к учебнику :А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию.


РАЗДЕЛ I Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

  • Образовательная программа Донсковской ООШ филиала МБОУ СОШ № 6

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Программа курса биологии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.В.Пасечник), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010г

Цели изучения курса

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • • иcпользованиеприобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

РАЗДЕЛII Общая характеристика предмета

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику:А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», 2009. .

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2013. – 123 с В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Межпредметные связи с курсом истории, химии, физики

В качестве ценностных ориентиров ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

•ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

•ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:

•уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

•понимание необходимости здорового образа жизни;

•осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

•развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

•развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Нравственные ценности — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Эстетические ценности предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы

. Обоснование части программы, формируемой участниками образовательного процесса

В рабочей программе произошло перепланирование времени изучения отдельных понятий теории: сокращены часы на изучение темы: «Экосистемный уровень» (8/7), так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные», а также в теме «Биосферный уровень»(4/3), т.к материал о экологических кризисах перенесен в раздел» популяционно-видовой» в тему «Экология как наука.». В теме «Возникновение и развитие жизни не запланирована экскурсия в краеведческий музей или геологическое обнажение из-за отсутствия возможности.

РАЗДЕЛ III Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия можно более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен)

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Предмет биологии входит в образовательную область «Естествознание». Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год ,при 2 часе в неделю.

Тип программы: типовая, базового уровня.


Тематическое планирование









РАЗДЕЛ IV СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Сроки изучения

Контрольная работа,

Лабораторная работа,

экскурсия

1.

Введение.

2

3.09, 5.09



2.

Молекулярный уровень.

10

10.09-10.10

К.р. № 1


3.

Клеточный уровень.

15

15.10-10.12

К.р. № 2

Л.р. № 1

4.

Организменный уровень.

14

12.12 – 11.02

К.р. № 3

Л.р. № 2

5.

Популяционно-видовой уровень.

3

13.02.-20.02


Л.р. № 3

6.

Экосистемный уровень.

7

25.02-18.03

К.р. № 4

Экскурсия1


7.

Биосферный уровень.

3

20.03-3.04



8.

Эволюция.

7

8.04-29.04

К.р. № 5

Экскурсия 2

9.

Возникновение и развитие жизни.

7

6.05-22.05

К.р.№6

Л.р. № 4


ИТОГО

68


6

Л.р-4; Экскурсии-2

)

введение (2 часа

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологиче­ской науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы(54 часа)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации

модели клетки

микропрепараты митоза в клетках корешков лука

микропрепараты хромосом

модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток

расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках

Лабораторная работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрации

микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных

Лабораторная работа

Выявление изменчивости организмов.

Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрации

гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных

Лабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида.

Тема 1.5.Экосистемный уровень (7 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрации

коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах; модели экосистем

типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

агроэкосистема.

Экскурсия Биогеоценоз.

Тема 1.6.Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрации

модели-аппликации «Биосфера и человек»

РАЗДЕЛ 2

Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрации

живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора

Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни(7 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрации

окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели

  • Лабораторная работа

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

.

РАЗДЕЛ V ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Раздел программы

Основное содержание темы

Виды деятельности ученика

введение

.


Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред­ставления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека

эвристическая беседа;

— демонстрационный эксперимент;

— лабораторный эксперимент;

— эксперимент-исследование;

— практические работы по изучению

— биологические диктант;

А так же используется:

•работа с различными источниками информации: Интернет-ресурсами, научной литературой по предмету, энциклопедиями, учебником;

•самостоятельные работы по тестам, приближенным к заданиям базового уровня ЕГЭ;

•работа по дифференцированным заданиям карточек;

•создание и защита различных видов творческих работ

Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учеб­ную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.


Уровни организации живой природы

Тема 1.1. Молекулярный уровень

.

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы

Тема 1.2.Клеточный уровень


Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации модели клетки микропрепараты митоза в клетках корешков лука микропрепараты хромосом модели-аппликации, иллюстрирующие

деление клеток расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клеткахЛабораторная работа Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом

Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)


Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Демонстрации микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных

Лабораторная работа Выявление изменчивости организмов

Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень


Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы .Демонстрации гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животныхЛабораторная работа

Изучение морфологического критерия вида

Тема 1.5.Экосистемный уровень


Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Демонстрации коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах; модели экосистем типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)

агроэкосистема.■ Экскурсия Биогеоценоз.

