Муниципальное образовательное учреждение «Еловская средняя общеобразовательная школа» Урок – исследование для 2 класса по теме: Вода – наше богатство Автор работы учитель начальных классов МОУ «Еловская СОШ» Садыева Е. А. Февраль, 2014 года Тип урока: урок – исследования тема: “ Вода – наше богатство” Садыева Елена Анатольевна, учитель начальных классов Класс: 2 Технологическая карта занятия Тема “ Вода – наше богатство” | Цель | обобщить, проанализировать, закрепить и расширить знания учащихся о воде, о роли воды в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. | Задачи. | Образовательные: отработка умений работы с информацией, Развивающие: отработка умений анализировать полученную информацию, делать выводы Воспитательные: формировать умения слушать и дополнять товарища. Воспитывать умение взаимодействия при работе в группе. | Планируемые результаты | Предметные: Знать свойства воды и её роль в жизни человека. Уметь отбирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. Метапредметные: познавательные: умение оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные: выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; умение вступать в речевое общение, пользоваться литературой, выбирать главное; регулятивные: овладение способностью понимать задачи занятия и стремиться их выполнять. Личностные: умение слушать и слышать товарища, дополнять его ответ. | Основные понятия | Вода. | Ресурсы: | Энциклопедии «Что такое? Кто такой?» 1 том, «Всё обо всём», «Детская энциклопедия Водопровод», «Детская энциклопедия Вода – это жизнь», «Детская энциклопедия Реки России», «Детская энциклопедия Всё о водопроводе»; переносная лаборатория; мультфильм «Над нами не каплет»; проектор, компьютер. | Формы урока | Ф — фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая | Структура занятия Дидактическая структура урока Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы взаимодействия | Планируемые результаты | УУД | Организационный момент
| Настраивает класс на работу. Посмотрите, на рабочее место, всё ли готово к занятию? | Проверяют готовность к занятию | Ф | Личностные: проявляют дисциплинированность, Регулятивные: осуществление контроля за своими действиями. | Объявление темы занятия Постановка целей | У нас сегодня – специальное расследование. Ваша задача в ходе расследования получить достоверную информацию об изучаемом объекте. А объектом нашего расследования будет: самое распространённое вещество на земле, первоначально существовавшее на планете. Из неё возникла жизнь. В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А наскучит ей летать, на землю падает опять. Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без … Мы сегодня поговорим о воде. | Внимательно слушают. Отгадывают загадки. Обобщают, анализируют, делают выводы. Формулируют тему занятия «Вода». Проговаривают цель. | Ф | Регулятивные: осуществление контроля за своими действиями; Прогнозируют результат изучаемого материала. Личностные: проявляют дисциплинированность. Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий. Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы. | Актуализа ция знаний | — А какая бывает вода? Зачитывает, какая бывает вода «ДЭ Вода – это жизнь» стр.21 | Учащиеся называют, какая бывает вода. Внимательно слушают. | Ф | Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий. Личностные: проявляют дисциплинированность, активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками. | Изучение нового материала | А что такое вода? Сейчас мы с вами попробуем составить паспорт воды. Знакомство с водой. Что же у Вас получилось? Так какая же по вашему общему мнению главная роль воды для человека? Информация ДЭ «Реки России» стр. 14 «Реки нас поят» — А как же вода поднимается в наши дома? | Составление паспорта работа в группах Учащиеся работают в 3 группах по 5-6 человек. Заполняют таблицу-паспорт воды. Работают с энциклопедиями. Паспорт — воды Фото: рисунок | Возраст: | более 4 миллиардов лет назад | Адрес: | планета Земля | Внешние данные: | без вкуса, без цвета, без запаха, текучая, хороший растворитель | Псевдоним (формула): | Н2О | Роль воды для человека: | … … … | Озвучивание занесённых данных. Внимательно слушают. Делают предположения. | Г | Личностные: проявляют дисциплинированность, активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками. Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы. Познавательные: логические осуществление поиска необходимой информации. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, умение договариваться, слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания. Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы. Личностные: проявляют дисциплинированность. Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы. | | А как же вода попадает к нам в дома? Опыты с водой стр. 10. Читает историю «Место, где живут водяные рыцари». Проведение опыта. Помогает сформулировать свойство воды давление. Опыты с водой стр. 12. Читает историю «Поездка за горы». Проведение опыта. Помогает сформулировать свойство воды текучесть. Опыты с водой стр. 22. Читает историю «В автомастерской». Проведение опыта. Помогает сформулировать свойство воды давление. А может ли вода двигать предметы? Опыты с водой стр. 40. Читает историю «Шум мельницы». Проведение опыта. Учитель демонстрирует опыт 4. Стр. 42-45 Помогает сформулировать свойство сила воды. | Высказывают предположения. Внимательно слушают, смотрят. 1 группа под руководством учителя демонстрирует опыт 1. Стр. 12 Остальные пытаются дать объяснения увиденному. Внимательно слушают. 2 группа под руководством учителя демонстрирует опыт 2. Стр. 18 Остальные пытаются дать объяснения увиденному. Внимательно слушают, смотрят. 3 группа под руководством учителя демонстрирует опыт 3. Стр. 24 Остальные пытаются дать объяснения увиденному. Высказывают предположения. Внимательно слушают, смотрят. Учащиеся пытаются дать объяснения увиденному. | Ф И | Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы. Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, умение слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные умеют характеризовать действия и давать им объяснения на основе освоенных знаний. | Закрепление нового материала | Какие выводы можете сделать? Про воду сложено много пословиц. Прочитайте их. Как вы можете объяснить эти пословицы. А как вы понимаете эту пословицу? Стоя у ручья, не ценят воду. Какай вывод можно сделать из этой пословицы? Посмотрите небольшой мультфильм «Над нами не каплет». | Проговаривают выводы. 9 учеников зачитывают пословицы, Объясняют их значение. Много с тех пор воды утекло Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться. Под лежачий камень вода не течет Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Как рыба в воде! В решете воду не носят. Не плюй в колодезь — пригодится воды напиться. Высказывают свои мнения. Просмотр мультфильма «Над нами не каплет». | Ф И | Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы. Коммуникативные: используют речь для регуляции своих действий, умение слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания. Личностные: проявляют дисциплинированность, активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками. | Рефлексия | Какие советы вы бы дали его героям? Запишите или зарисуйте их на ваших капельках с другой стороны. | Учащиеся пишут советы по охране и экономии воды. Желающие зачитывают свои советы. | И | Регулятивные: анализируют, соотносят, делают выводы. Личностные: проявляют дисциплинированность, активно включаются в предложенную деятельность. | Итог
| Сегодня, благодаря нашему расследованию, мы попытались решить проблему экономии воды и наметили пути решения. И это под силу всем. «Начни с себя» — посоветовала нам вода. Ваши капельки с советами мы поместим на плакат «Вода – главное богатство людей, береги Её!» Спасибо за работу. | | | | Источники информации Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» 1 том, Энциклопедия «Всё обо всём», «Детская энциклопедия Водопровод», «Детская энциклопедия Вода – это жизнь», «Детская энциклопедия Реки России», «Детская энциклопедия Всё о водопроводе»; |