Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Сургут ХМАО — ЮГРА
Программа спецкурса «Современная литература»
Автор: Саражакова Галина Гавриловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
В русской национальной культуре и традициях гуманитарного образования художественная литература всегда являлась важным компонентом духовного развития народа. В российской школе литература — ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.
Актуальность и причина появления данной разработки
заключается в том, что существующие программы недостаточно
полно раскрывают особенности развития литературного процесса
конца 20 века, современные программы и пособия предлагают лишь
обзорное знакомство с литературно-художественными
произведениями последних десятилетий. В частности, авторы-составители учебника «Русская литература 20 века» под общей редакцией В. П. Журавлева включили для программного изучения произведения В. П. Распутина, В. Астафьева, рассказы В. Шукшина. В качестве рекомендации предлагают ознакомить учащихся с произведениями А. Битова и В. Маканина. Учебник «Русская литература 20 века» под общей редакцией В. В. Агеносова предлагает познакомить учащихся с современной литературной ситуацией, раскрывает особенности развития литературного процесса 80-90-х годов. Авторский коллектив предусмотрел часы на изучение произведений с реалистической, модернистской и постмодернистской доминантами, но предлагаемый круг имен невелик — Т. Толстая, Вен. Ерофеев, Л. Петрушевская, Г. Владимов, Ф. Искандер. Практически не изучаются произведения последнего десятилетия, совсем не освещаются творчество прозаиков, чьи произведения пользуются популярностью у молодежи; намечена тенденция к сокращению часов на изучение литературы доЗ-х и 2-х часов в неделю (например, в классах с углубленным изучением отдельных предметов), у учителя не остается времени на изучение современной литературы. Подростковый возраст — период формирования мировоззрения, становления его гражданской позиции. Когда необходимость формирования духовной и нравственной культуры учащихся становится очевидной, возрастает значение уроков гуманистического цикла, в особенности уроков литературы. Задача учителя — помочь ученику в этом нравственном выборе, оказывая моральную поддержку, попытаться помочь разобраться в этом мире и в самом себе.
Школьникам предлагается изучение произведений, которые объединяются своим философским, нравственным началом и тематически:роль деревенской прозы в литературе последнего десятилетия;
городская проза как осмысление судьбы человека в современном мире;
человек на войне глазами современного писателя;
постмодернизм; другая проза; поиски, потери, обретения; Произведения, которые предлагает наш спецкурс, позволяют
рассмотреть проблемы традиции и новаторства, эстетического и духовного поиска, выявить связь современной литературы с духовными исканиями русской классической прозы.
Таким образом, особенностями данного спецкурса как этапа литературного образования будут:
изучение произведений конца 20 века, а именно его последнего десятилетия, и начала 21 века, не вошедшие в современные программы литературного образования;
необходимость выявления тех черт, которые показывают пути воссоединения современного периода и русской классической литературы как эстетического целого;
соединение литературоведческих аспектов и поисков нравственных, общечеловеческих ценностей, которые утверждает своим творчеством современный писатель;
необходимость взаимосвязанного изучения произведений прозы традиционной и новаторской, выявление эстетических принципов, провозглашаемых различными направлениями современной прозы, и нравственных основ творчества различных авторов.
«Современная литература многообразна и многолика. В достаточной степени объективные данные сформировались только в отношении творчества давно работающих писателей старшего поколения… Но во многом еще предстоит разобраться, и начинать разбираться будем именно мы, современники», «К середине 90-х годов литература наша явно начала понемногу восставать из тех рукотворных руин, которые она напоминала в начале десятилетия. В ней стали появляться новые сильные таланты. Нельзя не признать, что наиболее бесспорные из них -современные прозаики-реалисты»,- писал Ю. И. Минералов в учебном пособии «История русской литературы: 90-е годы 20 века». Таким образом, новизна курса заключается в следующем:
• спецкурс знакомит с произведениями современных писателей,
чье творчество мало исследовано критикой (есть исследования
Ю. И. Минералова, И. Е. Холодякова, Н. Лейдермана, К.
Степаняна, М. Липовецкого, В. А. Чалмаева и др.) и на которые историки литературы не вынесли однозначной оценки, но произведения пользуются успехом у читателей и в России, и за рубежом; они отмечены многими премиями как зарубежными, так и российскими; творчество некоторых из них, в частности Т. Толстой, В. Пелевина, изучается в университетах США и Франции;
представлены повести и рассказы авторов, творчество которых изучается в школе, но последние их произведения не вошли в школьный курс литературного образования;
сделан акцент на литературно- художественные произведения, ориентированные на исследование социально-психологических и нравственных координат современной жизни, «экзистенциальной» глубины частной жизни современного человека;
• сделан упор на выявление архетипов, сквозных тем, мотивов,
сюжетов.
Изучение современной литературы направлено на достижение
следующей образовательной цели: формирование и развитие
умений творческого, т. е. эстетического чтения, приводящих к
формированию читательской самостоятельности.
Отсюда вытекают следующие задачи:
Познакомить учащихся с наиболее характерными направлениями в современной прозе, дать представления о самых ярких представителях различных направлений, течений.
Показать сложность и неоднозначность современного литературного процесса, его богатство и разнообразие, эстетическую неравноценность произведений, особенности идейных и нравственных поисков современной литературы.
Выяснить, что объединяет нравственный, идейный, эстетический поиск современной прозы с духовными и художественными традициями русской классической литературы.
Формирование способности понимать и эстетически воспринимать художественные произведения современной литературы.
Воспитательные цели: воспитание средствами
художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, чувствующей свою принадлежность к родной культуре, формирование чувств справедливости, чести, совести, патриотизма, толерантности; обогащение жизненного опыта школьников путем приобщения к современной отечественной литературе.
Отбор материала для программы подчинен основным условиям литературного образования, формирования самостоятельности мышления и развития интеллектуальной сферы личности, а так же здоровье сберегающим задачам:
соответствие изучаемых произведений интересам школьников, доступности их восприятию;
небольшой объем произведений;
сравнительный анализ произведений 19 века и 20 века и рассмотрение литературных традиций;
чтение и анализ литературно-критических материалов;
знакомство учащихся с основными особенностями общественно-культурной жизни страны.
Обозначенные особенности и задачи курса определили особый подход к выбору технологий и методик преподавания. На первом месте стоят педагогические технологии, основанные на личностной ориентации педагогического процесса такие, как педагогика сотрудничества и технология проблемного обучения (Ш. А. Амонашвили, Д. Дьюи), а также идея известного русского мыслителя А. А. Ухтомского о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования. В основе их лежит гуманно-личностный подход, который объединяет следующие идеи:
личностную направленность учебно-воспитательного процесса; гуманизацию педагогических отношений;
формирование положительной Я-концепции;
отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях.
Реализация этих идей основывается на новой трактовке индивидуального подхода, ориентированного на свойства личности, её формировании и развитии в соответствии с природными способностями. Личностный подход предполагает формирование положительной Я-концепции. Это устойчивая, в определенной степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит своё поведение. Я-концепция определяет уровень притязаний личности, её представления о том, какого «места» среди людей она заслуживает. Исходя из этого, данная технология предполагает:
рассмотрение содержания обучения как средства развития личности;
объединение, интеграцию дисциплин гуманитарного цикла;
вариативность и дифференциацию обучения;
• использование положительной стимуляции учения.
Проблемное обучение основано на создании особого вида
мотивации — проблемной, поэтому требуют адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуации. Сами же проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон.
К методическим приёмам создания проблемных ситуаций можно отнести следующие:
подвести учащихся к противоречию и предложить найти способ его разрешения;
изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предложить рассмотреть явление с различных позиций;
ставить проблемные задачи.
Преподавание курса идет в режиме диалога, возникла необходимость внедрения технологии «Диалога культур» (В. Библер, С. Курганов), поэтому нами выбрана технология интерактивного обучения (см. Приложение №1).
Перечисленные методики и технологии, на мой взгляд, в большей степени подходят к организации процесса преподавания спецкурса.
Программа предлагает два списка произведений: для чтения и изучения и для чтения и обсуждения. Произведения из списка «Для чтения и изучения» предполагают текстуальное изучение, подробный и глубокий анализ. Здесь реализуется принцип вариативности, позволяющий учителю и ученикам выбирать произведения для текстуального анализа. Работа с литературно-художественными произведениями из списка «Для чтения и обсуждения» ориентирована на выявление главных идей, идейно-художественных особенностей без текстуального анализа.
Каждая тема содержит рубрики «Теория литературы», «Повторение», «Творческая работа».
Программа предусматривает повторение и систематическое обращение к теоретико-литературным понятиям. Такое обращение необходимо для анализа художественных произведений с эстетической точки зрения, а также помогает перейти от восприятия образа к понятию, систематизировать понятийный аппарат, сделав его средством научного познания мира и человека. Повторение изученного на предыдущих этапах литературного образования формирует понятие о преемственности (наследовании и развитии традиции) в процессе развития художественной мысли. При этом развивается умение анализировать художественное произведение на основе диалектического метода познания как части единого многообразного по форме и противоречивого по содержанию литературного процесса.
Спецкурс предполагает сочетание лекционных, семинарских занятий, уроков анализа текста, занятий, посвященных анализу языка, стиля, выявлению архетипов, сходных мотивов, сюжетов, самостоятельных, творческих работ учащихся. Лекции будут давать общетеоретический материал, вводить учащихся в проблему, наибольшее внимание будет уделено авторам и произведениям, требующим новых, современных подходов в изучении, вызывающим затруднение в понимании художественного мира, нравственной, философской позиции автора. Самостоятельная творческая работа учащихся завершится выступлением на уроке-практикуме, семинаре, итоговой конференции. Таким образом, возникают два направления в изучении спецкурса: лекция учителя и самостоятельная работа учащихся.
Для выявления «обратной связи» уровня подготовленности учащихся используются следующие формы проверки:
высказывания учеников на уроке;
турниры знатоков по современной литературе,
создание творческих работ: эссе, отзыва, рецензии, сценария, реферата.
В конце учебного года проводятся срезовые работы, это могут быть тесты, контрольные работы и т. д., выявляющие уровень литературного развития учеников, их знания в области современной литературы.
Завершающим занятием спецкурса мы предлагаем проводить читательские конференции «Я хочу рассказать…», где учащиеся рассказывают о своих литературных пристрастиях, находках, открытиях в области современной литературы, «Мое любимое произведение» или «Роль литературы в жизни человека», а также творческий отчет и защиту рефератов, т. к. на самом первом занятии учитель ориентирует учеников на написание исследовательских работ.
Заключительные уроки ставят своей целью связать прочитанное и обсуждавшееся в течение года с личным опытом учащихся, стимулировать их собственное литературное творчество.
В основу спецкурса положено изучение произведений
эстетической и нравственной ценности, которые актуальны для сегодняшнего читателя, что позволяет ученику воспринимать его творчески, личностно. Эстетический подход к изучению произведения позволяет учителю на качественно ином уровне осуществлять связи с другими видами искусства. При таком подходе художественное произведение должно изучаться как эстетическая реальность в неразрывном единстве формы и содержания. Это ведет к изменению характера деятельности ученика и учителя на уроке, так как текст, осмысливаемый как эстетическая реальность, предполагает его творческое восприятие. Таким образом, при изучении произведения доминирующей должна стать творческая деятельность ученика в процессе анализа художественного произведения.
Литературно-художественные произведения В. Распутина, А.
Варламова, Б. Екимова, В. Крупина, Г. Петрова, В. Быкова,
предлагаемые нашим спецкурсом, имею высокую развитость в них
сюжетного начала. Это традиционно для русской реалистической
прозы. Почти все рассказы, повести, изучаемые на занятиях
спецкурса, обращены к теме сегодняшнего дня Родины. «В них
преобладают пронзительные критические, переходящие в сатиру и
даже трагедийные (как у В. Распутина) интонации, весьма остро
ставящиеся масштабные общественные проблемы ( произведения В.
Распутина, В. Крупина)» (Ю. И. Минералов «История русской
литературы: 90-е годы 20 века). Нет однозначной оценки
творчеству модернистов и постмодернистов (В. Пелевин, В. Маканин), чьи произведения представлены в программе. Но, по словам Ю. И. Минералова, «грань веков» всегда ответственный период. Мы сами — люди этой «грани веков», она — наше настоящее,….и мы способны непосредственно, живо воспринимать литературу конца 20 века, чувствовать её. Те особенности литературы, которые связаны с проблемами, встающими сегодня перед обществом, нам ….внутренне близки, ибо мы сами живем, этими проблемами». Творчество писателей, чьи оценки социальных, политических, культурных событий являются противоположными, рассматриваются не сточки зрения отрицания той или иной позиции, а параллельно и в сопоставлении.
Спецкурс по русской литературе 20 века проводится в старших классах (10-х или 11-х). Курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Спецкурс апробирован в течение ряда лет. Учащиеся являлись постоянными призерами и победителями школьной конференции молодых исследователей «Новое поколение — новому веку», участвовали в городской программе «Шаг в будущее». В поисках новых форм мы вводили в практику уроки, построенные на интеграции литературы, истории и М.Х.К.
Требование к знаниям и умениям: Учащиеся должны знать:
авторов и названия произведений;
сюжетную особенность и композиционное своеобразие изученных произведений;
основные теоретико-литературные термины;
основные направления современной литературы;
• традиционные темы, мотивы, образы.
Учащиеся должны уметь:
выявлять архетипические мотивы, анализировать осмысление переосмысление, развитие в произведении традиционных тем, проблем, мотивов, сюжетов, образов;
определять идейно-тематические особенности художественного произведения;
определять авторскую позицию в произведении;
самостоятельно сопоставлять различные литературно-критические позиции;
аргументировать свою точку зрения с опорой на литературоведческий понятийный аппарат;
обнаруживать взаимосвязь явлений первичной реальности с художественной действительностью произведений литературы;
соблюдать культуру диалога в дискуссиях; выполнять работы творческого характера.
Введение. Общественно-литературная жизнь конца 20 века: её противоречивость и своеобразие. Нравственные и эстетические искания русской художественной литературы последних десятилетий 20 века и начала 21 века.
Теория литературы:
Художественный метод, литературный процесс, многообразие литературных направлений, течений; постмодернизм, модернизм, анденграунд.
Повторение:
Символизм, постсимволизм, акмеизм, футуризм.
2. Валентин Распутин. Биографический очерк.
Для чтения и изучения:
Рассказы «Женский разговор», «Нежданно-негаданно».
Осуждение современной цивилизации, большого города, их негативная роль в разрушении национальных традиций.
Русское крестьянство – колыбель и духовная почва русской национальной культуры и народной нравственности.
Для чтения и обсуждения:
Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана». Рассказы «В ту же землю», «Изба», «В больнице», «Наташа», «Что передать вороне», «Новая профессия».
Теория литературы:
«Неопочвенническое» течение, «деревенская проза».
Повторение:
А. Солженицын. Рассказ «Захар Калита», Е. Носов. Рассказ «Лоскутное одеяло», И. Тургенев «Живые мощи».
Творческая работа:
Анализ рассказа по выбору, реферат «Судьба человека в поздних рассказах В. Г. Распутина».
Владимир Крупин. Биографический очерк.
Для чтения и изучения: Сборник миниатюр «Крупинки». Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип.
Для чтения и обсуждения:
Повесть «Люби меня, как я тебя». Рассказы «А ты улыбайся!», «Передаю», «Отцовское поле».
Теория литературы:
Натурализм, реализм, авторская позиция, психологический параллелизм.
Творческое задание:
Эссе, рецензия, реферат «Традиции классической литературы в прозе В. Крупина».
Повторение:
В. Астафьев. Сборник миниатюр «Затеси».
А. Варламов. Биографический очерк.
Проза писателя в критике и литературоведении.
Для чтения и изучения:
Повесть «Рождение». Проблема нравственного выбора, пробуждения человека, постижение себя как «экзистенции».
Своеобразие художественной речи.