Тема 1.6.Биосферный уровень


Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.Демонстрации

модели-аппликации «Биосфера и человек

Эволюция

.

.



Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрации живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.Экскурсия

Причины многообразия видов в природе

Возникновение и развитие жизни


Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрации окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели

  • Лабораторная работа Изучение палеонтологических доказательств эволюции.


РАЗДЕЛ VI Календарно-тематическое планирование

п/п


дата

тема раздела, темы уроков

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся




ВВЕДЕНИЕ

2




3.09


Биология – наука о жизни.

Методы исследования в биологии.

.1

. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «биохимия», «радиобиология», «космическая биология». Характеризуют биологию как науку о живой природе. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Приводят примеры профессий, связанных с биологией. Беседуют с окружающими (родственниками, знакомыми, сверстниками) о профессиях, связанных с биологией. Готовят презентации о профессиях, связанных с биологией, используя компьютерные технологии. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «экспермент», «гипотеза», «закон», «теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования

Знать цели и задачи курса, место предметав системе естественных наук, методы исследования в биологии. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать



5.09

Сущность жизни и свойства живого.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы» ,«обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением понятия «жизнь». Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы.

Уметь объяснять основные свойства живого как результат эволюции жизни на Земле. Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы.





УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ










Тема 1.1 Молекулярный уровень

10




10.09

.

Общая характеристика. Неорганические

вещества.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «органические вещества», «белки», «нуклеиновые кислоты», «углеводы», «жиры (липиды)», «биополимеры», «мономеры». Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. Анализируют текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей

Уметь характеризовать УОЖ, молекулярный уровень, неорганические вещества. Уметь объяснять качественный скачок от неживой к живой природе. Уметь конспектировать, формулировать выводы







12.09

Углеводы..


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «углеводы, или сахариды», «моносахариды», «дисахариды», «полисахариды», «рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза», «фруктоза», «галактоза», «сахароза», «мальтоза», «лактоза», «крахмал», «гликоген», «хитин». Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль.

Знать характеристику какие углеводы входят в состав живых организмов, их функции. Приводить примеры. Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.



17.09

Липиды

1

Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «липиды», «жиры», «гормоны», «энергетическая функция липидов», «запасающая функция липидов», «защитная функция липидов», «строительная функция липидов», «регуляторная функция липидов». Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Устанавливают причинно следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры липидов, входящих в состав организмов, места их локализации и биологическую роль. Обсуждают в классе проблемы накопления жиров организмами в целях установления причинно следственных связей в природе

Знать характеристику какие Липиды входят в состав живых организмов, их функции. Приводить примеры Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий. Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.



19.09

Белки. Состав и строение.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «белки, или протеины», «простые и сложные белки,«аминокислоты», «полипептид», «первичная структура », «вторичная структура », «третичная структура », «четвертичная структура белков». Характеризуют состав и строение молекул белков, причины возможного нарушения природной структуры (денатурации) белков. Приводят примеры денатурации белков.

Уметь объяснять состав и строение белков. Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий




24.09

Функции белков.

.


1

Устанавливают причинно следственные связи между химическим строением свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли.

Знать функции белков, приводить примеры.. Пользоваться исследовательскими умениями объяснять понятия.




26.09

Нуклеиновые кислоты.

1

.Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «нуклеиновая кислота», «дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая кислота, или РНК», «азотистые основания», «аденин», «гуанин», «цитозин», «тимин», урацил», «комплементарность», «транспортная РНК (тРНК)», «рибосомальная РНК (рРНК)», «информационная РНК иРНК)», «нуклеотид», «двойная спираль ДНК». Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примерынуклеиновых кислот, входящих в состав организмов, мест их локализации и биологической роли. Составляют план параграфа учебника. Решают биологические задачи (на математический расчёт; на применение принципа комплементарности)

Знать особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот. Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий.





1.10

АТФ м другие органические

соединения клетки.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аденозинтрифосфат (АТФ)», «аденозиндифосфат (АДФ)», «аденозинмонофосфат (АМФ)», «макроэргическая связь», «жирорастворимые витамины», «водорастворимые витамины». Характеризуют состав и строение молекулы АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека (в том числе с использованием компьютерных технологий). Обсуждают результаты работы с одноклассниками

Знать особенности строения и функционирования АТФ. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий




3.10

Биологические

катализаторы

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования.

Описывать, объяснять сущность опытов .Пользоваться исследовательскими умениями ,объяснять понятия



8.10

Вирусы.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов.

Знать особенности строения вирусов,жизненный цикл. Уметь работать с дополнительной литературой, рецензировать ответы




10.10

Контрольно-обобщающий урок по теме» Молекулярный уровень»

1

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).

давать определения терминам. Называть многомолекулярный комплексные системы, перечислять их свойства и значения. характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства и значения




Тема 1.2 Клеточный уровень

15




15.10

Основные положения клеточной теории.

1

Лабораторная работа «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом»

называют фамилии ученых- микроскопистов, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории. характеризуют основные положения клеточной теории. Проводить строение прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии.

Знать и уметь объяснять основные положения клеточной теории..

Уметь работать с микроскопом Пользоваться исследовательскими умениями, проводить описание биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы

17.10

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.


1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «клеточная мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют и сравнивают процессы фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают особенности строения частей и органоидов клетки. Устанавливают причинно следственные связи между строением клетки и осуществлением ею процессов фагоцитоза, строением и функциями клеточной мембраны. Составляют план параграфа.

Знать особенности строения и функционирования клеточных мембран.Уметь конспектировать, формулировать выводы



22.10

Ядро.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «гаметы», «ядрышко», «анаэробы», «споры». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе.

Характеризуют особенности строения клеток прокариот и эукариот. Сравнивают особенности строения клеток с целью выявления сходства и различий.

Знать особенности строения и функционирования клеточного ядра. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий



24.10

Органоиды клетки.

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазматическая сеть», «рибосомы», «комплекс Гольджи». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)

Знать особенности строения и

Функционирования клеточных органоидов.



29.10

Органоиды клетки. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «лизосомы» «митхондрии», «кристы», пластиды», «лейкопласты», «хлоропласты», «хромопласты», «граны». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника (смысловое чтение)

Знать особенности строения и функционирования клеточных органоидов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь раскрывать

содержание основных биологических понятий.


31.10

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клеточный центр», «цитоскелет», «микротрубочки», «центриоли», «веретено деления», «реснички», «жгутики», «клеточные включения». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, её органоидов и выполняемых ими функций.

Знать особенности строения и функционирования клеточных органоидов. Уметь конспектировать, формулировать выводы




12.11

Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

1

Дают сравнительную характеристику прокариот и эукариот, выделяют признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объясняют роль спор в жизни прокариот

Знать особенности строения прокариотической клетки,ее отличие от эукариотической, уметь сравнивать их. Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. Проводить сравнение.


14.11

Ассимиляция и диссимиляция.

Метаболизм.


1

Дают определения терминам. Перечисляют основные процессы метаболизма характеризуют обмен веществ и превращение энергии. Объясняют взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции образования АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризуют обмен веществ и превращение энергии как процессы составляющие основу жизнедеятельности клетки.

Уметь объяснять что такое ассимиляция и диссимиляция. Уметь раскрыватьсодержание основных биологических понятий.



19.11

Энергетический обмен в клетке.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. Сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания

Знать основные этапы энергетического обмена в клетке. Проводить сравнение.



21.11

Питание клетки.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «автотрофы», «гетеротрофы», «фототрофы», «хемотрофы», «сапрофиты», «паразиты», «голозойное питание». Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение)

Знать особенности питания автотрофов и гетеротрофов. Уметь конспектировать, формулировать выводы .Сравнивать, приводить примеры



26.11

Фотосинтез и хемосинтез.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «световая фаза фотосинтеза», «темновая фаза фотосинтеза», «фотолиз воды», «хемосинтез», «хемотрофы», «нитрифицирующие бактерии». Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют темновую и световую фазы фотосинтеза по схеме, приведённой в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчётные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале

Уметь объяснять значение фотосинтеза, знать особенности световой и темновой фазы фотосинтеза. Объяснять, что такое хемосинтез. Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы. Пользоваться компьютерным источником информации



28.11

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ген», «генетический код», «триплет», «кодон», «транскрипция», «антикодон. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции.

Знать основные этапы синтеза белков. Объяснять, что такое генетический код. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы.


3.12

Синтез белков в клетке Т-РНК. Трансляция

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «трансляция», «полисома». Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода.

Знать основные этапы синтеза белков. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: Уметь работать

терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы



5.12

Деление клетки. Митоз.


Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно следственные связи между продолжительностью деления клетки и продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки.

Знать основные фазы жизненного

цикла клетки, уметь объяснять биологическое значение митоза. Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий.




10.12

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточный уровень»

1

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).

знать термины, называть органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в химический состав клеток, перечислять типы питания, фазы митоза. характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных), описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетические и пластические обмены), сущность митоза. Приводить примеры показывать взаимосвязь строения и функции.




Тема 1.3 Организменный уровень.

14




12.12

Бесполое размножение организмов.

1

Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «размножение организмов», «бесполое рамножение», «почкование», «деление тела», «споры», «вегетативное размножение». Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым

Знать способы размножения организмов, характеризовать бесполое размножение. Уметь работать терминами, текстом учебника, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии


17.12

Половое размножение организмов. Оплодотворение.

1

Определяют понятия, формируемые

в ходе изучения темы: «гаметогенез», «период размножения», «период роста», «период созревания», «мейоз I», «мейоз II», «конъюгация», «кроссинговер», «направительные тельца», «оплодотворение», «зигота». Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность мейоза и оплодотворения

Уметь характеризовать половое размножение, знать сущность мейоза, оплодотворения, их

значение. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать.



19.12

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетические закон.

1

. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «онтогенез», «эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез)», «постэмбриональный период онтогенеза», «прямое развитие», «непрямое развитие», «закон зародышевого сходства», «биогенетический закон», филогенез». Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. Объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием

Уметь объяснять процесс развития живых организмов как результат реализации наследственной информации. Уметь работать терминами, текстом учебника, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии



24.12

Закономерности наследования

признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гибридологический метод», «чистые линии», «моногибридные скрещивания», «аллельные гены», «гомозиготные и гетерозиготные организмы», «доминантные и рецессивные признаки», «расщепление», «закон чистоты гамет». Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г. Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей

наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание

Знать сущность закономерностей

наследования, установленные

Г.Менделем. Проводить самостоятельный поиск биологической информации. Уметь раскрывать

содержание основных биологических понятий



26.12

Неполное доминирование. Генотип

и фенотип. Анализирующее

скрещивание.

1

. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «генотип», «фенотип», «анализирующее скрещивание». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании

Знать и уметь раскрывать основные понятия генетики.

Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать


14.01

Дигибридное скрещивание. Закон

независимого наследования признаков.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание», «решётка Пеннета». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решётки Пеннета. Решают задачи на дигибридное

скрещивание

Знать сущность дигибридного

скрещивания.Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи. Уметь работать терминами, текстом учебника, Пользоваться компьютерным источником информации.


16.01

Сцепленное наследование признаков.Закон Т. Моргана. Перекрест.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «сцепленное наследование», «локус гена»,». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков. Составляют схемы скрещивания.

Уметь объяснять почему иногда не соблюдается закон независимого наследования признаков.

Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий


21.01

Взаимодействие генов.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы «взаимодействие генов», «кодоминирование», «эпистаз .Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков. Составляют схемы скрещивания

Уметь раскрывать сущность

взаимодействия генов, приводить примеры .Уметь записывать схемы скрещивания, решать элементарный генетические задачи. Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации, уметь раскрывать содержание основных

биологических понятий


23.01

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. Устанавливают причинно следственные связи на примере зависимости развития пола особи от её хромосомного набора. Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом

Уметь объяснять механизм генетического определения пола сцепленного наследования

Уметь работать с дополнительной

литературой.Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.


28.01

Закономерности изменчивости:

модификационная изменчивость.

Норма реакции.

1

.Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов»

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. Приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции

Знать сущность модификационной изменчивости, уметь пояснять, что такое норма реакции. Объяснять причины наследственности и изменчивости. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать



30.01

Закономерности изменчивости:

мутационная изменчивость.

1.

Определяют понятия, формируемыев ходе изучения темы: «генные мутации», «хромосомные мутации», «геномные мутации», «утрата», «делеция», «дупликация», «инверсия», «синдром Дауна», «полиплоидия», «колхицин», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. Сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов

Знать сущность мутационной

изменчивости, причины мутаций.

Уметь конспектировать,

формулировать выводы


4.02

Основы селекции. Работы Н.И.

Вавилова.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «селекция», «гибридизация», «массовый отбор», «индивидуальный отбор», «чистые линии», «близкородственное скрещивание», «гетерозис», «межвидовая гибридизация», «искусственный мутагенез», «биотехнология», «антибиотики».

знать центры многообразия и происхождения культурных растений, уметь объяснять закон

гомологических рядов наследственной изменчивости. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать.


6.02

Основные методы селекции растений,животных, микроорганизмов.

.1

Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор

Уметь называть основные методы селекции растений,

животных и микроорганизмов.

проводить самостоятельный поиск биологической информации.Уметь конспектировать,формулировать выводы


11.02

Урок обобщения по теме:

«Организменный уровень».


1

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).

давать определения терминам.

характеризовать биологическую сущность мейоза, задачи селекции, знать законы наследственности, приспособленности организмов к среде обитания.




Тема 1.4 Популяционно-видовой

уровень


3





13.02

Критерии вида.


1

.Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида».

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид», «морфологический критерий вида», «физиологический критерий вида», «генетический критерий вида», «экологический критерий вида», «географический критерий вида», «исторический критерий вида», «ареал», «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества». Дают характеристику

критериев вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции в поддержании целостности вида.


Уметь объяснять что такое биологический вид, каковы критерия

вида, его структура. Уметь проводить описание биологических объектов, проводить сравнение, формулировать выводы



18.02

Популяции.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяция», «свойства популяций», «биотические сообщества». Дают характеристику критериев вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций.

Уметь объяснять понятие «популяция», ее «демографические»

показатели. Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий


20.02

Экология как наука. Экологические факторы Экологические кризисы

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «абиотические экологические факторы», «биотические экологические факторы», «антропогенные экологические факторы», «экологические условия», «вторичные климатические факторы». Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. Обсуждают экологические проблемы своего края.

. Знать экологические факторы, экологические условия. Понимать причины экологического кризиса на земле .Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий. Уметь работать с

дополнительной литературой





Тема 1.5 Биогеоценотический

(экосистемный уровень)


7






25.02

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество», «биоценоз», «экосистема», «биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему

Уметь различать понятия «биоценоз»,«биогеоценоз»,«экосистема». Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий Пользоваться компьютерным источником информации.


27.02

Состав и структура сообщества.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «видовое разнообразие», «видовой состав» «редкие виды», вды средообразователи». Анализируют структуру биотических сообществ по схеме. Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ.

Знать состав, свойства и структуру экосистем, на практике

использовать полученные знания для охраны природы. Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы.



4.03

Цепи питания

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы «продуценты», «консументы», «редуценты», «ярусность», «редкие виды», «виды средообразователи». Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях

Знать трофическая структура сообщества. Уметь составлять цепи питания


6.03

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

.1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «пирамида численности и биомассы». Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей

Уметь объяснять сущность пирамиды численности и биомассы.

Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.


11.03

Продуктивность сообщества.

1

Определяют понятия: «продуктивность», «чистая продукция», «первичная и вторичная продукции».Решают экологические задачи на применение экологических закономерностей.

Уметь пояснять, что такое продуктивность, продукция. Уметь конспектировать,формулировать выводы


13.03

Саморазвитие экосистемы.

1

Экскурсия в биогеоценоз

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «равновесие», «первичная сукцессия», «вторичная сукцессия». Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают

первичную и вторичную сукцессии.

Разрабатывают план урока экскурсии Выполняют практические задания в ходе экскурсии, работая в группах

Знать процессы саморазвития экосистем, уметь объяснять термин «сукцессия» и ее

значение. Соблюдать правила поведения в природе. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, Уметь работать терминами, текстом учебника, составлять обобщающие таблицы.


18.03

Урок обобщения по теме: (экосистемный уровень

.1

. Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).

давать определения терминам.

характеризовать биологическую сущность, знать законы наследственности, приспособленности организмов к среде обитания.




Тема 1.6 Биосферный уровень

3




20.03

Биосфера. Среды жизни.

1

Определяют понятия: «биосфера», «водная среда», «наземно воздушная среда», «почва», «организмы как среда обитания», «механическое воздействие», «физико химическое воздествие», «перемещение вещества», «гумус», «фильтрация». Характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Приводят примеры воздействия живых организмов на различные среды жизни

Знать понятие биосферы, жизненные среды. Уметь раскрывать

содержание основных биологических понятий




1.04

Средообразующая деятельность

организмов.

1

Определяют понятия: «средообразующая деятельность», «круговорот веществ».

Знать о средообразующей роли живых организмов, в чем проявляется воздействие живых организмов на среду обитания, их виды. Уметь конспектировать,

формулировать выводы.


3.04

Круговорот веществ в биосфере.


1

. Определяют понятия: «биогеохимический цикл», «биогенные (питательные) вещества», «микротрофные вещества», «макротрофные вещества», «микроэлементы». Характеризуют основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника. Устанавливают причинно следственные связи между биомассой (продуктивностью) вида и его значением в поддержании функционирования сообщества

Знать какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов. Уметь раскрывать содержание основных биологических понятий


.




Раздел 2ОСНОВЫ УЧЕНИЯ

ОБ ЭВОЛЮЦИИ


7





8.04

Развитие эволюционного учения

Ч. Дарвина.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный

отбор», «синтетическая теория эволюции». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж. Б. Ламарка и основные положения учения Ч. Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч. Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч. Дарвине, в том числе с использованием компьютерных технологий. Работают с Интернетом как с источником информации

Уметь объяснять основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Уметь конспектировать,

формулировать выводы



10.04

Изменчивость организмов.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный

отбор», «генотип», «генофонд», «фенотип». Работают с Интернетом как с источником информации

Уметь объяснять и приводить примеры наследственной и

ненаследственной изменчивости выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания. Уметь работать

терминами, текстом учебника,

Пользоваться компьютерным источником информации.


15.04

. Борьба за существование и естественный отбор.

1

. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «внутривидовая борьба за существование», «межвидовая борьба за существование», «борьба за существование с неблагоприятными условиями среды». стабилизирующий естественный отбор», «движущий естественный отбор»Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Смысловое чтение.

Знать в чем состоит действие борьбы за существование

и естественного отбора. выявлять приспособления организмов к среде Знать формы естественного отбора, уметь приводить

примеры .обитания.



17.04

Изолирующие механизмы видообразования. Видообразование.

1

. Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «репродуктивная изоляция», «видообразование», «географическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. Смысловое чтение с последующим выдвижением гипотез о других возможных механизмах видообразования

Знать и пояснять значение изолирующих механизмов,способы

видообразование. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное и обобщать



22.04

Макроэволюция.

1

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «направления эволюции». Сравнивают микро  и макроэволюцию. Обсуждают проблемы макроэволюции

с одноклассниками и учителем. Работают с дополнительными информационными источниками с целью подготовки сообщения или мультимедиа презентации о фактах, доказывающих эволюцию

Уметь сравнивать макро- и микроэволюцию, называть движущие

силы макроэволюции.



24.04

Основные закономерности эволюции.

1

Экскурсия »причины многообразия видов природе.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы биологический прогресс», «биологический регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация». Характеризуют главные направления эволюции. Выполняют задания по группам. Готовят отчет

Знать основные типы эволюционных изменений, главные линии

эволюции Повторить правила поведения в природе. Уметь определять причины многообразия видов в природе..


29.04

Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция»

1

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).

Давать определения терминам. Называть уровни организации живой природы, биогенные элементы, биогеохимические циклы. характеризовать особенности движущих сил эволюции.




Раздел 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ

И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ

НА ЗЕМЛЕ



7







6.05

Гипотезы возникновения жизни.

1

Определяют понятия: «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. Обсуждают вопрос возникновения жизни с одноклассниками и учителем

Уметь называть и характеризовать гипотезы возникновения

жизни на земле.



8.05

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

1

Определяют понятия: «коацерваты», «пробионты»,».. Описывают положения основных гипотез

возникновения жизни. Сравнивают гипотезы А. И. Опарина и Дж. Холдейна. Обсуждают проблемы возникновения и развития жизни с одноклассниками и учителем

Уметь перечислять основные положения теории А.И. Опарина,

сравнивать ее с теориейДж. Холдейна. Уметь работать с дополнительной литературой.



13.05

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

Определяют понятия «гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток», «гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органоидов путём впячивания клеточной мембраны», «прогенот», «эубактерии», «архебактерии . Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на Земле

Знать гипотезу происхождения

клетки.


15.05

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

.1

Определяют понятия: «эра», «период», «эпоха», «катархей», «архей», «протерозой», «палеозой», «мезозой», «кайнозой», «палеонтология», «кембрий», «ордовик», «силур», «девон», «карбон», «пермь», «трилобиты», «риниофиты», «кистепёрые рыбы», «стегоцефалы», «ихтиостеги», «терапсиды».Характеризуют развитие жизни на Земле в эры древнейшей и древней жизни. Приводят примеры организмов, населявших Землю в эры древнейшей и древней жизни. Устанавливают причинно следственные связи между условиями среды обитания и эволюционными процессами у различных групп организмов.

.знать основные этапы развития жизни в архее, протерозое, палеозое. Уметь выступать перед классом, представлять свою точку зрения



20.05

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1

. Лабораторная работа «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» .

Определяют понятия: «триас», «юра», «мел», «динозавры», «сумчатые млекопитающие», «плацентарные млекопитающие», «палеоген», «неоген», «антропоген». Характеризуют основные периоды развития жизни на Земле в мезозое и кайнозое. Приводят примеры организмов, населявших Землю в кайнозое и мезозое.

Знать основные этапы развития жизни в мезозое, кайнозое. Уметь выступать перед классом, представлять свою точку зрения



22.05

Итоговая контрольная работа

1

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием («что я не знаю и не умею?»).



РАЗДЕЛ VII УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ОП

Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», 2009.

  3. В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов.Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебникуА.А. Каменского, Е.А. Криксунова,В.В. Пасечника. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2013.

  4. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.

  5. Контрольные и проверочные работы. Общая биология 9 класс (к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник). «Дрофа», 2008.

Дополнительная литература:

  1. Биология.9 класс. Тематические тестовые задания / Р.А. Петросова, Н.А. Богданов. – М.: Дрофа, 2011. – 253с.

  2. А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. Биология 9-й класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 348с.

  3. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2014/ФИПИ. – М.: «Интеллетк-Центр», 2014 – 144с.

  4. П.Н. ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост.ун-та, 1993. – 240с.

  5. О.А. Пепеляева, и.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии: 9класс. – М.: ВАКО, 2010 – 464с.

  6. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы,тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.

  7. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  8. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (https://school-collection.edu.ru/).

  9. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  10. https://bio.1september.ru/urok/ -Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете «Биология». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету «Биология».

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education — учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. https://ebio.ru/ — Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  2. https://www.paleo.ru/museum/ — Палеонтологический музей

  3. https://zmmu.msu.ru/ — Зоологический музей Московского университета

  4. https://iceage.ru/ — Музей-театр «Наш ледниковый период»

  5. https://djvu-inf.narod.ru/— электронная библиотека

  6. https://biology.ru/index.php — Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске «Открытая Биология». Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.

·РАЗДЕЛ VIII Результаты обучения

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках— значение биологических терминов; в различных источниках— необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

•оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

•рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

•проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.



32

Свежие документы:  Тесты по творчеству А.А.Ахматовой (11 класс)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: