Учебный текст через призму проблемной ситуации


Бюджетное учреждение колледж-интернат

«Центр искусств для одаренных детей Севера»,

г. Ханты-Мансийск







Учебный текст через призму проблемной ситуации








подготовила

учитель английского языка

Куликова Ольга Владимировна












г. Ханты-Мансийск

2014


Использование методов обучения, основой которых является продуктивная познавательная деятельность, способствует успешному усвоению учащимися знаний и их умственному развитию, что является одним из необходимых условий подготовки школьников к самообразованию. Активный характер познавательная деятельность приобретает в условиях проблемного обучения, основой которого является поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения обобщать и анализировать, отслеживать и оценивать результаты своей деятельности. Активное мышление начинается с возникновением проблемной ситуации. Под проблемной ситуацией подразумевается весь комплекс условий, необходимый для возникновения проблемы и решения проблемной задачи, а под проблемой — противоречие, требующее разрешения или исследования. Основное отличие проблемной задачи от обычной заключается в наличии противоречия между имеющимися у учащихся знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи. Либо этих знаний недостаточно для решения, и способы выполнения учащимся неизвестны, либо имеющиеся знания вступают в противоречие с требованиями задачи. Преодоление этого противоречия, поиски способа решения проблемной задачи требуют применения на практике имеющихся умений и навыков, дают учащимся новые знания, мобилизуют познавательную активность, развивают творческие способности.

Существует два типа проблемных ситуаций: педагогическая и психологическая. Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность и другие отличительные качества объекта познания.

Психологическая проблемная ситуация — это поисковая деятельность сознания учащегося, состояние психологического дискомфорта, предваряющего процесс поиска ответов и решений. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

Постановка педагогом проблемной ситуации направлена на появления у учащихся вопроса.

Затем начинается активный поиск ответа на него, осознание существующего противоречия. Учащиеся выдвигают и проверяют различные идеи и гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

Далее учащиеся переходят к решению, разрабатывая план действий, при этом в сознании учащихся образуются новые знания, приобретаются новые умения и навыки.

Важной частью проблемного обучения является  реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта и отслеживание (прогнозирование) отдаленных результатов обучения.

Проблемные ситуации могут использоваться в обучении разным видам речевой деятельности, в частности чтению. Практически каждый текст современного учебника содержит в себе скрытую или явную проблему. Мастерство учителя и заключается в том, чтобы не просто дать задание прочитать и перевести учебный текст, но и побудить учащихся разглядеть в нем некую проблему и попытаться ее решить, используя при этом уже имеющиеся знания, умения и навыки и приобретая новые. Продуктом такой работы с текстом может стать самостоятельное высказывание, схема, таблица, стенгазета, презентация.

Свежие документы:  Использование технологии развития критического мышления на уроках географии

На разных этапах учебной деятельности, в классах с различным уровнем подготовки и с разными способностями к усвоению новых знаний применяются разные уровни проблемного обучения:

— проблемную задачу формулирует педагог и решает ее вместе с учащимися (учащиеся усваивают образец умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполняют упражнения воспроизводящего характера, а затем применяют усвоенные знания в новой ситуации и участвуют в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы).

проблемную задачу на основе текста формулирует учитель, а решают ее ученики (обучаемые самостоятельно работают по тексту учебника, применяют усвоенные знания в новой ситуации).

учащиеся сами распознают в тексте проблему, формулируют проблемную задачу и самостоятельно решают ее (учащиеся выполняют работу, требующую творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, делают самостоятельные выводы и обобщения).

При обучении чтению средствами иностранного языка противоречие может быть создано учителем при помощи специальной обработки текста: удаления некоторых его кусков, привлечения наглядности, не полностью совпадающей с содержанием текста, столкновения нескольких текстов, представляющих различные точки зрения на проблему и т.д. Можно предложить рассмотреть событие, описанное в тексте или статье с позиций разных людей (возможно, участников этих событий). Проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками также стимулируют мыслительную активность и требуют актуализации знаний.

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимо уметь грамотно создать проблемную ситуацию и обладать набором средств (речевых умений и навыков, наглядности, мультимедийных средств обучения) для разрешения этой ситуации. Для поддержания интереса и активности учащихся необходим отбор и использование самых актуальных задач (проблем), важное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка. Умело подобранный учебный текст, отрывок из художественного произведения, статья из газеты могут стать важным средством изучения иностранного языка, особенно если преподаватель рассматривает чтение через призму проблемного обучения.









Список использованной литературы


1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. —

М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.

2. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2001.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Методические основы создания проблемных ситуаций на уроках английского языка

Международный образовательный портал — Мир учителя

https://worldteacher.ru/

2. Применение технологии проблемного обучения на уроках английского языка Открытый класс

Свежие документы:  "Использование здоровьесберегающих технологий как способ формирования адаптивной среды на уроках английского языка"

https://www.openclass.ru/







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Английский язык: