Конспект урока по технологии «Вышивка как один из видов декоративно – прикладного искусства. Композиционные построение узоров»


Тема урока: «Вышивка как один из видов декоративно – прикладного искусства. Композиционные построение узоров»



Цель урока:

1.Ознакомить учащихся с историей вышивки орнаментов, композиций построения узора.

2.Научить шву «крест» и гобеленовому шву.

3.Воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать координацию движений рук, исполнительские уме



Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки .

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, нитки для вышивки – мулине, пяльцы, канва, плотная ткань, схема рисунков, плакаты.

Ход урока:

  1. Организация урока:

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока. Цель урока.

  1. Актуализация урока:

Проверка и оценка домашней работы учащихся. Показ лучших работ.

Повторение пройденного материала.

  1. Изучение нового материла:

Рассказать учащимся об истории вышитого орнамента, о композиции, раппорте, видах орнамента. Показать, как выполняется шов «крест» и гобеленовый.

Объяснение учителя .

Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решения. Они создавались веками и зависят о географическог положения страны, ее истории, культуры.

В XIX – начале XX вв. вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Для русской вышивки характерны мотивы географического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчеркивают края одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, воплощались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов мстерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки и многие другие техники вышивания.

В изображении орнамента закладывается определенный смысл: прямая горизонтальная линия – это поверхность земли; горизонтальная волнистая линия – вода; вертикальная линия – дождь и т. д.

Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты «красным по белому». Для Украины свойственно рушниковый орнамент, им украшали одежду, полотенца ( рушники), платки головные и ручные, скатерти, занавески и многое другое. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляют чёрный или синий, техника вышивания очень разнообразная.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространены вышивка шелком, шерстью, золотом, бисером.

Вышивка Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шиться из войлока, сукна, кожи. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных, реже – изображение растений.

У народов Крайнего Севера распространена вышивка оленьим мехом по замше, сукну и аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Вышивка народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличается геометризированными узорами из сочетания растений, животных и птиц.

Для вышивки Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Произведение народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческое начало. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.

Композиция — это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

Форма и содержание зависят:

  1. от того, какие швы будут использованы;

  2. от назначения изделия;

  3. расположение узора на изделии;

  4. выбора цвета для его выполнения.

От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.

Повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом.

При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счетные швы, крест или полукрест, счетную гладь, роспись, гобелен и другие.

Вышивка крестом выполняется на плотной ткани или канве. Канва – это специальная т кань для вышивки.

Техника вышивания крестом или полукрестом – одна из самых известных и популярных в народном творчестве. Эта техника известна издавна, но широко распространилась во второй половине прошлого столетия.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. (Показать учащимся выполнение стежков «крест», идущих горизонтально и вертикально и по диагонали)

Косой гобеленовый шов – это строчка повторяющихся стежков, которые выполняются, выводя нить на лицевую сторону из угла клеточки, а заканчивают – в правом верхнем. Вышивку выполняют на холсте или канве. ( Показать учащимся как выполняется косой гобеленовый шов.)

  1. Закрепление изученного материала.

Практическая работа № 20 (Учебник, §17)

Перед началом практической работы напомнить учащимся правила техники безопасности.

Пользуясь инструкцией в учебнике, учащиеся учатся выполнять шов «крст» и гобеленовый шов.



  1. Целевой обход учителя.

Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов выполнения шва «крест» по горизонтали, вертикали, диагонали, косого гобеленового шва, соблюдении техники безопасности.



  1. Анализ и оценка урока.

Проанализировать урок, отметить ошибки, определиться пути их исправления, выставить оценки учащимся за урок.



Домашнее задание.

Пользуясь учебником (практическая работа №20), выполнить вышивку крестом.

















Свежие документы:  “Урок-игра по литературе в 6 классе (“Литературная битва”). Конец года”

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: