ГОУ СПО «Колледж Архитектуры и Строительства №7» ТСП-1
Конспект урока на тему
«Консерватизм, либерализм, социализм, изм»
Подготовил преподаватель истории Жебанов А. А.
Москва 2011 г.
Консерватизм, либерализм, социализм, …изм. (2 часа)
Цели урока:
Образовательная: Изучить с обучающимися основные положения темы урока.
Развивающая: Сформировать у обучающихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни обучающегося). Отработать навыки создания типологии форм политической организации государств.
Воспитательная: Обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора.
Используемый метод: технология развития критического мышления.
План урока.
Определение понятия «идеология». Фаза вызова.
Классификация современных политических идеологий. Фаза осмысления.
Письменная работа. Фаза обобщения.
Ход урока
I. Фаза вызова
Задача первого этапа урока: Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.
Деятельность учителя:
Стимулирует деятельность учащихся:
Формулирует проблему урока.
Предлагает различные варианты мотивации изучения новой темы: проблемные вопросы
Напоминает об уже изученном понятии – общественном сознании: а политическое сознание – это одна из форм общественного сознания. Оно не тождественно понятию «политическое знание». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности.
Система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики(класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией.
Далее рассматривается:
Содержание идеологии(взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть);
Назначение идеологии(выражение и защита интересов определённых субъектов политики);
Форма идеологии(социально-политические теории, политические программы);
Итог: Политическая идеология – это и учение, и программа, и её претворение в политической практике.
Деятельность учащихся:
Вспоминают известную им информацию по теме «Общественное сознание».
Осмысливают проблему урока.
Предполагаемый результат первого этапа урока:
Устойчивый интерес к теме урока.
Заинтересованность в процессе актуализации знаний.
Потребность ответить на вопросы преподавателя.
II. Фаза осмысления. Работа по проблемным вопросам.
Задача второго этапа урока: Изучение таких разделов темы как:
Демократия;
Либеральное государство и социальное государство
Авторитарное государство;
Теократическое государство;
Вопрос может быть сформулирован так: какие ассоциации у вас вызывают слова «консерватизм», «либерализм», «социализм»? Давайте запишем понятия, которые у вас возникли по ассоциации с этими терминами. Сможете ли вы с этими словами составить связный текст? К концу урока вы сможете это сделать.
Итак. Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в ХХ веке – это идеологии либеральные, консервативные, социалистические и фашистские.
Деятельность учителя: Задает вопросы в соответствии с планом урока. Направляет обучаемых при заполнении таблицы.
Характерные черты | |
Либерализм | — защита демократии, идеи правового государства; — равенство возможностей; — равенство всех перед законом; — свобода мысли и слова; — право на защиту частной собственности; — социальная помощь низшим слоям общества. |
Консерватизм | — традиционализм; — стабильность; — порядок; — сильная государственная власть, осуществляемая профессиональной политической элитой; — семья, религия, мораль; — интересы государства, нации, общества выше чем интересы индивида; — бесплатные блага только сильно нуждающимся. |
Социализм |
|
а) социал-реформизм | — отказ от классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата; — преобразования через реформы; — свобода, справедливость, солидарность; — парламентская демократия, гарантии прав личности; — государственное регулирование рыночной экономики; — создание достойных условий жизни и труда; — перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных; — доступность системы образования и духовных ценностей. |
б) ленинизм (коммунистичес- кая идеология) | — безвозмездная национализация; — контроль за бюджетом; — трудящиеся участвуют в управлении государства; — профсоюзы имеют широкие права по защите прав трудящихся; — переустройство общества на принципах равенства и социальной справедливости. |
Фашизм | — идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; — подавление всякой оппозиции; — отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; — полный контроль над личностью и всем обществом; — поощрение национального милитаризма, культ войны; — принцип вождизма. |
Формулирует наводящие и проблемные вопросы.
Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в выборе наиболее оптимальной политической идеологии.
Деятельность учащихся:
Работают с учебником.
Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем.
Спорят, отстаивая свою точку зрения.
Предполагаемый результат второго этапа урока:
Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний.
Развитие познавательных навыков.
Переживание ситуации нравственного выбора
III. Фаза обобщения, рефлексии.
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.
Деятельность учителя:
Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
Просит составить синквейн по группам
Например:
1 группа: Консерватизм
Традиции
Мораль религия семья
Избирать защищать
«Истинный консерватизм есть борьба вечности с временем, сопротивление нетленности гниению»
Консерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признаёт необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики.
2 группа: Коммунизм
Справедливость
Национализация равенство цензура
Перераспределять контролировать
«Железной рукой загоним человечество к счастью»
Идеология устанавливается революционными элитами, навязывает стране социальные и политические преобразования утопического характера.
3 группа: Либерализм
Индивидуализм
Собственность невмешательство формализм
Ограничивать избирать
«Не мешать индивиду заниматься своими делами»
По раскладу социальных и политических сил эта идеология защищает интересы средней и мелкая буржуазии, однако основные рычаги управления находятся в руках бюрократии, прямо связанной со старыми аристократическими кругами и крупной промышленной буржуазии.
4 группа: Фашизм
Нация
Агрессия расизм авторитет
Контролировать подчинять
«Я избавлю вас от химеры по имени совесть!»
Эта идеология провозглашает титульную расу превыше других, и нация сплачивается вокруг вождя перед мнимой угрозой со стороны внешних врагов.
Деятельность учащихся:
Обобщают и систематизируют знания по изученной теме
заполняют таблицы в письменной работе,
Обобщенные и систематизированные знания:
Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
Мотивация к работе на следующих уроках.
Предполагаемый результат третьего этапа урока:
Обобщенные и систематизированные знания:
Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
Мотивация к работе на следующих уроках.
IV. Домашнее задание
Задание 1. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (3 балла)
Задание 2. Написать энциклопедическую статью, раскрывающую суть понятия «изоляционизм». (4 балла)
Задание 2. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны изученных политических идеологий.(5 баллов)