ИТОГОВЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПЕРВО-НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА»


1001 идея интересного занятия с детьми


ИТОГОВЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА»

Чекрыгина Людмила Михайловна, МБОУ СОШ №89, учитель физики, Краснодарский край


Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: 7 класс.

Место проведения: класс.



Цель урока:

  • Повторение материала закрепление полученных знаний

  • Обучение правильной технической речи

  • Умение выразить свои мысли в устной и письменной форме

Ход урока:

Учитель подводит итоги проделанной предварительной работы учащихся. На предыдущем уроке дети сдали свои сочинения (сказки, рассказы и т.д.).

Объявляет выставленные поощрительные баллы. Зачитывает одну-две разноплановые работы. После чего записывается сочинение, которое включает в себя наибольшее число физических понятий и терминов, останавливаясь на выделенных словах, и просит ответить на этот вопрос.

Сочинение:

Однажды Дилли, Вилли и Билли, убирая свою комнату, нашли странную книгу. Она называлась «Занимательная физика».

— Я раньше не видел у нас этой книги, — сказала Дилли.

— Мы тоже, — подтвердили Вилли и Билли. На выручку пришла Поночка.

— Я видела такую книгу у дяди Скруджа»! – и они, всей гурьбой, ввалились в кабинет дяди Скруджа.

— О, это замечательная книга. Хотите я расскажу вам о ней? – спросил дядя Скрудж.

— Ну, конечно же расскажи, — сказали детки.

— Физика – это наука о природе, — начал свой рассказ дядя Скрудж. – Она изучает явления и процессы, происходящие в природе.

— А кто открыл эту науку? – спросила Поночка.

— Первооткрыватель – Аристотель, а М.В. ломоносов ввел это слово в наш язык в 18-ом веке. И тогда мы серьезно стали заниматься физикой.

— Но, дядя Скрудж, — сказал Билли, рассматривая в это время книгу, — здесь столько интересных картинок, но совершенно непонятные слова.

— Не торопись, Билли, — сказал дядя Скрудж. – чтобы рассказать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

— А есть общие названия для всех предметов, которые нас окружают? – спросил Дилли.

— Ну конечно же! Все предметы, нас окружающие, называются физическими телами, — ответил дядя Скрудж, — каждое тело имеет форму и объем.

— Ты так интересно рассказываешь, дядя Скрудж, но откуда взялись все эти знания? – спросила Поночка.

— Все эти знания в физике взялись из наблюдений и опятов.

— Объясни нам, дядя Скрудж, чем отличаются наблюдения от опытов? – спросил Вилли.

— Опыты проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану и во время опыта выполняют специальные измерения, — объяснил дядя Скрудж.

— А, что ты нам рассказать об измерении физических величин? – спросили ребята.

— Измерять какую-либо величину – значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины, — пояснил дядя Скрудж. – Для измерений физических величин используют специальные приборы – это линейка, рулетка, мезурка, секундомеры, термометры и прочие приборы.

— Помнишь, дядя Скрудж, когда я болела, бабушка поставила мне термометр. Но я так и не научилась им пользоваться, — проговорила Поночка.

— А я, кажется, знаю, — сказал Билли, — чтобы определить цену деления, нужно найти два ближайших штриха шкалы, около которых написаны значения величины. Затем из большого вычесть меньшее и полученное разделить на число делений, находящихся между ними.

— Правильно, Билли, — похвалил дядя Скрудж.

— Ой, смотри, что я нашёл, — вскрикнул Вилли, — Здесь написано, что вещества состоят из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.

— Что это за частицы, дядя Скрудж?

— Частицы, из которых состоят все вещества, называются молекулами. А молекула – это мельчайшая частица вещества.

— Верно, дядя Скрудж, тут так и написано, но какие же размеры молекул, я что-то совсем не понимаю! – спросила Поночка.

— Ну, можно сказать, что молекула во столько же меньше яблока, во сколько яблоко меньше земного шара! – пояснил дядя Скрудж.

— А чем отличаются молекулы одного и того же вещества, дядя Скрудж? – спросил Дилли.

— Запомните, дети – молекулы одного и того же вещества одинаковы! – ответил он.

— А они делятся еще на что-нибудь? – спросил Вилли.

— Делятся, Вилли. Они делятся на атомы.

Тут дверь открылась и на пороге показался Дакворд. Он принес Скруджу его чай с зефиром.

— Ой, как вкусно пахнет твой зефир, дядя Скрудж, — сказала Понка.

— А знаете, почему запах зефира распространился по всей комнате? – дети покачали головами. – Потому что молекулы движутся непрерывно и беспорядочно, — ответил он.

— А знаете, почему заварка окрасила весь мой чай? Потому что произошла диффузия.

— Ой, а я раньше и слова такого не слышал, — сказал Билли, — что это такое, дядя Скрудж?

— Диффузия, ребята, это взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга, происходящее от беспорядочного движения частиц.

— А при какой температуре эта самая диффузия происходит быстрее? – спросила понка.

— При высокой, – ответил Билли, прочитав этот раздел. – Чем больше температура, тем быстрее скорость движения молекул.

— А почему твердое тело очень трудно разломать или согнуть, дядя Скрудж? – спросил Вилли.

— Потому что между молекулами существует взаимное притяжение. – просто ответил Скрудж.

— Ох, дядя Скрудж, сколько же всего ты знаешь о физике!

— Нет, ребята, я знаю очень мало, а вот Винт! Винт – гений, изобретатель и, причем, очень удачливый. Но разве смог бы он что-нибудь изобрести, не зная физику? А Зиг-Заг, разве мог бы управлять, не изучив эту прекрасную науку. Они смогут вам рассказать о ней больше.

По окончанию «сказки» выставляются оценки наиболее активным учащимся, давшим наибольшее количество верных ответов.

Домашнее задание: Подготовить сообщение по теме: «Ученые физики. Какие открытия они сделали»

Лучшие сообщения будут рассказаны на последующих уроках.

Цель этого задания: приучить детей работать с дополнительной литературой.

3

Свежие документы:  Проблемное обучение и развитие познавательной активности учащихся на уроках физики с помощью ИКТ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: