Конспект урока по Литературе «Призыв к сочувствию и уважению к людям» по произведению А.П.Платонова «Юшка» 7 класс


Курендина Ольга Юрьевна

МКОУ Октябрьская СОШ, Зональный район

Учитель русского языка и литературы.



Открытый урок по литературе в 7 классе.

Тема: «Призыв к сочувствию и уважению к людям» по произведению

А.П.Платонова «Юшка»

Цели:

1. Познакомить с основными фактами биографии А. Платонова

2. Формировать умение анализировать прочитанное произведение, находить главную информацию в тексте, умение работать в группах

3. Воспитывать у учащихся чувство сострадания и уважение к людям

УМК: презентация , таблица,

Ход урока:

1. Орг. момент:

У: Здравствуйте, ребята! Всем желаю хорошего настроения на сегодняшний день, думаю, что мы с вами хорошо поработаем.

2. Вступление (звучит музыка, учитель читает стихотворение): (слайд 2.)

Однажды я видел картину,

И сердце сжалось в груди,

Старушка споткнулась, упала,

Никто не подал ей руки.

А все лишь только смеялись,

Мальчишки кричали: « Смотри,

Старуха в лужу упала,

И морда у ней вся в грязи!»

Старушка тихонечко встала

И, молча пальто отряхнув,

Она им лишь вслед улыбалась,

Пускай себе мимо идут.

Увидев эту картину,

Хочу я людям сказать:

«Сочувствуйте и любите,

И к вам придёт благодать».

У: Сегодняшний урок я начала стихами собственного сочинения.

— Какие чувства возникли у вас после прочтённого стихотворения? Какие ассоциации?

(ответы учащихся)

3. Эксперимент:

Даю каждому ученику в руки камень.

У: Ребята, у каждого из вас в руке камень. Скажите, можете ли вы бросить его в человека? В больное животное? (вопрос нескольким ученикам). Почему вы не сможете этого сделать? (ответы)

— К сожалению, в нашем сегодняшнем мире очень много жестокости, зла, есть такие люди, которые , не задумываясь, могут причинить боль и страдание другому человеку, беззащитному животному. В наших с вами силах сделать так, чтобы таких людей стало меньше, т.е каждому задуматься над своим поведением . Мы должны быть милосердными, сочувствующими, любящими природу.

Этой теме посвящены многие произведения.

— Какие вы знаете произведения? («хорошее отношение к лошадям», «Кусака», «Юшка»)

— Итак, цель нашего урока познакомиться с главным героем произведения А.Платонова Юшкой, который своим примером учит нас быть добрыми, сочувствующими.

4. Сообщение о А.П.Платонове ( рассказывает учащийся) – презентация (слайд 3)

(сообщение учащегося)

Андрей Платонович Климентов родился 28 августа по новому стилю 16 августа 1899 года в Воронеже (Ямская слобода).

Отец — Климентов Платон Фирсович (1870—1952) работал машинистом паровоза.

Свежие документы:  МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ В V—VII КЛАССАХ (По главам из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания»)

Мать — Лобочихина Мария Васильевна (1874/75 — 1928/29) — дочь часового мастера, домохозяйка (Слайд 4)


В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу.

С 1909 по 1913 год учится в городской 4-классной школе. С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. В 1915 году работает литейщиком на трубном заводе. С осени 1915 по весну 1918 — во многих воронежских мастерских — по изделию мельничных жерновов, литью и т. д. (Слайд 5)

В 1918 году поступает на электротехническое отделение воронежского политехнического института;

Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента.

С 1919 года публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. (Слайд 6)



В 1926 году были написаны «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов».(слайд7)

Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати –слайд 8


Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза.

Похоронен на Армянском кладбище.

У писателя осталась дочь — Мария Платонова, которая готовила книги отца к изданию (слайд 9)


5. Работа с текстом

— Кто главный герой рассказа ? (Юшка, Ефим Дмитриевич). Найдите его описание в тексте. («Давно, в старинное время……, в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы») с.137 учебник ( слайд 10 )

— Какую деталь во внешности особенно выделяет автор? (его глаза).

А почему? (Глаза это зеркало души), Почему в глазах юшки стояла влага похожая на слёзы? ( это от обиды на людей, т.к он терпел унижение, оскорбление от них)

6. Работа с таблицей – слайд 11.

На ваших партах лежат листочки с заданием. Заполните таблицу цитатами из текста, характеризующими отношение людей к Юшке и его к людям.

Взрослые люди

Юшка

«называли Юшкой»

«Обижали его»

«ты такой блажной, непохожий»

«во всем виноват, бил его»

«лучше бы ты умер»


«Молчал в ответ»

«Народ меня любит»

«сердце в людях слепое»


Какой вывод можно сделать ?

Люди были озлобленными, вымещали свою злобу, обиду, ярость на Юшке. Юшка же напротив был очень добрым, он не сердился на людей и говорил, что у них просто слепое сердце.

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по литературе «В поисках клада» (По произведению Р. Стивенсона «Остров сокровищ») 6 класс

Ребята, все называли его Юшкой? А каково было его настоящее имя? (Ефим Дмитриевич)

Имя Ефим в переводе означает благочестивый, священный, благожеланный.-слайд 12

Случайно ли автор даёт ему это имя? (Нет. Оно полностью характеризовало его).

А чего не знали о Юшке люди? (каждый год он уходил в деревню или в Москву, где его кто-то ожидал)

Что чувствовал Юшка, идя в деревню?. Зачитаем этот отрывок. ( «В июле или августе……солнечным светом» с. 140 слайд.13

Как Юшка относился к природе? (с уважением, любовью, целовал цветы, ему становилось легко)

Итак , в сердце юшки живёт добро к людям, ко всему живому, к природе.

7. Творческая работа по группам – 4 группы

Задание: Пофантазировать , изобразить каким вы представляете себе сердце Юшки. Это может быть зелёный цвет символ любви к природе, или в виде цветка и т.д

8 . Защита проекта

Юшка на протяжении своей жизни был добр ко всем: детям, взрослым, животным и т.д.

Они же обижали его , оскорбляли, били.

А были ли случаи в его жизни когда он мог противостоять нечеловеческому к себе отношению. Найдите по тексту. (с. 141. «И здесь Юшка осерчал в ответ — должно быть первый раз в жизни») Почему? (нельзя все время молчать)

А что стало с Юшкой? (пересказ)

Что чувствовали люди после смерти Юшки? (жить людям стало хуже, не на ком вымещать свою злобу)

Кто продолжил путь Юшки, т.е жил по таким же законам добра? (девочка- сирота, которую Юшка воспитывал)

9. Вывод:

Каким же был главный герой рассказа?(Герой, который своей жизнью старался показать , что надо жить для других, быть добрым, милосердным)

Какие проблемы поднимает автор?

10. стихотворение

Я знаю, что в вашем классе есть учащиеся, которые пишут стихи

Есть у вас стихи, посвящённые этой теме (Читает стих)

11 Анализ высказываний. (ДОПОЛНИТЕЛЬНО)

О добре, о человечности, милосердии есть много пословиц, поговорок, высказываний. Давайте с ними познакомимся.

Как вы их понимаете?

  1. Сострадание – открывает душу человека

  2. Испытав горе, человек начинает сострадать другим

  3. Человек не обязан никого жалеть, а сочувствовать обязан

Какие вы знаете ещё высказывания на эту тему? (зачитывают)

12. Итог урока:

Сегодня ребята мы много говорили о таких чувствах как милосердие, сочувствие, сострадание, о добре . На примере главного героя рассказа А.Платонова Юшки познакомились, как нужно относиться к природе, людям. Мы сказали, что сердце Юшки наполнено добром и любовью.

Каждому из вас раздаю небольшие сердечки, на них напишите, Что значит иметь настоящее сердце? Какое сердце вы бы хотели иметь? Или что в вашем сердце осталось от нашего урока.

Мне интересно мнение каждого из вас.

Всем, большое спасибо!!!

Д.з: Сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ»













Свежие документы:  Выполните задания, ответьте на вопросы Тема "А.С.ПУШКИН «БОРИС ГОДУНОВ»"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: