Оценка физического здоровья школьников


Оценка физического здоровья школьников


Н.М. Лимина


В течение многих лет спортивно-массовая работа в лицее проводится под девизом «За здоровый образ жизни». С этой целью в лицее созданы и постоянно совершенствуются условия, необходимые для сохранения здоровья детей и подростков:

  • в каждом здании – медицинские кабинеты;

  • работает «Центр здоровья»;

  • наличие спортивной площадки, стадиона, трех спортивных залов;

  • два хореографических зала для занятий танцами

  • три кабинета психолого-социальной службы, один кабинет логопеда;

  • две столовые и два буфета для организации питания;

  • обеспеченность медицинским персоналом;

  • обеспеченность кадрами учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования для занятий спортом, педагогов для занятий адаптивной физической культурой;

  • осуществление регулярного контроля за состоянием здоровья учащихся, проведение профилактических прививок и диспансеризации;

  • обеспеченность кадрами службы сопровождения образовательного процесса (два социальных педагога, два педагога-психолога, логопед, валеолог).

В октябре 2008 года завершилась модернизация стадиона на Перевозном, 19, в 2013 году на Таллинской,26 по программе губернатора СПб «Мой первый школьный стадион». Сегодня стадионы превратился в центр спортивной работы в микрорайоне. На стадионе занимаются секции ОДОД, ДЮСШ Красногвардейского района, проводятся уроки, прогулки воспитанников групп продленного дня. После 20.00 стадион отдан жителям микрорайона.

Важное значение, которое придается физической культуре и спорту, требует глубоких знаний совершенствования средств и методов физического воспитания и спорта, особенно подрастающего поколения. Ведь через школу и спортивные секции проходят каждый. На уроках физической культуры и в спортивных секциях можно научиться не только умениям и навыкам правильно двигаться и выполнять набор упражнений, но и овладеть знаниями по самоконтролю показателей здоровья.

Одной из задач, решаемых в спортивных секциях, является обеспечение оптимального развития основных физических качеств и сохранения здоровья учащихся. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание».

Мы стремимся, чтобы наши преподаватели спортивных секций и учителя физической культуры хорошо знали основные средства и методы развития двигательных способностей, а также способы организации занятий, чтобы определенную нагрузку получали дети различных групп здоровья. В этом случае можно точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом – других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов. Эта соразмерность позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха в выбранном спорте.

В возрасте 6-7 лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста особенно важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с четким определением победителей. В этом возрасте дети наиболее способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целесообразно развивать быстроту и ловкость движений. Задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера.

В возрасте 8-10 лет дети проявляют повышенный интерес к результатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания, с конкретными задачами: какое упражнение, сколько раз и как его выполнять. Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется развитию быстроты движений, игровой ловкости, координационных способностей, гибкости, подвижности в суставах.

В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы. При работе со спортсменами этого возраста педагогу рекомендуется индивидуальный подход к планированию физических нагрузок и применяемых средств. Наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста упражнения, направленные на развитие быстроты.

В возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конкретного определенного результата занятий (укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц. В 14-15 лет педагогу следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быстроты движений (особенно это относится к девочкам) С 15 лет целесообразно увеличивать объем упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и силовых качеств, скоростной выносливости.

С 18 лет педагог безо всяких ограничений может работать над развитием различных физических качеств, необходимых его воспитанникам для спортивного совершенствования; в этом возрасте организм и его системы заканчивают свое формирование и могут справляться с нагрузками, соответствующими уровню функциональной готовности учащихся.

Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей можно с помощью соответствующих контрольных упражнений (тестов), которые наши педагоги используют в своей работе.

Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:

  1. бег на 30 или 100 м (оценка быстроты и скорости движении);

  2. бег 3×10 м, прыжки через скакалку (оценка координационных способностей);

  3. прыжок в длину с места (измерение динамической силы мышц нижних конечностей);

  4. подъем туловища в сед. За 30 с. (измерение скоростно-силовой выносливости мышц-сгибателей туловища);

  5. подтягивание на перекладине, отжимание, вис на перекладине (оценка силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса);

  6. бег на 1000 м (определение общей и скоростной выносливости);

  7. гибкость (наклон туловища вперед измеряет подвижность в тазобедренных суставах и эластичность мышц, активную гибкость позвоночника).

Учителя физической культуры разработали и обучили учащихся определять уровень физической кондиции, для этого они применяют разработки профессора Ю.Н.Вавилова с соавторами, которая позволяет самостоятельно уп­равлять собственной физической подготовкой практически на всем протяжении жизни.

Оценка собственного уровня физической кондиции

Принятые обозначения:

Р — результат в соответствующих тестах;

НВП – норматив соответствующий , данному тесту, возрасту и полу; ( из табл. .1),


ОУФК — общий уровень, физической кондиции.

.

Отжимание в упоре лежа — 0 = (Р-НВП) : НВП.

Прыжки в длину с места — П = (Р — НВП) : НВП.

Поднимание туловища — С = (Р — НВП) : НВП.

Вис на перекладине — В = (Р — НВП) : НВП.

Наклоны туловища вперед — Н = (Р — НВП) : НВП.

Бег на 1000 м — Б = (НВП — Р) : НВП.

Итоговая формула: ОУФК = (0 + П + С + В + Н + Б):6.|


Оценка и обработка результатов

Ваши результаты


Тест

Р

НВП

Вычисленный показатель

О




П




С




В




Н




Б




Оценка ОУФК


Значение ОУФК

Оценка

От 0,61 и выше

Супер

От 0,21 до 0,60

Отлично

От 0,20 до -0,20

Хорошо

От-0,21 до-0,60

Удовлетворительно

От-0,61 до-1,00

Неудовлетворительно

От-1,01 и ниже

Опасная зона




Таблица № 1

Возраст

Тест

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Мужчины

Отжимние в упоре лежа (раз)

13

15

17

19

21

23

25

28

32

37

40

Прыжки в длину с места (см)

112

127

140

152

163

174

185

196

206

216

225

Поднимание туловища (раз)

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Вис на пере­кладине (с)

9

11

14

18

22

26

30

35

40

46

51

Наклоны туловища вперед (см)

4

5

6

7

8

9

9

10

10

11

11

Бег па 1000 м (с)

332

3 I 5

298

281

208

250

243

233

224

216

209

Женщины

Отжимание в упоре лежа (раз)

8

9

10

11

12

13

14

14

15

15

16

Прыжки в длину С мета (см)

104

120

132

142

152

160

167

173

177

180

180

Поднимание туловища (раз)

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

21

Вис па пере­кладине (с)

6

11

12

15

19

23

27

31

35

39

41

Наклоны туло­вища вперед (см)

6

7

8

9

10

11

12

12

13

13

13

Бег па 1000 м (с)

374

357

340

325

311

298

288

279

271

265

262



Особенно благоприятно проходит проверка, если уче­ник сам может оценить свою работоспособность по отдельным испытаниям и в целом по совокупности тестов. Такая самооценка, осведомленность о своей работоспособности, о ее изменениях и сдвигах может послужить стимулом для вовлечения человека в ре­гулярные занятия спортом.


Свежие документы:  Реферат по теме "Подвижные игры как средство обучения и воспитания младших школьников"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: