Статья «Языковой портфолио как инновационная форма обучения иностранному языку»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г.Урай Тюменская область














Статья «Языковой портфолио как инновационная форма

обучения иностранному языку»












подготовила:

учитель английского языка

Малюева Ирина Анатольевна












г.Урай, 2013г.

Толкование слова «портфолио»:

1. Методика портфолио как рефлексивная модель подготовки и повышения квалификации.

2. Портфолио или дневник – «это протокол (летопись) обучения, который характеризует работу обучающегося и его собственную оценку своей учебной деятельности».

3. Портфолио – «это нечто большее, чем просто папка студенческих работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся».

4. Портфолио – «это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащихся».

5. Портфолио – «это целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают усилия учащегося, его развития и достижения в одной или нескольких областях учебного плана».

6. Учебный портфолио — «это форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов УПД учащихся для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки результатов обучения и дальнейшей коррекции процесса образования».

7. Метод портфолио – «одна из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении, ориентированном на результат (практико-ориентированное обучение)

8. Языковой портфолио – «является гибким учебным средством, который может быть адаптирован практически к любой учебной ситуации, различающейся по цели обучения, возрасту обучаемых, этапу/уровню овладения ИЯ, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося и индивидуальному стилю учебной деятельности, а также используемым методам и средствам обучения».

9. Языковой портфолио – «средство оценки познавательной деятельности школьников».

Несмотря на различные подходы к определению «портфолио», которые раскрывают разные стороны использования портфолио, конечная цель работы над портфолио сводится, прежде всего, к достижению прогресса в обучении.


Актуальность темы:

Запросы современного общества вынуждают систему образования реформироваться, а, следовательно, изменяется процесс обучения. Возникают новые формы обучения, контроля и самоконтроля учащихся. Одним из них является языковой портфель.

Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт результат учебной деятельности обучаемого по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает обучаемому и преподавателю возможность по результату продукту учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и иноязычной культуры, динамику овладения изучаемым предметом в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области.


Основная часть

1. «Языковой портфель» как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе»

Языковой портфель — замечательная методика, придающая осознанность, управляемость и целенаправленность процессу обучения. Это технология, фиксирующая причинно-следственные связи между этапами изучения иностранного языка, это способ проведения рефлексии текущей учебной работы, подготовки и обоснования будущей. Принимая непосредственное участие в планировании учебного процесса и оценке результатов собственной деятельности, дети помогают педагогу лучше спланировать процесс обучения.

Дети должны воспринимать работу с языковым портфелем в этом возрасте как игру, постепенно и незаметно для себя приучаясь к анализу своих действий и своей языковой ситуации, что в дальнейшем будет способствовать развитию навыков рефлексии и определению целей в изучении иностранного языка и путей их достижения.

Свежие документы:  Урок английского языка в 7 классе «Визит в Британию»

Языковой портфель рассматривается в современной концепции обучения, как важнейший инструмент формирования автономности обучаемого. В основу идеи разработки языкового портфеля заложено соотнесение российской системы требований к уровням владения иностранным языком с общеевропейскими системами, что является шагом, ведущим к созданию единого общеевропейского образовательного пространства.

Суть новой идеологии в изучении иностранных языков состоит в переориентации учебного процесса с преподавателя на обучаемого, который в полной мере осознаёт ответственность за результаты собственной деятельности. Это постепенно формирует у него навыки самостоятельного, автономного от учителя, овладения приёмами способами труда, с целью непрерывного языкового образования, которое он сможет осуществлять в течение всей своей последующей жизни.

Эффективность языкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки, используемыми в языковой области. Это обеспечивается представленными в языковом портфеле реальными учебными задачами и продуктами креативной учебной деятельности, четкими осознаваемыми обучаемыми критериями оценки, обобщением эффективного личного опыта изучения иностранного языка. Такая форма самооценки способствует актуализации у обучаемых мотивации, связанной с отражением реальных результатов учебной деятельности.

Отметим, что одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, со стандартизированными тестами, которые дают “разовую оценку”, является возможность для обучаемого самостоятельно определить свою динамику уровня владения языком, как бы “заглянуть в себя” и получить отражение своих способностей, умений, прогресса в изучении языка.

Как показывают результаты апробации языкового портфеля, его особое педагогическое значение как учебного средства состоит в том, что оно направлено на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком. В данном случае создаются оптимальные условия для формирования учебной компетенции обучаемого в области изучения языка и развития его продуктивной учебной деятельности. В силу этого формируются соответствующие учебные стратегии и умения, необходимые для эффективной самостоятельной работы при изучении иностранного языка. В определенной степени это можно соотнести с составлением своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство, в отличие от видов работы, стимулирующих иноязычное речевое общение, создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность и личную ответственность за ход учебного процесса: «Я могу это делать» – «Мне это удается» — «Это моя цель».

Опыт использования языкового портфеля в обучении иностранному языку в школах России показывает, что в процессе работы обучаемый в известном смысле «открывает себя», точнее понимая реальные цели речевого общения.

Технология «языковой портфель» реализует инновационный подход к учебному процессу и является важным фактором развития способностей самостоятельной работы. При преподавании иностранного языка в школе, технологию “языковой портфель” можно рассматривать как инновационную, общеучебную технологию, основанную на развитии способности к самооценке. Подчеркнем, что технология «языковой портфель», кроме того, обеспечивает способность и готовность обучаемого к самостоятельному автономному изучению языка на протяжении всей жизни и создает условия для непрерывного самостоятельного языкового образования.

Свежие документы:  Урок для 3 класса на тему «В ГОСТЯХ У МЕДВЕЖОНКА БИЛЛИ (FOOD)»


2. Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика

Традиционная система контроля, направленная на оценивание предметных знаний, отмечается низкой информативностью выставляемых в журнал отметок. И не случайно в структуре образовательной компетенции выделен оценочный компонент, что связано с необходимостью формирования способности школьника к оценке своей деятельности, своей личности в целом и своей коммуникации с другими людьми как механизма саморазвития. Здесь огромную помощь может оказать «языковой портфель» – новая современная технология в образовательном процессе. Портфолио – нечто большее, чем альтернативный способ оценивания или собирания работ учащихся. Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен» Для учителя английского языка «языковой портфель» — это инструмент развития навыка самооценки ученика. Педагогическая философия портфолио предполагает, прежде всего, смещение акцента с того, что ты не знаешь и не умеешь, на то, что ты знаешь и умеешь по данной теме, разделу, предмету. Основная цель ведения портфолио – это развитие у учащихся навыков рефлексии по поводу проделанной работы, т.е это формирование способности учащегося к самостоятельной оценке своего уровня владения языком в сопоставлении с европейскими нормами.

Языковой портфель осуществляет поддержку и повышение мотивации на всех этапах обучения и усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, т.е. обеспечивает развитие «способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию и с его помощью, к использованию иностранного языка в других областях знаний». А это значит, что Языковой Портфель направлен на формирование интереса ребенка к познавательной деятельности, т.е. на овладение экзистенциональной компетенцией. В рамках данного компонента образовательной компетенции осуществляется важнейшая задача воспитания, определенная в Концепции модернизации образования.

Языковой портфель является собственностью учащегося и служит средством не формального оценивания достижений учащихся по предмету, повышает мотивацию учащихся, учит их аккуратно вести записи. Языковой портфель это и способ фиксирования, накопления и оценки своих индивидуальных достижений в определенный период обучения, и коллекция своих работ и результатов, которые демонстрируют их усилия, прогресс и достижения.


3. Языковой портфель ученика как средство самооценки своей познавательной деятельности

Развитие современной педагогической науки характеризуется повышенным вниманием к формированию личности учащегося, созданием условий наиболее полной реализации ее потенциала. Языковой портфель — это средство обучения иностранным языкам является одним из самых современных и перспективных, что и обусловливает интерес к проблеме изучения и внедрения его в практику как средства рефлексивного обучения иностранным языкам.

Комплект документов самостоятельных работ учащегося состоит из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье. Это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Особую актуальность приобретает электронный языковой портфель ученика. В основе построения электронного языкового портфеля лежит деятельностный подход. В нем устанавливается взаимосвязь между пользователем и изучением языка. Деятельностный подход позволяет учитывать весь диапазон личностных характеристик человека как субъекта социальной деятельности, в первую очередь когнитивные, эмоциональные и волевые ресурсы.

Свежие документы:  Учитесь властвовать собой, 7-9 класс

В досье ученики отмечают важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это- «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку. При этом школьники могут руководствоваться следующими критериями, которые были определены в ходе их совместного обсуждения:

  • Мне было интересно делать это задание.

  • Мне проект нравится.

  • Мои одноклассники считают, что он хороший.

  • Мой проект показывает, что я…

  • Мой учитель посоветовал не.

  • Он интересный.

  • Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка.

  • Я думаю, мой проект красивый.

  • Я красиво написал.

  • Я многое узнал, выполняя это задание.

В конце каждой учебной четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов. Рефлексия включает оценочные страницы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле. Ученики пишут рефлексию к каждому проекту в портфолио.

Учащийся определяет свой уровень владения языком по таблице самооценки. Он внимательно изучает описание коммуникативных умений в листах самооценки, а затем отмечает те умения, которыми он, по его мнению, уже овладел, и те, которыми ему предстоит овладеть. Учитель помогает учащемуся увидеть свои достижения и наметить пути устранения недостатков.

В досье учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками. Это могут быть работы, выполненные на уроке, дома, на внеклассных занятиях, дипломы, сертификаты, свидетельства, подтверждающие достижения пользователя портфеля в изучении языка. Отбор может проводиться в течение одного года или одной четверти на протяжении всех лет обучения. Портфель или отдельные страницы предваряются комментарием ученика. Каждая работа также сопровождается кратким пояснением ученика. Главное в такой работе — самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования.

Периодически по истечении намеченного отрезка времени, отводимого на досье, ученик проводит компьютерную презентацию в классе, в группе, на родительском собрании, где показывает свои продвижения, доказывает , что его самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группой экспертов. Таким образом, концепция электронного языкового портфеля дает возможность расширить рамки учебного процесса за счет включения в систему оценки достижений учащихся в освоении современных компьютерных технологий.

Заключение

Результат работы:

Итогом работы стало создание страниц электронного портфолио, разработка структуры портфолио.

Приложение

Содержание портфолио

1. About Me

2. My Language Passport

3. My Language Biography

Now I can!

My English

My Test Results

4. Dossier

5. Приложение

Мои учебные работы

Конкурсные проекты, работы

Полезные сайты

Это интересно





Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://study-english.info/article079.php

2. https://festival.1september.ru

3. https://pedsovet.su

4. https://files.krsnet.ru

5. https://englishteachers.ru

6. https://rusnauka.com





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: