Тема урока: Внешнее строение листа. Листья простые и сложные.
Цель урока:
Учащиеся узнают строение листа.
Научатся различать простые и сложные листья. Узнавать растения по листьям.
Задачи урока.
Образовательная
— изучить строение листа,
— научиться распознавать листья простые и сложные.
Коррекционно – развивающая
— развивать логическое мышление через умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Воспитательная
— воспитание положительной мотивации к предмету.
Оборудование
— натуральные объекты — комнатные растения с простыми и сложными листьями,
— гербарный материал,
— таблицы «Строение листьев», «Листья простые и сложные»,
— инструктивные карточки, карточки с заданиями,
— презентация.
Тип урока: комбинированный.
Методы
— практический,
— частично – поисковый,
— объяснительно – иллюстративный.
Формируемые понятия
— листовая пластинка,
— черешок,
— простой лист и сложный,
— жилкование
( сетчатое, дуговое, параллельное).
Планируемый результат
учащиеся должны знать:
— части листа
учащиеся должны уметь:
— определять части листа
различать простые и сложные листья
— сравнивать строение листьев на натуральных объектах.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний
( Подготовка к активному и сознательному восприятию материала)
Фронтальный опрос.
— Назвать органы растения.
— Какие органы растения мы уже изучили?
— Какой орган растения самый заметный?
Проблемный вопрос.
— Возможно ли получить урожай яблок, если на яблоне не будет листьев? бывает , что на яблоню напали гусеницы и съели листья.
— Все вы знаете вкус арбуза. Кокой он?
— А как вы думаете, откуда берётся сахар в арбузе? (Один из вариантов ответа – из земли, из почвы.)
— А есть ли в почве сахар? (Нет)
— Ребята, сахар образуется в зеленом листе растения, а оттекает и накапливается в плодах ( яблоко), у моркови ( в корнях).
Значить если не будет листьев на яблоне, то и не будет яблочек
Чтобы узнать, где в листочке спрятался сахар, мы с вами изучим как устроен лист, а на следующих уроках узнаем, как в листьях образуются питательные вещества и кислород.
3. Новый материал
Цель: Дать учащимся конкретное представление об изучаемом органе растения.
— Сегодня на уроке мы рассмотрим строение листа.
— Записываем тему в тетрадь тему урока «Внешнее строение листа. Простые и сложные листья»
Коллективная постановка учебных задач урока ( при участии учителя)
Слайд 1
1. Из каких частей состоит лист? 2. Какие бывают листья?
Слайд 2
Задание 1.
Рассмотри комнатные растения в кабинете.
— Где располагаются листья?
— Чем отличаются листья разных растений?
(Формой, размером, цветом)
А какой цвет присутствует во всех листьях?
(Зелёный, но разных оттенков)
Рассмотри веточку сосны, ели.
(Листья в виде иголочек. Называются хвоя. А растения называются хвойные).
Слайд 3
Задание 2
— Найди среди гербарного материала лист клёна.
— Рассмотри его. Сколько частей можно выделить в листе?
( Формируются понятия: листовая пластинка (широкая часть листа) и черешок ножка), которым лист прикрепляется к стеблю.
— Края листовой пластинки могут быть цельными и резными.
Какой край у клёна, фикуса?
Слайд 4
Задание 3.
— Рассмотри лист фиалки и алоэ.
— Найди отличие (у фиалки есть черешок, а у алоэ нет).
— Найди в кабинете растение с сидячим листом.
(Формируются понятия: черешковый лист, сидячий лист).
Слайд 5
Физминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Слайд 6
Задание 4.
— Рассмотри лист с обратной стороны.
Видите рисунок.
— Чем пронизана листовая пластинка? (Жилками- сосудами)
— По жилкам поднимается вода с минеральными солями и оттекают органические
вещества.
— На доске нарисовать листья.
1. ученику — лист лилии амазонской
2. ученику – лист фикуса
3. ученику – лист хлорофитума.
— Показать, как идут жилки.
Работа с учебником страница 69, рис 51.
Определить какое жилкование у лилии амазонской, фикуса, хлорофитума
(Формируемые понятия: дуговое жилкование, сетчатое, параллельное).
Параллельное и дуговое жилкование у однодольных растений, сетчатое — у двудольных растений
Слайд 7
Слайд 8
Задание 5.
— Рассмотреть лист клевера и сирени
— Это листья сидячие или черешковые?
— Какое жилкование?
— Чем они отличаются?
(У клевера к общему черешку прикрепляется 3 листовых пластинки, а у сирени одна.
Формируемые понятия: простой лист и сложный
— Найдите в классе растения со сложными листьями.
После объяснения проговорить все новые слова
Слайд 9
4. Закрепление.
— Ученикам предлагаются на карточках разного цвета задания на выбор.
Жёлтый цвет – повышенный уровень сложности,
зелёный цвет – невысокий уровень сложности
красный цвет – индивидуальная работа (по желанию ученика)
Задание 1.
Подписать на рисунке части листа.
Задание 2.
Подписать на рисунке сидячий лист и черешковый. Указать их — отличительный признак
Задание 3. Описать растение по плану (подчеркнуть правильный ответ) — Название растения ——————
— форма листовой пластинки: овальная, округлая, вытянутая, стреловидная.
— лист черешковый, сидячий,
-лист простой, сложный,
-жилкование: дуговое, сетчатое, параллельное.
Фронтальная работа Дидактическая игра «Чей я? »
На доску прикрепляются листья. Ученики отвечают: листья берёзы, клубники, одуванчика, подорожника, рябины, клевера, ландыша, шиповника, дуба. . — Выбрать сложные листья.
— Выбрать листья с дуговым жилкованием.
5. Вывод.
Все растения имеют листья. Листья имеют листовую пластинку, черешок. Основанием листа они прикрепляются к стеблю. листья бывают черешковые и сидячие. Листья пронизаны жилками. Жилки – это сосуды. жилкование бывает сетчатое. параллельное, дуговое. Листья бывают простые и сложные
6. Рефлексия.
Вернуться к теме урока и цели урока.
Сегодня на уроке вы узнали, из каких частей состоит лист и какие бывают листья. А на следующих уроках мы узнаем какие процессы протекают в листе, т.е как образуются питательные вещества, в том числе сахар.
А теперь оцените свою работу на уроке
Раздать карточки разного цвета.
Зелёный цвет будет означать – вам было хорошо на уроке. комфортное, гармоничное состояние
Жёлтый цвет – спокойное, ровное состояние.
Красный цвет – тревожное состояние.
Вы поднимите карточку того цвета, какого захотите, оценивая свою работу на уроке.
7. Домашнее задание Учебник страница 69-70, рис. 48 с. 69
Разноуровневое задание
1 уровень. Нарисовать простой и сложный лист знакомых вам растений.
2 уровень. Описать по плану (подчеркнуть правильный ответ) листья двух комнатных растений — Название растения ——————
— форма листовой пластинки: овальная, округлая, вытянутая, стреловидная.
— лист черешковый, сидячий,
-лист простой, сложный,
-жилкование: дуговое, сетчатое, параллельное
8. Выставление отметок