Формирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени средней школы на основе технологии модульного обучения (на примере английского языка)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная средняя школа №3»

г.Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра











Статья
«Формирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени средней школы на основе технологии модульного обучения

(на примере английского языка)»





учитель английского языка

Козлова Ирина Владимировна















г. Нягань

2012

Формирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени средней школы на основе технологии модульного обучения

(на примере английского языка)


Козлова Ирина Владимировна

учитель английского языка МБОУ ОСШ №3 г. Нягани ХМАО-Югра


Ключевые слова: модуль, модульное обучение, технология, компетенции.


В настоящее время, когда стандарты второго поколения внедряются в систему начального образования, остро встаёт проблема, что недалеко то время, когда и в среднем звене мы будем работать по новым стандартам, и они, в отличии от стандартов 2004 года, нацелены не на предметный, а на личностный результат. И учителю потребуется пересмотреть методику преподавания своего предмета, меняя метод обучения с объяснительного на деятельностный. В статье поясняется, как при введении новых стандартов в старшем звене можно пользоваться технологией модульного обучения.


В современной школе значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в школе, формированию универсальных учебных действий является технология модульного обучения в основной и старшей школе. Данная технология имеет следующие преимущества:

возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);

создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с учителем через индивидуальный подход;

создание условий осознанного мотивированного изучения личностно-значимых учебных предметов;

уменьшение стрессовых ситуаций на контрольных и самостоятельных работах.

Анализ зарубежной и российской научно-педагогической литературы показал, что зарождение модульного обучения относится к началу 70-х годов XX века. Изучением этой технологии занимались Дж. Рассел, Б.М. Гольдшмид, Г. Оуэнс, В.М. Гараев и др.

Современные исследователи (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова, И.А. Зимняя, и др.) утверждают, что именно «модульное обучение преобразует образовательный процесс так, что обучающийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Современный исследователь П.А. Юцявичене определяет модуль как «блок информации, включающей в себя логически завершённую единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».

Модульное обучение — это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах-практикумах, создании проектных работ и т. д. Эта технология предполагает, что школьник должен научиться сам добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт, т.е. ученик учится «учиться сам». Учитель при этом выступает в качестве проводника, направляющего и контролирующего деятельность учащихся. При организации модульного обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей.

Свежие документы:  Crossword (the geography and political outlook of the UK)

Данное обучение делает акцент на овладение ключевыми компетенциями — ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной. Они необходимы в любой профессии и при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: общение, грамотность, способность выполнения упражнений, использование информационных технологий и способность работы индивидуально, в парах, в группе, команде. Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. Модульное обучение позволяет каждому учащемуся достигать запланированных результатов за счет:

организации обучения индивидуально, парами и в группах;

индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебных достижений;

организации индивидуальной работы с отдельными учащимися, дозирования индивидуальной помощи;

организации оценки по конечному результату, контроль внутри модуля безоценочный, диагностический, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой.

При модульном изучении учебного материала можно достичь гораздо лучших результатов, чем при традиционном обучении. Высвобождается много времени на действенное применение изучаемой теории к решению разнообразнейших задач, выработку самостоятельных умений и навыков учащихся. Успеху дела способствует и то, что внимание учащихся постоянно и целиком сконцентрировано на материале всей темы и они с каждым днём всё с большим интересом и пониманием участвуют в работе, повторяют самое главное, делают обобщения.

Внедрять в свою практику технологию модульного обучения начали в 2007/08 учебном году. Была разработана программа элективного курса для 10 класса средней школы «Некоторые аспекты английской письменной речи». Элективный курс представлен предметным образовательным модулем, рассчитан на 34 часа и предлагается учащимся, интересующимся английским языком с целью развития познавательного интереса, углубления знаний по данной теме, дальнейшего профессионального выбора, а также для подготовки к сдаче ЕГЭ (уровень С). Курс построен по принципу «от простого к сложному». На первых занятиях школьники учатся заполнять анкету, писать резюме. После успешного усвоения переходят к более сложным видам работы: оформление электронного сообщения, личного и делового письма. Курс может быть разделён на 3 модуля: I модуль – 10 часов (заполнение анкет, формуляров, деклараций, резюме), II модуль – 11 часов (оформление электронного сообщения, личного письма), III модуль – 12 часов (написание делового письма). В более подготовленных группах учащихся можно использовать только II и III модули. Учащиеся сами могут выбрать необходимый модуль. В методическом пособии разработаны рекомендации для учащихся, алгоритмы обучения (методическое руководство для учителя), тренировочные упражнения и дифференцированные контрольные задания.

Свежие документы:  Урок-викторина для 4 класса по теме "Christmas"

Таким образом, модульная система это:

довольно гибкая система: позволяет учитывать специфику конкретной группы учащихся, особенности учебного материала, глубину его изученности и степень усвоения учащимися;

довольно простая система: школьники чётко и ясно представляют выполняемый объём работы, объём информации, который они должны усвоить;

довольно чёткая система: каждый из модулей позволяет выработать одно из умений, являющееся объектом проверки учебных достижений школьников.

Можно сделать вывод, что при использовании модульной технологии происходит развитие персональной компетенции каждого учащегося. Это проявляется в постоянном повышении образовательного уровня, потребности в реализации своего личностного потенциала. Учащиеся проявляют способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию, что необходимо выпускникам школы в дальнейшем образовании и профессиональной подготовке.


Список использованных источников

  1. Блохин Н.В. Психологические основы модульного профессионального ориентированного обучения. – М., 2003, 288с.

  2. Каримова З.Ш. Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене. Мат-лы V межрегиональной научно-практической конференции. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. – Т.1. – С.106-112.

  3. Козлова И.В. Некоторые аспекты английской письменной речи. Образовательный предметный модуль для профильной школы. – М.: 11-й ФОРМАТ, 2010, 99с.

  4. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе. – М.: Новая школа, 2001.

  5. Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. – 1995. — №2. – С. 14-17.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: