшие лодки, обмазывая их снаружи смолой.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Последний герой»

Никто не знает точно, когда было изобретено колесо. К 3200 году до нашей эры шумеры пользовались деревянными тележками. Позже у них появились боевые колесницы, запряжённые ослами.

Пятый ученик.

Народы Месопотамии делили растительный мир на деревья, овощи, пряности и лекарственные растения. Лекари Шумеры из стеблей и корней изготавливали порошки и настои. Больных лечили горчицей и пихтой. Народы Древнего Шумера умели варить пиво, им лечили зубную боль, полоскали рот. В вавилонских и ассирийских медицинских табличках описаны различные болезни и способы их лечения, но сведений о строении и деятельности органов человека нет. Органом мышления считали сердце, главным органом жизни – печень, с кровью связывали жизнь. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека: поэтому многие изображения людей отличались у них большими оттопыренными ушами.

Шестой ученик.

Животный мир народы Месопотамии делили на «рыб», то есть водных животных, членистых, змей, птиц и четвероногих.

Особо почитали морского моллюска иглянку. Название «Финикия» происходит от греческого слова, которое обозначает – «красный». Финикийцев так называли, потому что они изготавливали дорогую пурпурную краску из желёз морского моллюска иглянки. Ткани, выкрашенные этой краской, стоили очень дорого. Во времена Римской империи только императоры носили одежды, окрашенные пурпуром.


Держали ли они животных? У некоторых вавилонян, видимо, были домашние кошки и собаки, но богатые люди держали более экзотических животных. Первые зверинцы принадлежали членам царской семьи, которые дарили друг другу диких животных, например львов и леопардов.

Слайды №№ 13 и 14 заявленной презентации

Древнейшие сведения о животных и растениях в Месопотамии содержались на глиняных табличках. Ювелирное искусство Шумера известно, в основном, по богатейшим материалам раскопок гробниц города Ура. С помощью резьбы на самоцветах изображали священных животных.

Большие успехи были достигнуты народами Месопотамии при выведении новых пород домашних животных. В середине 14 века до н.э. появился трактат о коневодстве – одно из первых сочинений по биологии, сохранивших имя автора – Киккули из Минаннии. В Месопотамии были выведены породы крупных ослов, рабочих и верховых лошадей, овец, крупного рогатого скота.

Важным открытием народов Месопотамии было искусственное опыление финиковой пальмы и получение большого разнообразия сортов этого дерева.

Жители долины Инда первыми в мире научились прясть и ткать хлопок.

Седьмой ученик.

Одной из самых знаменитых диковинок города Вавилона были висячие сады. Археологи нашли предполагаемые руины садов, но доказать, что это именно они, невозможно. Мы знаем только одно: сады действительно существовали, потому что люди видели и описали их. Рассказывают, что сады были построены около 600 г. до нашей эры по приказу повелителя Вавилона. Легенда повествует, что царь приказал построить сады ради тосковавшей по дому молодой жены Амитис, надеясь, что они напомнят ей родные персидские горы.

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Глаз как оптическая система. Зрительные иллюзии»

Висячие сады были построены, вероятно, у реки и смотрели на городские стены Вавилона. Они были устроены в виде террас, самая верхняя из которых, возможно, возвышалась над землёй 40 метров. Повелитель Вавилона распорядился посадить в саду все мыслимые виды деревьев и цветов. Их свозили со всей империи на телегах, запряжённых волами, и речных ладьях. Успех садоводов зависел от системы полива, для которого использовалась вода из Ефрата. Воду могли поднимать на верхнюю террасу с помощью цепочки вёдер, прикреплённых к колесу, которое вращали рабы. А потом она, должно быть, сбегала по садам ручьями и водопадами, так что земля всегда оставалась влажной.

Это одно из 7 чудес света древнего мира.



Мини – тест.

Как называются растения с коротким жизненным циклом, которые цветут в пустыне весной:

  1. Эпифиты

  2. Эфемеры

  3. Спорофиты

На склонах возвышенностей росли засухоустойчивые:

  1. Финиковые пальмы

  2. Фисташки

  3. Тростник

У фисташек съедобные:

  1. Косточки с ядрышками

  2. Листья

  3. Кора

Боевые колесницы шумеров были запряжены:

  1. Ослами

  2. Верблюдами

  3. Быками

По мнению шумер мудрость была сосредоточена:

  1. В руках человека

  2. В ушах человека

  3. В глазах человека


Пурпурную краску финикийцы получали:

  1. Из медуз

  2. Из желёз морского моллюска иглянки

  3. Из других животных

Висячие сады были диковинкой:

  1. Вавилона

  2. Ассирии

  3. Финикии


Заключение.

«Пройдя с помощью путеводной нити от возникновения первых людей до конца истории Древнего мира, учащиеся ощутят связь между прошлым, настоящим и будущим и поймут, что древность является фундаментом современной цивилизации, она постоянно подпитывает современную культуру и интеллектуальную жизнь, воплощается в художественных образах»2.



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. А.А. Вигасин, История Древнего мира. Учебник. 5 класс, Москва, «Просвещение», 2008

  2. Т.Б. Пасман, История древнего мира, image.websib.ru, 2005

  3. Свободная энциклопедия Википедия, ru.wikipedia.org, 2008

  4. Уэнди Мадгуик, Робин Керрод, Книга Знаний в вопросах и ответах, Москва, «Махаон», 2003

5

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: