Консультация для родителей
Речевые нарушения у детей: причины, предупреждение
Составила учитель-логопед Жмарева Н.Е.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа, ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
— речь не соответствует возрасту говорящего;
-не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
— связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
— носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
— часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
— требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от характера.
Причины нарушений:
— соматическая ослабленность;
— замедленное психофизическое развитие;
— отягощенная наследственность, травмы;
— неправильное строение органов речевого аппарата;
— невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
— двуязычие в семье и др.
Для предупреждения недостатков и успешного развития детской речи необходимо:
Следить за общим состоянием ребенка, укреплять и закалять его организм;
Своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки, не допускать хронического насморка; следить, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос и т.д.
Создавать все условия для правильного речевого воспитания ребенка в семье;
— речь взрослого должна быть образцом для подражания, с четкой артикуляцией и точной интонацией; особое внимание нужно уделять ясному проговариванию окончаний изменяемых слов, например: «Это ведро, а это ведра, здесь много ведер и т.д.»;
— во время общения с ребенком нужно, чтобы он мог видеть как движения Ваших губ, так и предмет, о котором Вы рассказываете;
— не перегружайте ребенка большим количеством нового материала;
— для общения не используйте жесты, взгляды, а больше проговаривайте вслух;
— стремитесь создавать такие ситуации, при которых дети будут вынуждены обратиться к Вам с просьбой, вопросом или повторить Ваши слова;
— старайтесь предъявлять одни и те же требования к речи детей, занимайтесь дома понемногу, но каждый день, выбирая время, когда ребенок в хорошем настроении, не утомлен;
— не следует наказывать детей за ошибки, погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять; если ребенок ошибся, не следует повторять его неверный ответ, лучше несколько раз повторить правильную форму;
— будьте доброжелательны и терпеливы.