Цель урока: формирование нравственных качеств и развитие
творческого мышления.
Задачи: 1. Развивать способность видеть и создавать красоту,
наглядно – образное мышление
2. Учить подбирать родственные слова;
3. Воспитывать у учащихся стремление творить добро с
помощью слова.
Оборудование: кукла Добринка, берестяная шкатулка, карточки
с буквами: Д, О, Б, Р, О; карточки с буквами:
Д, О, (А), Л, О, Н, Ь.
Ход урока:
I. Организационный момент
-Здравствуйте девочки и мальчики! Улыбнитесь, а теперь подарите свою улыбку окружающим. Наш мир – это большое зеркало и, улыбаясь кому – то, ваша улыбка будет возвращаться к вам радостью. (Слайд 1)
II. Сообщение темы урока
— Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком. О каком же качестве пойдёт речь? (добре)
— Да, тема урока «Жить – добро творить». (Слайд 2) В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнышко — доброта. Какого человека мы называем добрым? (который помогает, любит природу, людей). Человек может быть очень маленьким. А СОЛНЦЕ ДОБРОТЫ в нём может быть очень большое. Послушаем отрывок из песни «Если добрый ты…» (Слайд 3)
Хоровая речевая разминка. ( Слайд 4)
Чистоговорка: Дед Данила делил дыню:
Дольку – Дине, дольку – Диме.
III. Основная часть
1. -Сегодня к нам на занятие пришла Добринка. От какого слова произошло её имя? (Слайд 5)
— Правильно, это – Добро! Добро, как свет, с ним в человеке, как в цветке, расцветает всё лучшее. А знаете ли вы, ребята, что буква «Д» в русской азбуке означала: «добро, хорошая пора».
2. Имена.
— А в русском языке есть ещё имена, имеющие в себе два слова, где первым является «добро». Знаете ли вы такие имена?
— Добролюба, Доброслав, Доброслава, Добромир, Добрыня. (Слайд № 6,7)
3. Добрые слова.
— Какие слова мы называем добрыми? Назовите добрые слова. Эти слова мы говорим для себя или для других людей?
4. Разучивание стихотворения. ( Слайд №8)
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром!»,
«Добрый вечер!»,
«Доброй ночи!» говорим.
5. Размышляем над мудростью. ( Слайд №9)
— Соедините начало с окончанием пословицы
Худо тому,… …добром платят
За добро… …украшает человека
Добро… …кто добра не делает никому
6. Беседа о добрых делах.
— Какие дела можно назвать добрыми?
Добрым делом можно считать такое, которое приносит радость другому человеку и делает его лучше. (Рассказы детей о добрых делах, сделанных ими).
7. Из истории слова ЛАДОНЬ ( Слайд № 10)
— «ДОЛОНЬ»,
— Знакомо ли вам это слово? Знаете ли вы его значение?
— Это очень древнее слово, которое сейчас мы забыли. Обозначает оно часть руки. Какую?
— Ладонь! «ЛАДОНЬ». О поменялась на А. ( Слайд № 11)
— Слово ладонь начинается с трёх букв ЛАД. Что означает слово ЛАД? (ответы детей).
Конечно, лад – согласие, когда все живут хорошо, дружно.
— Покажите ваши ладошки. Наши пальчики тоже дружат друг с другом. Они помогают нам выполнять различную работу.
— Вернёмся к старинному русскому названию ладони – ДОЛОНЬ. Оно начинается со слова ДОЛ. Что такое ДОЛ? – Долина. Почему человеческая рука сравнивается с долиной? (предположения детей). ( Слайд № 12)
— А сейчас мы с вами попадём на волшебную долину – полянку. Мы прочитаем интересную заметку «Полянка – ладошка», которая была напечатана в газете «Добрята» (№8, 2006г.)
— Обведите свою ладошку на листе альбома. Украсьте её рисунками цветов, грибочков, ёлочек (можно нарисовать солнышко, бабочку, радугу, птичек)
V. Завершение занятия
— Давайте на доске сделаем выставку ваших работ. ( Дети прикрепляют рисунки, звучит музыка).
Добринке очень захотелось погулять по такой радостной долине с такими добрыми ладошками. И когда она гуляла, увидела на тропинке написанную мудрость: «Награда за доброе дело в самом его свершении». ( Слайд № 15). -Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
Учащиеся передают друг другу клубок ниток (или маленький шершавый мячик, можно его помять, пока высказываешься). Передача клубка сопровождается высказыванием о том, что чувствует тот, кто держит клубок к концу занятия, какое у него сейчас настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.
— Спасибо вам за добрые мысли и умные ответы! До свидания.
Дети отвечают: «Спасибо Вам!» ( Слайд №16, 17)
VI. Домашнее задание
— Расскажите дома своей семье, что интересного вы узнали сегодня на уроке. Найдите поговорки и загадки о добре, чтобы прочитать их в классе для ребят.