«Отражение народных традиций в балладе В. А. Жуковского «Светлана». Связь баллады с устным народным творчеством» 6 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Самарской общеобразовательной средней школы

Куркинского района Тульской области






Конспект урока по литературе

в 6 классе


«Отражение народных традиций в балладе В. А. Жуковского «Светлана». Связь баллады с устным народным творчеством»



подготовила

учитель русского языка и литературы

Францева Наталья Николаевна







п. Самарский

2012 год







Цели: — проследить, как автору удалось отразить традиции и быт русского народа в балладе;

— установить связь баллады с устным народным творчеством;

— выяснить, какие святочные гадания сохранились в нашем крае;

— развивать умение учащихся грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения, составлять связные высказывания на указанную тему; развивать мышление, воображение, память и творческие способности учащихся;

— воспитывать у учащихся уважение к традициям своего народа.


Оборудование: творческие работы учащихся, рисунки, поделка (макет), тесты, компьютерная презентация, видеоролик.


Ход урока:


1.Определение темы и целей урока.


Слово учителя.


Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодняшний урок литературы мы посвящаем произведению, которое стало своеобразной визитной карточкой в литературном обществе «Арзамас» знаменитого поэта 19 века, а название данного творения – прозвищем писателя, В. А. Жуковского.

  • слайд (В. А. Жуковский + «Светлана»)

— Ребята, балладу «Светлана» вы должны были дочитать, определить её композиционные элементы и уточнить лексическое значение указанных слов. А вот о чём конкретно пойдёт речь на занятии, вы попытаетесь определить сами.

  • слайд (задание: внимательно прослушайте сообщение товарища и постарайтесь определить, о чем пойдет речь на уроке)

Сообщения уч-ся.

  1. Раньше жизнь русского человека была тесно связана с традициями и обрядами. К примеру, промежуток от Рождества до Крещения, с 6 по 19 января, традиционно считается зимними праздниками. На Руси в Рождественскую неделю полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу.

Кроме того, самым ярким событием этого периода являются Святки (святые дни или святые вечера), когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько удачно сложится жизнь в браке.

Святки — волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви.

  1. Выразительное чтение наизусть (описания крещенского гадания в балладе «Светлана»). Сопровождается показом видеоролика.

— Итак, кто попытается определить, о чём пойдёт речь на занятии?


  • слайд («Отражение народных традиций в балладе В. А. Жуковского «Светлана». Связь баллады с устным народным творчеством».)


2. Работа с экспозицией баллады. Раскрытие темы занятия.

— Кто из вас обратил внимание на то, какую интонацию выбрала Наталья для чтения экспозиции баллады В. А. Жуковского? (Неторопливая, в духе русских народных сказок).

— Что сближает её с русским фольклором? (Использован стиль народного сказочного повествования: «Раз в крещенский вечерок…»).

— О каких гаданиях рассказывает автор в экспозиции произведения? В чём состояла их суть?

— Таким образом, уже экспозиция погружает нас в обстановку русского национального быта. Мы не только видим гадающих девушек. Мы слышим их песни. Какие песни?

Зачитать из учебника или на доске

(«Подблюдные (по Далю) – святочные песни, кои поются женщинами при гадании, о святках; от гадания: кому верится, тому сбудется, где вынимают поочерёдно из накрытого или из-под опрокинутого блюда положенные туда вещи». Это придаёт особую мелодику произведению).

3. Региональный компонент.

— А вы знаете, ребята, что вспоминают старожилы нашего посёлка по поводу того, что значило на Святки «слушать под окном»?

— Оказывается, гадающие девушки выходили поздно вечером на улицу. Каждая из них выбирала себе определённый дом, а потом они тихонько подходили к окну. Если в этот момент они слышали, что хозяева дома мирно беседуют, то девушке, выбравшей этот дом, предстоит счастливое замужество. А если же из дома доносится брань и ругань, то замужество скорее всего будет неудачным.

— Предварительно опросив своих прабабушек, бабушек, родителей, родственников о традиционных святочных гаданиях в нашем посёлке, вы тоже достаточно много собрали материала. Его изучением занимались Евгения и Василий. Поэтому слово я предоставляю им.

  • проверка работы, выполненной в паре

(сопоставление выполненных рисунков с работами учащихся).

— Ребята, мы познакомились со всеми вашими работами, они нам очень понравились. Но проиллюстрировать мы решили наиболее интересные, на наш взгляд.

Работа 1.

— Посмотрите внимательно на первый рисунок. Как вы думаете, что за гадание здесь представлено? В чем его смысл?

— Кто из вас нашёл отражение своей работы в данной иллюстрации? Озвучь её.

Работа 2.

— Как вы думаете, с чем может быть связано гадание, представленное на втором рисунке?

— Чью работу мы проиллюстрировали? Озвучь её.

Работа 3.

— А вот для следующей работы мы решили сделать макет. Как вы считаете, что за гадание могло быть связано с этим предметом?

— Предлагаем озвучить правильный вариант ответа тому, кто считает, что речь идет о его работе.

Работа 4.

— Ребята, а как вы думаете, что можно сказать о гадании, глядя на этот рисунок? Что могут обозначать предметы, изображенные здесь?

— Предлагаем озвучить свою работу.

Работа 5.

— Ну и, наконец, последняя иллюстрация. Какие ассоциации вызывает у вас она?

— Кто считает, что проиллюстрирована его работа, озвучьте её.

4. Углубление представлений учащихся об образе Светланы. Раскрытие темы занятия.

  • слово учителя

Как видим, святочные гадания передаются из рода в род и точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно. Теперь и вы знаете о некоторых из них. Как вы думаете, стоит ли прибегать к ним?

— С какой целью, по- вашему, гадает героиня баллады В. А. Жуковского Светлана? (Автором использован традиционный старинный мотив народных исторических и лирических песен : девушка ждет жениха с войны. Возможно, именно поэтому балладой Жуковского зачитывались воины во время Отечественной войны 1812 года. Она вселяла в них веру в победу, уверенность в своих силах. И если в родной стороне у них осталась любимая, они знали, что подобно героине баллады невеста верно будет ждать возвращения).

— Найдите строки в балладе, подтверждающие искренность чувств героини.

— Да, ребята, целью Жуковского В. А. являлось создание образа героини с богатым внутренним миром, который обязательно должен быть связан с народными обычаями. Народные представления у девушки сочетаются с религиозными, с глубокой верой в Бога и в судьбу.

— Докажите это, используя текст.

— А как вы считаете, почему Василий Андреевич дал героине именно такое имя? (Имя образовано от слова «светлый» и связывается с выражением «Божий свет», который проник в ее чистую душу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой:

Утоли печаль мою,

Ангел утешитель.

В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать самое главное:

Пред иконой пала в прах.

Спасу помолилась;

И, с крестом своим в руке,

Под святыми в уголке

Робко притаилась.

В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку).

  • сообщение учащегося

ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ИМЕНИ

В разное время специалистами высказывались различные гипотезы о происхождении имени: некоторые рассматривали имя Светлана как древнерусское, включая его в категорию имён, характеризующих человека по цвету волос и кожи.

В современном «Словаре русских личных имён приводятся два варианта происхождения имени: 1) от слова «светлый»; 2) от церковного имени Фотина (от др.-греч.— «свет»).

К имени Светлана в 1920-е годы родилось и парное мужское имя — Светлан, но заметного распространения оно не получило. Известно также близкородственное мужское имя — Свет (так назвал своего сына поэт Демьян Бедный); и это имя осталось редким. В те же годы увлечения новыми именами появилось несколько имён, восходящие к слову «свет»: Светослав и Светослава, Светломир и Светломира, Светозар и Светозара и другие.

5. Работа с сюжетом баллады. Раскрытие темы занятия.

— Прежде чем продолжить нашу работу я хочу предоставить слово Владе. Она выполняла задание, которое хорошо вам знакомо: реклама прочитанного произведения. Основная цель её выступления – напомнить сюжет баллады. Ваша задача – правильно определить и назвать композиционные элементы произведения.

  • реклама

— Как же построена баллада В. А. Жуковского?

— Что является завязкой сюжета? (гадание Светланы)

— Какой момент является кульминационным в произведении? (Светлана в избе с мертвецом). Докажите, используя текст.

— Найдите в кульминации баллады постоянные эпитеты, подтверждающие связь произведения Жуковского со сказкой.

— В балладе у Светланы есть своеобразный сказочный «двойник». Назовите его.

— Что символизирует образ белого голубка? (Христианский символ защиты, спасения и благословления Господа. В народе ассоциируется со счастьем, любовью, нежностью).

— Какой фольклорный образ является противопоставлением белому голубку? С какой целью вводится автором в повествование? (В народе: предсказывает плохое, страшное).

— Зачитайте отрывки баллады, связанные с данными образами — символами.

— Что можно считать развязкой баллады? (Возвращение жениха)

— Вспомните определение баллады.

— Как вы думаете, почему В. А. Жуковский иначе заканчивает балладу «Светлана» в отличие от произведения Бюргера «Ленора»? (С главной героиней не случается никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, проявив стойкость.)

— Что еще сближает данную балладу с устным народным творчеством, народной сказкой?

— Согласны ли вы с тем, что человек должен проявлять покорность и смирение, принимая предначертанное ему, но при этом не переставать бороться за свое счастье, не сдаваться, сохранять веру в высшие силы, свое мужество и веру в близких людей?

— С верой нет ничего невозможного. (Пословица)


6. Подведение промежуточных итогов занятия.

— Какие же народные традиции В. А. Жуковский отразил в балладе?

— Как связана баллада с устным народным творчеством?

(Фольклорные мотивы: обряды гадания, подблюдные гадальные песни; баллада написана хореем (чередование 4-х-стопного с усеченной последней стопой и 3-х-стопного, к тому же чередуются мужская с женской рифмой), всё это создает своеобраз-ный «рваный» ритм (эффект русской плясовой).

Элементы христианской культуры. 12-я строфа: «свечка пред иконой», «пред иконой пала в прах, Спасу помолилась; и с крестом своим в руке, под святыми в уголке робко притаилась». 13-я, 14-я и 15-я строфы: уже упоминаемый выше голубок. Кроме того, есть и христианская трактовка событий, поведения героини. А именно: ожидаемая от мертвеца опасность, гибель героини – это, возможно, наказание за то, что Светлана гадает, т.к. церковь осуждала гадания, считая их общением с нечистой силой, с дьяволом. Спасение героини – за чистоту души и веру в Бога.)

— Приведите из баллады примеры народных оборотов речи, слов и выражений,создающих ощущение атмосферы народности.


7. В мире интересного.

1) В 1810-е1820-е годы чтение баллад в дворянских семьях становилось обязательным праздничным ритуалом; иногда литературная часть празднования святок ограничивалась декламацией «Светланы». В 1870-е годы в России появились книжки-пособия по организации различных детских утренников: в сценариях святочных празднеств обязательно присутствовала баллада Жуковского.

2) Во второй половине XIX века текст баллады начинает своё проникновение из дворянской среды в народную культуру. Нередко с искажениями баллада Жуковского издается в различных общедоступных сборниках-песенниках; при этом в публикациях не указывалось авторство, поэтому текст баллады воспринимался подлинно народным. Чаще всего в качестве популярной русской народной песни исполнялись первые две строфы баллады.

3) В начале 1820-х годов баллада перешагнула рамки собственно литературы: к этому времени относятся самые ранние попытки перенести балладу на театральные подмостки. В 1822 году появилась первая из опер, написанных на сюжет «Светланы»; её автором был Катерино Кавос, итальянец по происхождению, много и плодотворно работавший на ниве русского музыкального театра. В 1846 году состоялась премьера новой оперы «Светлана», на сей раз сочинения Ф. М. Толстого. К 1830-м годам относятся первые музыкальные произведения на слова баллады — три песни А. Н. Верстовского; в 1839 году Ю. К. Арнольд написал кантату на текст «Светланы».

4) Издания баллады часто сопровождались иллюстрациями, над которыми работали многие художники-графики; а в 1836 году Карл Брюллов создал портрет гадающей Светланы, со временем ставший самым известным иконографическим воплощением образа. Картина Брюллова стала не просто иллюстрацией к тексту Жуковского, но его эмблематическим выражением. Удачный сюжет картины (гадающая девушка в русском национальном костюме перед зеркалом) тиражировался в многочисленных литографиях, сопровождавших святочные номера российских периодических изданий во второй половине XIX века.

8. Домашнее задание:

1) тестовая работа;

2)

3)

4)

9. Самооценка выполненной работы учащимися. Выставление оценок.























Список использованной литературы


1. Агеносов В. В. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы, 2007.

2. Литература. Начальный курс. 6 класс.Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. О. М. Хренова,

M.А. Снежневская, 2007 г.


Использованные материалы и Интернет

  1. Flash Video File Баллада Жуковского В. А.

  2. Презентация к уроку.



Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Использование элементов алгебры логики при решении заданий ЕГЭ по информатике" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: