Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Конспект урока по профессионально-трудовому обучению в 9 классе
« Пошив платья, отрезного по линии талии».
подготовила
учитель профессионально — трудового
обучения: Ануфриева С.Н.
2012 г.
Пояснительная записка
Тема урока выбрана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида и календарно-тематическим планированием по предмету, утвержденным директором школы-интерната. Это 10-й урок по разделу «Пошив легкой женской одежды». Последний урок, закрепляющий у обучающихся знания и умения в изготовлении легкого женского платья.
Целью урока является закрепление знаний и умений по теме «Пошив платья отрезного по линии талии».
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
Образовательная – обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, необходимые для самостоятельного изготовления изделия (платья, отрезного по линии талии).
Развивающая – развивать операции мышления: сравнение на основе работы с разными видами платьев, обобщение, внимание, навыки самоконтроля, усидчивость.
Воспитательная – способствовать воспитанию самостоятельности, интереса к предмету.
Тип урока – урок закрепления знаний. Для достижения цели на уроке используются оборудование и наглядные пособия: ИКТ, фотографии моделей для определения вида одежды, выкройки цельнокроеного платья, макеты выкройки цельнокроеного платья для выполнения приемов моделирования, карточки с заданиями.
Урок традиционно начинается с организационного момента, где учитель мотивирует обучающихся на активную работу. Используется активный метод обучения. Далее следует показ схемы по которой обучающиеся отслеживают виды одежды, а затем сравнивают два вида платья, называя их сходство и отличия.
Основная часть урока направлена на закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих уроках. В ходе закрепления пройденного материала используются карточки с коррекционными заданиями разной степени трудности, где обучающиеся самостоятельно соотносят термины к содержанию работы, исправляют неверный план изготовления изделия, по которому работают весь урок: снимают мерки, показывают различные приемы моделирования.
Во время урока используется дифференцированный подход: слабому обучающемуся дается облегченное задание.
В ходе урока особое внимание уделялось работе над сохранением и укреплением здоровья обучающихся, что выражено в использовании специальных упражнений при проведении физминутки. Количество видов деятельности, их чередование позволяет предупредить утомляемость обучающихся, сохранить активное учебное поведение в течение всего урока.
Итог урока подводится в форме беседы.
Тема: Пошив платья, отрезного по линии талии.
Цель: Закрепление знаний и умений по теме «Пошив платья отрезного по линии талии».
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, необходимые для самостоятельного изготовления изделия (платья, отрезного по линии талии).
Развивать операции мышления: сравнение на основе работы с разными видами платьев, обобщение, внимание, навыки самоконтроля, усидчивость.
Способствовать воспитанию самостоятельности, интереса к предмету.
Орг. момент.
Активные методы выяснения ожиданий.
В магазине продаётся одежда: юбки, платья и т.д. На них учащиеся пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их в магазин. Ожиданий может быть несколько. В ходе урока собирают гардероб девушке, которая тут же ожидает нарисованная.
Ход урока.
— Сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, которые получили на предыдущих уроках.
— Скажите, на какие виды делится одежда? (Плечевая и поясная) (Слайд 2).
— Назовите плечевую одежду? (платье, блузка, жилет и т.д.)
— Назовите поясную одежду? (юбка, брюки, шорты и т.д.)
Над каким изделием мы работали на предыдущих уроках? (над платьем).
На какие виды делятся платья по покрою? (отрезные и цельнокроеные).
С какими видами отрезного платья мы познакомились? (отрезное по линии талии и линии бедер).
Покажите на рисунке, какое платье отрезное по линии талии, а какое отрезное по линии бедер?
Какое платье вы изготавливали? (Отрезное по линии талии).
Сравните эти изделия. Что в них общего? (Это платья и они отрезные).
А чем они отличаются друг от друга? (одно отрезное по линии талии, а другое по линии бедер).
Девочки, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Пошив платья, отрезного по линии талии).
Давайте представим, что мы швеи, работаем в ателье. Нам поступил заказ на изготовление платья отрезного по линии талии.
Для того, чтобы сшить платье или какое-то другое изделие, швея должна продумать последовательность изготовления изделия.
Перед вами план изготовления изделия. Познакомьтесь с ним. Как вы думаете, все ли здесь правильно? (Нет).
А что неверно? Исправьте план. (Самостоятельная работа учащихся. Приложение 1.)
Задание
2. Построить чертёж |
3. Снятие мерок |
4. Шитье |
5. Раскрой |
6. Последняя обработка |
Правильный ответ
2. Построить чертёж |
3. Подготовить выкройку |
4. Раскрой |
5. Шитье |
6. Последняя обработка |
(Одна учащаяся выходит к доске и составляет план, озвучивает, остальные проверяют и исправляют, если неправильно).
Обратимся к нашему плану. Что в первую очередь должна сделать швея, для того, чтобы сшить какое- то изделие? (Снять мерки).
Напишите на доске мерки, которые нужно снять для построения чертежа выкройки платья (одна уч-ся) и покажите на манекене, как правильно их снять (другая уч-ся).
Вернемся к нашему плану. Скажите, выкройку какого изделия удобнее использовать для изготовления выкройки отрезного платья? (Слайд 6). Закончи предложение: Для изготовления выкройки отрезного платья удобнее использовать выкройку….. Прочитайте, что получилось. Правильно, выкройку цельнокроеного платья (Слайд 7).
Как называются эти детали? (деталь переда и деталь спинки) (Слайд 8,9).
Что между ними общего? (Это детали платья, у них есть вытачки, линии талии и бедер).
А чем отличается деталь переда от детали спинки? (На детали переда нагрудная вытачка и горловина глубже).
Швея должна безошибочно знать названия не только деталей, но и контурных срезов.
Давайте вспомним линии и контурные срезы деталей выкройки. (На доске основа выкройки платья, дети берут карточки с названиями линий и контурных срезов и прикрепляют на соответствующие линии).
У нас на доске выкройка цельнокроеного платья, какое платье мы шили (отрезное по линии талии), какие приемы для этого мы применяли? (Приемы моделирования).
Вспомните, что такое моделирование? (Процесс изменения выкройки путем нанесения дополнительных линий) (Слайд 10).
Вспомните некоторые приемы моделирования и покажете их (Раздать макеты основы выкройки цельнокроеного платья и зарисовки моделей платьев, дети выполняют задание) (одна ученица выполняет облегченное задание. Приложение 2).
Физминутка.
— Я буду показывать шов. Если он относится к соединительным швам, вы хлопаете 2 раза в ладоши, а если – к краевым, то вы поднимаете руки вверх.
Назовите следующий этап изготовления платья (раскрой). Что швея должна сделать с тканью, прежде чем начать выкраивать детали изделия? (Подготовить ткань к раскрою).
(В таблице подобрать к терминам содержание работы. Приложение 3.)
1. Декатирование ткани.
2. Определите лицевую сторону ткани.
3. Осмотрите ткань на наличие дефектов.
4. Определить направление рисунка или ворса.
— Что такое декатирование ткани? (Декатирование – это обработка паром или водой для предотвращения усадки или растяжки в готовом изделии).
— Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани? (по четкости рисунка, по блеску, по кромке, по направлению ворса).
— Если на ткани обнаружен дефект? (раскладываем детали выкройки так, чтобы дефект не попал на деталь).
— Если направление рисунка в одну сторону? (Детали выкройки нужно разложить в одном направлении).
После выполнения задания учащиеся зачитывают, что получилось.
После того, как швея подготовила ткань к раскрою, можно производить раскрой деталей изделия.
Давайте вспомним, какие швы применяли при пошиве платья? (соединительные, краевые и обтачные) (Слайд 9).
— Где применяли соединительные швы? (стачивали боковые, плечевые швы и соединяли лиф с юбкой)
— Где применяли краевые швы? (обрабатывали низ изделия).
— А где применяли обтачные швы? (При обработке горловины и пройм подкройной обтачкой).
Последний этап изготовления нашего изделия (окончательная отделка изделия) – утюжка (Учащимся предлагаются карточки с терминологией утюжильных работ
(К содержанию работы подобрать термины. Приложение 4.)).
Заключительная часть урока.
Подведение итогов:
Что должна знать и уметь швея, чтобы сшить изделие?
Оценки за урок.
А теперь вернемся в наш магазин и посмотрим, все ли ваши ожидания сбылись.
Итог урока:
Итак, на предыдущих уроках вы научились применять к базовой выкройке приемы моделирования. Зная эти приемы, и умея их выполнять, вы без труда сможете изготавливать самые разнообразные изделия. Это поможет в вашей дальнейшей жизни экономить ваш бюджет и даже зарабатывать на этом. Ведь не всегда можно подобрать в магазине или на рынке вещь, подходящую для вас.
Д/З: к следующему уроку придумайте и зарисуйте эскиз сарафана.
Урок закончен.
Интернет-источники:
Моделирование плечевого изделия festival.1september.ru/articles/605532/
Приложение 1.
Задание:
Для того чтобы шить блузку мы выполняем 6 основных этапов. Здесь последовательность выполняемой работы вразброс. Расставьте по порядку этапы изготовления изделия.
2. Построить чертёж |
3. Снятие мерок |
4. Шитье |
5. Раскрой |
6. Последняя обработка |
Приложение 2.
Тема: Моделирование плечевого изделия. Основные приёмы – перенос нагрудной вытачки.
Задание: «Нахождение соответствия»
1.По имеющимся образцам с по-разному закрытыми вытачками найти эскизы, соответствующие им.
Эскиз модели | Ответ | |
1 | А |
1 —
линия________ |
2 | Б |
2 —
линия________ |
3 | В |
3 —
линия________ |
Тема: Моделирование плечевого изделия. Основные приёмы – перенос нагрудной вытачки.
Задание: «Перенос нагрудной вытачки»
Рассмотреть эскиз, определить, в какую линию чертежа переведена нагрудная вытачка.
На шаблон по линейке нанести линию нового места расположения нагрудной вытачки.
Разрезать шаблон по намеченной вытачке. Открыть вытачку в новом месте закрыв первоначальную.
Приклеить полученное лекало в таблицу.
Начертить новое положение вытачки |
Выполнить моделирование переда, наклеить шаблон, сделать надписи | |
|
|
|
Тема: Моделирование плечевого изделия. Основные приёмы – перенос нагрудной вытачки.
Задание: «Перенос нагрудной вытачки»
1. Рассмотреть эскиз, определить, в какую линию чертежа переведена нагрудная вытачка.
На шаблон по линейке нанести линию нового места расположения нагрудной вытачки.
Разрезать шаблон по намеченной вытачке. Открыть вытачку в новом месте закрыв первоначальную.
Приклеить полученное лекало в таблицу.
Начертить новое положение вытачки | Выполнить моделирование переда, наклеить шаблон, сделать поясняющие надписи | |
|
|
|
Приложение 3.
Тема: «ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ«.
К терминам подберите содержание работы.
Содержание работы | |
| Влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки. |
| По четкости рисунка, по блеску, по кромке, по направлению ворса |
|
Разложить детали выкройки так, чтобы дефект не попал на деталь |
|
Детали выкройки нужно разложить в одном направлении |
|
|
|
Приложение 4.
Задание: К содержанию работы подберите термины.
Содержание работы | |
| Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении. |
| Влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки. |
| Удалить замины на изделии, выполнить окончательную влажно-тепловую обработку. |
| Уменьшить толщину шва или края детали.
|
|
Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в таком положении. |
|
|
|
|
Интернет-источники:
Моделирование плечевого изделия festival.1september.ru/articles/605532/
https://www.uchmet.ru/library/material/148862/