Для чтения и обсуждения:
А. Варламов: проза. Романы «Купол», «Затонувший ковчег», «Купавна».
Теория литературы:
Реализм, неореализм, ироническая проза, тема, идея, лейтмотив, проблематика.
Повторение:
М. Шолохов. Рассказы «Чужая кровь», «Судьба человека».
Творческая работа:
Эссе, рецензия, реферат «Экзистенциальные мотивы в прозе А. Варламова».
Борис Екимов. Биографический очерк.
Особенности прозы писателя.
Для чтения и изучения:
Рассказы «Ночь исцеления», «Фетисыч», повесть «Пастушья звезда».
Жизненные принципы героев. Самоопределение человека в жизни.
Национальные истоки нравственности героев произведений.
Традиции «деревенской прозы».
Для чтения и обсуждения:
Рассказы «Живая душа», «Холюшино подворье», «Старший брат», «Мальчик на велосипеде».
Теория литературы:
Конфликт, приёмы анализа мотивов, роль художественной детали,
характер героя в развитии.
Повторение:
Л. Н. Толстой роман — эпопея «Война и мир», В. Астафьев «Царь-рыба», Н. Рыленков «Все в тающей дымке».
Творческая работа:
Реферат «Художественный мир Б. Екимова».
Григорий Петров. Биографический очерк.
Проза писателя в критике и литературоведении.
Для чтения и изучения:
Повесть «У нас в богадельне».
Русский национальный характер. Нравственная и социальная
проблематика повести. Своеобразие комизма писателя: формы
и приёмы комического.
Для чтения и обсуждения:
Рассказы «Страстная седмица», «Царство земное и небесное».
Теория литературы:
Эпос, повесть, сказ, библейские мотивы, методы сатиры, приемы и формы комического.
Повторение:
И. С. Тургенев «Записки охотника», «Степной король Лир»,
Н. С. Лесков «Очарованный странник».
Творческая работа:
Эссе «Художник и общество».
7.Дмитрий Бакин. Проза писателя в критике и литературоведении.
Для чтения и изучения:
Рассказы «Сын дерева», «Стражник лжи». Тема добра и зла,
самопожертвования, зависимости человека от близких ему людей –
матери, сестер и братьев, укрепления семейных уз.
Приоритет человеческих ценностей в произведениях Дмитрия Бакина.
Для чтения и обсуждения:
Рассказы из книги «Страна происхождения».
Теория литературы:
Философическая проза, особенности системы поэтики, проблема, стиль, образ, мотив.
Повторение:
А. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Юшка».
Творческая работа: Эссе, отзыв, рецензия.
Татьяна Толстая. Биографический очерк.
Проза писателя в критике и литературоведении.
Для чтения и изучения:
Рассказы «Факир», «Река Оккервиль», «Сомнамбула в тумане».
Романтический мотив двоемирия. Метафоризм как доминанта художественного стиля писателя.
Для чтения и обсуждения:
Роман «Кысь», проза.
Теория литературы:
Эпос, проза, романтическое двоемирие, постмодернизм, метафора, гротеск, авторская позиция.
Повторение:
И. Северянин. Проза.
Творческая работа:
Рецензия, реферат «Мотив двоемирия в прозе Т. Толстой».
Виктор Пелевин. Биографический очерк.
Особенности прозы писателя.
Для чтения и изучения:
Рассказы «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира».
Философская и нравственная проблематика в рассказах. Передача сложности и противоречивости человеческой личности. Модернистская поэтика. Особенности писательской манеры.
Для чтения и обсуждения:
«Поколение «П», «Синий фонарь», «Происхождение видов».
Теория литературы:
Символ, гротеск, антитеза.
Творческая работа:
Отзыв, реферат «Приемы создания картины современного мира в творчестве В. О. Пелевина».
Виктор Астафьев. Биографический очерк.
Проза писателя в критике и литературоведении.
Для чтения и изучения:
Рассказ «Пролетный гусь». Отражение трагедии войны в художественном мире рассказа. Средства выражения авторской позиции. Изображение «немилосердного» отношения к солдатам – победителям.
Для чтения и обсуждения: В. Астафьев роман «Прокляты и убиты», К. Воробьев «Это мы, господи!», Е. Носов «Красное вино победы».
Теория литературы:
Основные особенности прозы «жестокого реализма», проблематика, мотив, архетип, натурализм, реализм.
Творческое задание:
Рецензия, отзыв.
Повторение:
В. Быков «Обелиск», В. Астафьев «Живи и помни».
Василь Быков. Биографический очерк.
Мир художественной прозы писателя.
Для чтения и изучения:
Рассказ «Крутой берег реки». Гуманное отношение к человеку.
Проблема отдаленных последствий вооруженного конфликта для мирных людей.
Для чтения и обсуждения:
«Знак беды», «Облава».
Теория литературы:
Фабула, сюжет, пафос, авторская позиция, психологизм, ракурс повествования.
Повторение:
В. Распутин «Уроки французского».
Виктор Маканин. Биографический очерк.
Творчество писателя в критике и литературоведении.
Для чтения и изучения:
Рассказы «Кавказский пленный», «Лаз», «Буква «А».
Общественная проблематика. Утрата нравственных ориентиров, Внимание к психологии героя, «Диалектика души».
Для чтения и обсуждения:
А. Солженицын «На изломах», В. Максимов «Кочевание до смерти».
Теория литературы:
Литература с реалистической доминантой, традиционализм, «неоклассическая проза», герой-характер, герой- идея.
Творческое задание:
Сопоставительный анализ произведений Л. Толстого «Кавказский пленник» и В. Маканина «Кавказский пленный». Реферат «Основные мотивы в творчестве В. Маканина.
Повторение:
Л. Толстой «Кавказский пленник».
Итоговая читательская конференция.
Творческий отчет (защита рефератов).
«Русская проза 20 века: поиски, потери, обретения».
Итоговая читательская конференция.
«Мое любимое произведение», «Роль литературы в жизни человека».
Приложение №1.
Технологи интерактивного обучения.
Интерактивность (открытость к общению).
1 .Учебное пространство кабинета модернизируется, т. к. диалоговые формы взаимодействий ориентированы на общение лицом к лицу, поэтому традиционная расстановка парт здесь неуместна. Необходимы варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп и числа учащихся в каждой группе.
При входе в класс, где модернизировано пространство, у учащихся возникает мотивационная готовность к нестандартной учебной ситуации. Внутренняя готовность учащихся позволяет сокращать время, необходимое им для погружения в форму и содержание интерактивного обучения.
Организация учебной деятельности начинается:
-с формирования микрогрупп;
-усвоения учебной задачи;
-организации диалога внутри микрогруппы и между группами;
-рефлексия прощедщего занятия.
Варианты рещения учебной задачи:
-совместно — индивидуальная: каждая группа представляет итог своей
деятельности; рещения обсуждаются, затем выносится общее рехпение
проблемы;
-совместно — последовательная: результат деятельности каждой группы
становится определенной ступенькой к решению общей проблемы.
Затем наступает время особого этапа интерактивного обучения — рефлексия
прошедшего занятия.
2. Важный аспект интерактивного обучения — содержание диалога.
-Особенности методики:
«»диагностика готовности к диалогическому общению;
* поиск волнующих вопросов и проблем;
♦переработка учебного материала в систему проблемно- конфликтных вопросов
и задач;
♦продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога;
♦гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для
которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников;
При правильной организации обучения учитель сумеет решить одновременно три задачи:
учебно-познавательную
коммуникативно-развивающую
и социально-ориентационную.
На интерактивных занятиях развитие коммуникативных навыков и умений происходит в общении микрогруппы и в диалоге между группами. Эффективность работы каждой группы зависит от того, насколько удастся решить две основные функции обучения в диалоговом режиме:
решение учебных задач
оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Уению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Это входит в круг обязанностей учителя-словесника, поэтому и форма и содержание курса обеспечивает условия для эффективного освоения культуры диалога.
Постепенно в процессе интерактивного обучения выработались правила, необходимые для эффективного учебного взаимодействия школьников.
Правила ведения дискуссии:
-не перебивайте говорящего, выслушайте его до конца;
-если хотите прервать собеседника, подайте знак;
-если вас прервали, не старайтесь перекричать собеседника, замолчите и
выслушайте его;
говорите понятно, высказывайтесь по теме, избегая избытка информации;
спорьте честно, не искажая мыслей и слов оппонента;
уважайте мнение собеседника;
главное в споре — аргументы, логика, убедительность;
— лучшие доказательства — точные и бесспорные факты, ссылка на
литературные источники (тексты, критические статьи), словари и т. д.;
— критикуйте идеи, а не личности.
Что дает обучение в режиме интерактивного обучения разным объектам образовательного процесса:
конкретному ученику:
-осознание включенности в общую работу;
-коммуникативную готовность к работе в группе на всех предметах гуманитарного цикла;
-развитие личностной рефлексии;
-становление активной субъективной позиции в учебной и иной деятельности;
учебной микрогруппе:
-развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
-поощрение гипкой смены социальных ролей в зависимости от ситуации; -формирование ценностно-ориентационного единства группы; -принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
классу:
-формирование класса как групповой общности; -систему оценки процесса и результата совместной деятельности; -повышение познавательной активности; -развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлксии;
связке «класс — учитель»:
-нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
-нахождение общих для обеих сторон целей учебной работы;
-многомерное освоение учебного материала;
-формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в иных ситуациях.
Приложение №2
Календарно-тематическое планирование.
Тема урока | Часы | Дата | Теория литературы | Творческая работа | Повторение |
| |||||||||
1. | Русская литература рубежа 20 -21 вв. Нравственно-эстетические искания русской литературы последних десятилетий | 2 |
| Худ. метод, литературный процесс, модернизм, анденграунд. | | Символизм, постсимволизм, акмеизм, футуризм. |
| ||||||||
2. | В. Распутин. «Женский разговор». «Общая жизнь каждого в мире в другого». Тема любви, семейных уз, связи поколений. | 2 |
| Проблематика, мотив, философская проза, «деревенская проза». | Реферат «Судьба человека в поздних рассказах», Рецензия. | Е. И. Носов «Лоскутное одеяло». |
| ||||||||
3. | В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Высокая нравственность труженика и утрата нравственных ориентиров тех, кто оторван от родной земли. Тема ответственности за судьбу человека, нравственной причастности ко всему, что происходит на твоей земле. | 2 |
| Средства выражения авторской позиции, язык и стиль, «неопочвенническое течение», «деревенская проза». | Сочинение-миниатюра, отзыв, реферат | А. Солженицын «Захар Калита», И. Тургенев «Записки охотника». |
| ||||||||
4. | В. Крупин. Сборник миниатюр «Крупинки». «Научиться делать добро». Тема любви к родной земле, Отечеству, людям, ответственности человека, связи поколений. | 2 |
| Характер героя в развитии, роль художественной детали, психологически й параллелизм, реализм. | Реферат по творчеству В. Крупина «Традиции русской классическо й литературы в прозе В. Крупина». | В. Астафьев. Сборник миниатюр «Затеей». |
| ||||||||
5. | А. Варламов. Повесть «Рождение». «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Проблема нравственного | 2 |
| Конфликт, приемы анализа мотивов, пейзаж в литературном произведении, неореализм, ироническая проза, тема,идея. | Реферат «Экзистенци -альные мотивы в прозе А. Варламова- | М. Шолохов «Судьба человека», Л. Толстой «Война и мир». |
| ||||||||
| пробуждения человека. | | | | | |
| ||||||||
6. | Д. Бакин. Рассказы «Сын дерева». Особенности поэтики. Тема семьи, человеческого предназначения, памяти. | 2 |
| Философская проза, проблемы, образ, мотивы. | Эссе | А. Платонов «Цветок на земле» |
| ||||||||
7. | Д. Бакин. «Стражник лжи». Общечеловеческие проблемы в рассказе. | 2 |
| Особенности системы поэтики | Отзыв | А Платонов «Юшка». |
| ||||||||
8. | Б. Екимов. Повесть «Пастушья звезда». «Исцеление добротой». Национальные истоки нравственности в повести. Проблема межнациональных отношений. | 2 |
| Приёмы анализа мотивов, роль художественной детали, конфликт, характер героя в развитии, «деревенская проза» | Реферат, «Художеств енный мир Б. Екимова», анализ рассказа по выбору. | В. Астафьев «Царь- рыба», Н. Рыленков.«Вс е в тающей дымке». |
| ||||||||
9. | Б. Екимов. «Ночь исцеления ». Проблема гуманного отношения к пожилым людям, проблема последствий вооруженного конфликта. | 2 |
| Проблематика мотив, философская проза, роль художественной детали, характер в развитии. | Анализ Рассказа, прочитанног о самостоятел ьно. | Е. И. Носов «Лоскутное одеяло». |
| ||||||||
10. | Г. Петров. «У нас в богадельне». «Чтобы чувствовать душой и сердцем». Нравственная и социальная проблема тика. | 2 |
| Характер, тип, образ, комическое, трагическое, сказ. | Эссе «Художник и общество» | Н. Леско. «Очарованный странник», И. Тургенев «Записки охотника», «Степной король Лир». |
| ||||||||
11. | Т. Толстая. Рассказы «Река Оккервиль», «Круг». Проблема вечных человеческих ценностей. Тема двоемирия в рассказах. Тема человеческой судьбы, сострадания и милосердия. Субъективизация | 2 |
| Фабула, сюжет, пафос, эпос, психологизм, ракурс повествования, романтическое двоемирие, постмодернизм, гротеск, метафора. | Отзыв на рассказ, прочитанный по выбору, рецензия. | И. Северянин. Проза. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Данте «Божественна я комедия». |
| ||||||||
| картины мира. | | | | | |
| ||||||||
12. | Т. Толстая. Роман «Кысь». Тема гибели цивилизации. Тема бессмертия, чуткости, сострадания, честности, справедливости. Тема власти. Проблема разобщенности людей. | 2 |
| Метафора, гротеск, ирония, мотив двоемирия, аллюзия, реминисценция. | Реферат «Мотив двоемирия в прозе Татьяны Толстой. Сопостави — тельный анализ рассказов Т. Толстой и Людмилы Петрушевск ой. | Э-А Гофман «Новеллы». |
| ||||||||
13. | В. Пелевин. Рассказы «Хрустальный мир», «Бубен внешнего мира». Проблема вечных человеческих ценностей. Прошлое и настоящее в рассказах. Тема ответственности каждого за судьбу Родины. Картина современного мира. | 2 |
| Символ, гротеск, антитеза, модернизм, постмодернистская поэтика. | Реферат «Приемы создания картины современног о мира в прозе В. О. Пелевина». | |
| ||||||||
14. | В. Астафьев. Рассказ «Пролетный гусь». Тема милосердия и немилосердия. Продолжение традиций «прозы лейтенантов». Проблема чуткости, сострадания, честности, справедливости. Тема войны. | 2 |
| Особенности прозы «жестокого реализма», авторская позиция, архетипические мотивы, реализм. | Отзыв, рецензия. | Л. Толстой «Война и мир», В. Быков «Обелиск». |
| ||||||||
15. | В. Быков. Рассказ «Крутой берег реки». «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой»(А. С. Пушкин) Тема человеческой судьбы, Сострадания и милосердия. Тема отдаленных последствий войны для мирных людей, самоопределения человека. | 2 |
| реализм, авторская позиция, Фабула, сюжет, пафос, ракурс повествования. | Эссе. Рецензия. Сопоставите льный анализ рассказов В. Быкова, Б. Екимова и В. Распутина. | В. Распутин «Уроки французского » |
| ||||||||
| | | | | | | |||||||||
16. | В. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный». Человек на войне, правда о нем». Проблема утраты нравственных ориентиров. | 2 |
| «Неоклассическа я проза», литература с реалистической доминантой, герой-характер, герой- идея, традиционализм. | Реферат «Основные мотивы творчества В. Маканина», Сопоставите льный анализ произведени йЛ. Толстого «Кавказский пленник» и В. Маканина «Кавказский пленный». | Л. Н. Толстой «Кавказский пленник», М. Ю. Лермонтов «Валерик». | |||||||||
17. | Читательская конференция. «Русская проза конца 20 века: поиски, потери, обретения». «Роль литературы в жизни человека», «Моё любимое произведение», «Я хочу рассказать». | 2 |
| | Защита рефератов, творческих работ. Семинар. | |
Приложение №2
Исследовательская деятельность учащихся
Название темы | Ф.И. учащегося | Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 | Человек и судьба в произведениях В. Г. Распутина. |
| определение темы, сбор материалов | Предзащита. Защита на конференции «Молодое поколение -новому веку». |
2 | Женские образы в творчестве Людмилы Петрушевской. |
| сбор материала и консультация | предзащита. Защита на конференции |
3 | «Экзистенциальные мотивы в прозе Алексея Варламова». |
| сбор материала и консультация | предзащита. защита на конференции |
4 | Основные мотивы в творчестве В. Маканина. |
| сбор материала и консультация | предзащита защита на конференции |
5 | «Мотив двоемирия в произведениях Татьяны Толстой». |
| сбор материала и консультация | предзащита 23.03.04 защита на конференции |
6 | «Тема «маленького человека» в литературе 19 в. и 20 в.» |
| сбор материала и консультация | предзащита. защита на конференции |
7 | «Художественный мир Бориса Екимова». |
| сбор материала и консультация | предзащит. защита на конференции |
8 | Основные темы в творчестве Владимира Крупина. |
| сбор материала и консультация | предзащита защита на конференции |
9 | Приёмы создания картины современного мира в творчестве Пелевина Виктора Олеговича |
| сбор материала и консультация | предзащита. Защита на конференции |
Приложение № 3
Диагностика учебной деятельности учащихся
Диагностируемые качества:
1. Уровень восприятия, осознания, осмысления:
В — быстро воспринимает, перерабатывает информацию, улавливает и формулирует тему и идею произведения, выявляет единство, взаимодействие разных компонентов текста; отбирает и классифицирует художественный материал в той последовательности, которую требует выбранный аспект анализа; умеет обобщить ряд картин в единую картину действительности с авторской оценкой её;
ВС — достаточно быстро воспринимает информацию, улавливает, выявляет идею, тему текста, не всегда точен в ответах на понимание, выявляет взаимодействие разных компонентов текста, затрудняется в отборе и классификации материала ;
С — медленно воспринимает и улавливает информацию, не всегда может точно сформулировать тему и идею произведения, затрудняется в выявлении разных компонентов текста и их взаимодействии, требуется помощь членов группы или учителя.
2. Навыки анализа:
В — на высоком уровне выделяет сюжетные линии и композиционные особенности изучаемого произведения, определяет родовую, жанровую специфику художественного произведения в связи с художественной стратегией автора; самостоятельно анализирует художественное произведение в разных аспектах: культурно-историческом, эстетическом; самостоятельно определяет стратегию изучения произведения в зависимости от художественного метода, индивидуального стиля художника слова;
ВС — выделяет сюжетные линии, композиционные особенности изучаемого произведения, умеет определить родовую, жанровую специфику художественного произведения в связи с художественной стратегией автора; самостоятельно анализирует произведение в разных аспектах: культурно-историческом, эстетическом; испытывает затруднения в выявлении архетипов, сквозных тем, мотивов, образов, а также в определении родовой, жанровой специфики художественного произведения в зависимости от стратегии автора.
• С — умеет выделять сюжетные линии и композиционные
особенности изучаемого произведения, испытывает затруднения в определении родовой, жанровой специфики произведения в связи с художественной стратегией автора, нуждается в помощи в выявлении архетипов, традиционных тем, мотивов, сюжетов;
3. Умение сопоставлять:
В — анализирует осмысление, переосмысление, развитие в произведениях традиционных тем, мотивов, образов, проблем, форм в художественных произведениях 19 и 20 веков; самостоятельно сопоставлять различные литературно-критические позиции, умеет обнаруживать взаимосвязь явлений первичной реальности с художественной действительностью произведения литературы;
С — испытывает затруднения в умении самостоятельно сопоставлять различные литературно- критические позиции, умении обнаруживать взаимосвязь явлений первичной реальности с художественной действительностью произведения литературы;
ВС -затрудняется в умении выявлять архетипические мотивы в изучаемом произведении.
4. Личностное отношение к прочитанному:
В — позиция отражена и аргументирована.
ВС — позиция выражена, но не аргументирована.
С — позиция заявлена формально.
4. Творческий отклик (рецензия, эссе, отзыв):
В — тема и идея произведения, позиция автора поняты и отражены без искажения, включение литературных параллелей, направленность на раскрытие темы или ее формулировки, наличие цитат из анализируемого произведения, наличие комментариев к цитате и информации о содержании текста, обращение к художественной форме и деталям, отсутствие фактических ошибок;
ВС — тема и идея, позиция автора отражены, включение литературных параллелей, направленность на раскрытие темы или её формулировки, наличие информации о содержании текста (сюжет, основные персонажи и т. д.),наличие цитат, но нет комментариев к цитате, наличие фактических ошибок(1 — 2);
• С — тема и идея, позиция автора и отражены, направленность на раскрытие темы или её формулировки, наличие информации о содержании произведения, отсутствие литературных параллелей и ассоциаций, наличие цитат, но отсутствие комментариев к ним, отсутствие доказательств хотя бы одного тезиса, наличие фактических ошибок (1 — 3).
Приложение №4
Диагностическая карта
И. Ф. учащегося | Уровень восприятия | Навыки анализа | Умение сопоставлять | Личностное отношение к прочитанному | Творческий отклик | |
1 |
| В | В | В | В | В |
2 |
| В | В | В | В | В |
3 |
| В | В | В | В | В |
4 |
| ВС | В | ВС | ВС | ВС |
5 |
| В | В | В | в | В |
6 |
| В | В | ВС | ВС | ВС |
7 |
| В | В | ВС | в | В |
8 |
| В | В | В | в | В |
9 |
| ВС | В | ВС | в | В |
10 |
| ВС | ВС | С | ВС | С |
11 |
| ВС | С | С | ВС | С |
12 |
| ВС | ВС | ВС | ВС | ВС |
Список литературы.
1.Агеев А. Владимир Маканин: взгляд из 1990 года. / / Литературное обозрение.- 1990.-№ 9.
2.Большой школьный энциклопедический словарь. — Олма-пресс. -2001.-Т. 1.
3.Борисович Я. Виктор Пелевин как зеркало русской литературной традиции.- www.magasines.rus.ru/authors/p/pelevin
4.Буханцев Н. Испытание жизнью. / / Наш современник. — 1997.-С.173.
5.Быков Д., Басинский П. Два мнения о романе Виктора Пелевина Чапвев и Пустота.- www.as.ru/pelevin.bio.htm
6.Гадамер Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991.
7.Гефсен Е. Вокруг Маканина или штрихи к портрету. / / Грани. -1991.-№44.
8.Долин А. Виктор Пелевин: новый роман.-www.russ.ru/journal/krug/99-03-l 1/dolin.htm
9. Ерофеев В. Поминки по советской литературе. / / Литературная
газета.- 1990.-№27.
10.Ю.Елисеев В. Сюжет усреднения. //Постскриптум. — 1996. — № 3.
11.Кац Э., Карнаух Н. Новейшая проза. Опыт рецензирования. / /
Русская словесность. — 2004. — №1.- С. 23-29.
12.Котенко Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. — М.,
Современник. — 1988. 144 с.
13.Котенко Н. Путь к человеку: заметки о прозе Валентина Распутина.
//Наш современник. — 1972.-№ 1.-С. 113-117.
14.Крупин В. Господь посетил меня еще в детстве. — 2004.
15.Крупин В. Талант от бога, сила от родной земли. / / Воин. — 1997. -№3.-С.64-65.
16.Крупин В. Положить злу предел. / / Время России. — 2001. — №4.
17.Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. / / Новый мир. — 1991. — № 7.- С. 174.
18.Лейдерман П., Липовецкий М. В конце века (1986 — 1990 годы) -Едиториал. -УРСС.-2001.
19.Лапченко А. Человек и земля в русской социально-философской
прозе 70-х годов. — Ленинград. — 1985.- 137 с.
20.Литературный энциклопедический словарь. — М., 2001.
21. Минералов Ю. История русской литературы: 90-е годы 20 века:
Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС. — 2002. — 224с.
22.Нагорная Н. Сновидения в постмодернистской прозе, —www.ro.ru 23.Панкеев И. Валентин Распутин: по страницам произведений. — М.,
Просвещение. — 1990. — с. 144.
24.Панкин Б. Строгая литература. — М., Советский писатель. — 1982. —
400 с.
25.Подзорова Н. Равнозвучие. Злободневное и вечное в прозе В.
Распутина. / / Наш современник. — 1978. — № 10. — С. 180-187. 26.Распутин В. Интеллигенция и патриотизм. / / Сибирские огни. —
1991.-№6.-С. 3-40.
27.Роднянская И. Борис Екимов. Высшая Mepa.- www.echsbicio.boom. ru 28.Романова Г. Живи и помни (пространственно-временная организация повести). / / Литературная учеба. — 2003. — №4. — С.175-
181.
29.Русские писатели. 20 век. Библиографический словарь. В 2-х частях.
Под редакцией Николаева П. — М., 1996.
30. Румянцев В. Владимир Николаевич Крупин — русский прозаик. / /
Учительская газета. — 2000.
31 .Семенова С. Валентин Распутин. — М,, Советская Россия. — 1987.-
176 с.
С лов Н. Грохот — кузница тоталитаризма. / / Литературная газета. -2001.
Степанян К. Реализм как преодоление одиночества. / / Знамя. -1996.-№5.- 210 с.
34.Сухих И. Однажды была земля. / / Звезда. — 2002. — №2. — с. 226-236. 35.У майская И. Не дожидаясь последнего срока. / / Литературное
обозрение. — 1977. — №4. — С. 27-31.
З6.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х т.- Спб.
— 1996.
37.Фрилансер В. В. Пелевин. Чапаев и Пустота. —
38.Чалмаев В. Русская проза 1980-2000 годов. На перекрестке мнений
и споров. / / Литература в школе. — 2002.- №4.- С. 18-23. 39.Шафранская Э. Роман Т. Толстой «Кысь» глазами учителя и
ученика. Мифологическая концепция романа. / / Русская
словесность. — 2002. — №4.-С. 36-41.
40.Шохина И. На перекрестке двух бездн. (К урокам современной
русской литературы). / / Русская словесность. — 2003. — №5.- С.23-28