Метод проектов как эффективный способ освоения лингвострановедческого компонента



Проектная работа

по английскому языку

учителя английского языка МБОУ СОШ №16

г. Коломна Московской области

Борисенковой Аллы Владимировны

по теме:

«Метод проектов как эффективный способ освоения

лингвострановедческого компонента»


















Содержание стр.

1. Эффективность применения метода проектов в условиях

личностно — ориентированного обучения……………………………………..3

2. Требования по составлению проекта ………………………………………3

3.Система работы над формированием проектных умений учащихся ……..4

3.Заключение ……………………………………………………………..……10

4.Список использованной литературы……………………………………….11
























«…не с курьёзами и диковинками

науки должно в школе занимать дитя,

а, напротив – приучить его находить

занимательное в том, что его

беспрестанно и повсюду окружает».

Н.Д.Ушинский


1. Эффективность применения метода проектов в условиях личностно — ориентированного обучения

Основным принципом обновления средней школы стала личностная ориентация образования. Личностно-ориентированное образование предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности школьника и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.

Создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения), развивают системное мышление —

все это позволяет метод проектов.


2. Существуют основные требования к использованию метода проектов:

  1. наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );

  • выдвижение гипотезы их решения;

  • обсуждение методов исследования;

  • обсуждение способов оформления конечных результатов;

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация»

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания.


3. Система работы над формированием проектных умений учащихся

В УМК “English 5-11” авторов Кузовлева В. П., Лапы Н. М. и др. в каждом из тематических блоков используются индивидуальные и групповые проекты, которые воплощаются в постерах, буклетах, различных докладах обучающихся и т.д. и представляются на учебных занятиях. Несмотря на то, что учащимся в проектных работах предлагается рассказать о своей стране, данный метод является эффективным способом освоения лингвострановедческого компонента, так как в процессе работы над проектом учащиеся берут за образец тексты лингвострановедческого характера. Выполнение разнообразных учебных проектов позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и сравнить ее с жизнью в стране изучаемого языка. А междисциплинарные связи, прослеживающиеся в каждой изучаемой теме, способствует развитию более широкого взгляда на проблемы природы, истории, современного общества и жизни, способствуют более глубокому пониманию роли России во все более изменяющемся мире, формированию активной гражданской позиции учащихся.

Разработка учебного проекта происходит поэтапно, поэтому необходимо спланировать всю серию уроков, на которых проводится подготовительная работа. Возьмем для примера раздел 1 “My country at a glance” УМК “English — 8”. На изучение данного раздела отводится 15 уроков, из которых подготовка к проекту ведется на 11 уроках (включая защиту):

Этапы разработки проекта.

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

При выборе темы проекта я предложила учащимся на 2 уроке выбрать одну из тем проекта, которые предлагаются авторами УМК: “My country at a glance”, “Welcome to Russia”, “What are people from Russia like” В прошедшем учебном году учащиеся выдвинули тему “My country at a glance” Задания проекта были следующими:

— Make a list of headings under which you’d like to describe your country.

— Prepare interesting and unusual information for each part.

— Illustrate your information with colorful maps, photos and pictures.

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Были предварительно вычленены подтемы и предложены учащимся для выбора. Каждый учащийся выбрал себе подтему:

Moscow

Saint Petersburg

Towns of Golden Ring

Karelia

Caucasus

1.3 Формирование творческих групп

Организационная работа по объединению учащихся в группы, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности была проведена согласно желаниям учащихся. Так как в классе было всего 9 человек, то получилось 3 индивидуальных проекта и 3 групповых (по 2 человека)

1.4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учащиеся в группах, а затем в классе обсудили формы представления результата исследовательской деятельности: презентация, альбом, выступление, буклет и т.д. Результат работы над проектом “Rest in Russia” было решено оформить в виде презентации.

2. Разработка проекта

1.1. Мною был разработан план подготовки проекта, включающий систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую достаточный речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Тексты из учебника служили содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся, а также образцом для составления собственных текстов.

Приведу примеры упражнений:

Lesson 1 Britain is more than London

AB (рабочая тетрадь) P6 Ex. 2 In your culture. Read a short profile about the Lipetsk region and write about your region (oblast, kray,okrug) Данное упражнение помогло учащимся, работающим по подтеме Зарайск, структурировать свой материал.

Lesson 2 My image of Britain

SB (учебник) P. 10 Ex. 1 What do you imagine when you think of Britain?

SB P. 13 Ex. 4 What do you imagine when you think of your country or area?

AB P. 7 Ex. 1 Read the foreign impressions about Russia. Choose the correct alternative to fill in the gaps.

На материале данных упражнений учащиеся сначала научились систематизировать информацию о страноведческих реалиях Британии, а затем по схожей схеме рассказывать о выдающихся местах в своей стране.

SB P. 13 Ex. 5 What postcard (photos) would you send to your foreign friend for him/her to better imagine your country or area? Explain your choice.

Упражнение 5 было задано на дом в виде мини-проекта. Каждая группа писала по своей подтеме (промежуточный контроль)

Lesson 6 Are you proud of your country?

SB P. 24 Ex. 1.2 Read through the teenagers’ opinions. What do they like about their countries? What don’t they like about their countries?

SB P. Ex. 1.4 Which of the teenagers’ ideas do you agree or disagree with?

Вся работа на уроке строилась на основе текстов упражнения 1.2. Учащиеся отвечали на вопросы к текстам и параллельно выражали отношение своей стране:

SB P. 26 Ex. 1.5 Why do teenagers think that their country is great?

thinks that …is great /good country.

Firstly,…

Secondly,…

The best thing is (that)…

SB P. 26 Ex. 3 What do you like in your country? What are you proud of? What could make your country a better place?

SB P. 26 Ex. 4 How do you feel about your country?

В упражнении даны опоры:

I love (that)…

The best thing in my country is (that)…

I can’t think of anything I hate about my country!

On the whole…

No doubt…

и т. д.

Lesson 8 What is your hometown like?

SB P. 31 Ex. 1 Учащиеся прочитали текст о Манчестере, заполнили информацией план пересказа, пересказали текст.

AB P10 Ex.1 Grammar. Read what Russian children write about their hometowns. Join the sentences with although, but, or however. Данные высказывания учащиеся смогли использовать в введении к проекту и в заключении.

SB P33 Ex 2 In your culture. Here are some facts about Moscow. Write a composition about the capital of Russia. Use the plan on p. 32, the information in the fact file and linking words.

Данное упражнение помогло составить план выступления по проекту и дало информацию учащимся, работающим по подтеме Москва.


1.2. На остальных уроках цикла работа учителя заключалась в консультировании отдельных учащихся, стимулировании их деятельности. При необходимости учащимся давались ссылки на Интернет источники, организовывалась работа после уроков в кабинете информатики.


3. Оформление результатов

На предпоследнем уроке (10) учащиеся оформляли проект, писали выступления, используя рекомендации упражнения 3 учебника стр. 35.

Here are some phrases you can use to present your project:

The title of my project is…

I’ve chosen my project because…

Im interested in

I’m keen on… и т. д.

Были также проработаны фразы, используемые при обсуждении проекта:

Can I ask a question?

Can you explain why…?

Does it mean…? и. т.д.

и для выражения мнения о проекте:

What a good/an excellent…… project!

In my opinion, ….

I’like to say…

Dont you think…? и т.д.

4. Презентация

Экспертиза проекта была организована в виде заседания «круглого стола» туристического агентства, на котором разработчики подтем проекта рассказывали, чем их города (районы и т. д.) могут быть интересны для туристов из других стран. Во время обсуждения каждой подтемы учащиеся использовали фразы из учебника со страницы 36, которые были проработаны на предыдущем уроке.


5. Рефлексия

Учащиеся оценивали свои достижения, достижения своих коллег по проекту, рассказывали, чему они научились.

При оценке проектов использовались следующие параметры:

    • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

    • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

    • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта ( при групповой работе);

    • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, новизна информации;

    • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

    • эстетика оформления результатов выполненного проекта;

    • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Следует отметить, что данный проект послужил отправной точкой для продолжения работы над темой «Достопримечательности России». В ходе обсуждения проекта один из учащихся подметил особенность, что многие города и района дают туристам одинаковые возможности для отдыха. Это навело его на мысль создать проект “Rest in Russia”, в котором были описаны виды туризма в России и оформлен красочный календарь. Данная работа заняла 3 место в районном конкурсе исследовательских и творческих работ.

4. Заключение

Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. Настоящий урок позволяет превратить занятие в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны изучаемого языка.
Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, включая в речь лингвострановедческий материал, и не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Кроме этого проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащихся, активно влияет на формирование мотивации изучения иностранного языка.
    




5. Список использованной литературы

  1. Г. К. Селевко. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Москва. НИИ Школьных технологий. 2005

  2. В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др. Английский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2011

  3. В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др. Английский язык. 8 класс: рабочая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2011










Свежие документы:  Использование метода проектов-практикумов на уроках технологии в начальных классах 3-4 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: