Авторская разработка «Алгоритм решения генетических задач(моногибридное скрещивание)»



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 3












Авторская разработка


Алгоритм решения задач по генетике

(моногибридное скрещивание)


подготовила

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Лаппо Валентина Михайловна






















Г.Сортавала 2014г.


Научить ребят решать задачи по генетике не так уж и сложно. Я стараюсь выработать на первых этапах четкое выполнение действий по алгоритму. В дальнейшем можно будет решать и более сложные задачи, но сначала ученик должен отработать навыки четкой записи решения задачи.

Моногибридное скрещивание включает анализ наследования признаков, определяемых одной парой генов. Аллельные гены локализуются в идентичных участках гомологичных хромосом. Для успешного решения этих задач необходимо знание законов Г. Менделя, понятий аллель, гомозигота, гетерозигота, возвратное и анализирующее скрещивание.

При скрещивании гибридов первого поколения между собой во втором поколении происходит расщепление в отношении 3 : 1 по фенотипу и 1АА : 2 Аа : 1 аа по генотипу. Появление рецессивного признака во втором поколении указывает на то, что наследуются не сами признаки, а гены, их определяющие.

Алгоритм решения задачи

1. Запишем объект исследования и обозначение генов.

Объект Ген Признак

2. Определим возможные генотипы и фенотипы.

3. Определим генотипы родителей, типы гамет.

4. Запишем схему скрещивания.

5.Заполним решетку Пеннета.

6. Проанализируем результаты и ответим на вопросы.


Задача. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткие, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

  1. Сколько типов гамет образуется у женщины?

  2. Сколько типов гамет образуется у мужчины?

  3. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами (в % ) ?

  4. Сколько разных генотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

  5. Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

Решение.

1.Запишем объект исследования и обозначения генов:

Объект

Ген

Признак

Длина ресниц человека

А

Длинные

а

короткие


2.Определяем возможные генотипы и фенотипы.


Генотип

Фенотип

АА

Длинные ресницы

аа

Короткие ресницы

Аа

Длинные ресницы


3.Определяем генотипы родителей.

Женщина имеет длинные ресницы, следовательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел короткие ресницы, значит его генотип аа. Каждый организм из пары аллельных генов получает один ген от отца, другой от матери, значит, генотип женщины – Аа. Генотип ее супруга аа, так как он с короткими ресницами.

4.Запишем схему брака.


Р Аа х аа


G А а а

F1 генотип Аа : аа

фенотип длинные короткие

ресницы ресницы


5.Заполним решетку Пеннета


А а

1 а

12 А

12 Аа (длинные)

12 а

12 аа ( короткие)


6.Проанализируем результаты.

Расщепление по генотипу: 12 Аа: 12 аа, или 1Аа : 1 аа, или 1:1

Расщепление по фенотипу: 50% длинные ресницы: 50% короткие ресницы

Ответы на вопросы.

  1. 2 типа гамет

  2. 1 тип гамет

  3. 50%

  4. 2 (гетерозиготы и гомозиготы)

  5. 2 (с короткими и длинными ресницами)


Использованная литература:

А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». 9 класс Дрофа, Москва 2001г.

В.В. Пасечник, Г.Г.Швецов «Биология. Рабочая тетрадь. 10-11 класс.» Москва, Дрофа,2011г.

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Кинематика"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: