Классный час на тему: «Гигиена питания: пищевые добавки»




Классный час на тему: «Гигиена питания: пищевые добавки»

Цель: Познакомиться с различными пищевыми добавками, выявить наличие вредных пищевых добавок в продуктах питания, выяснить вредоносность пищевых добавок.

Задачи:

Целеполагания учителя

I. Учебно-образовательные

1) Обеспечить в ходе урока усвоение понятий: пищевые добавки, эмульгаторы, консерванты, антибиотики.

2) Продолжить формирование умений: правильного письма, работы по заполнению таблицы.

3) Обеспечить формирование умения чтения состава пищевых продуктов, распознавания вредных веществ.

II. Учебно-воспитательные

1) Создать условия для формирования здорового образа жизни (правильное питание).

2) Способствовать формированию умения работы в группе.

III. Учебно-развивающие

1) Способствовать развитию познавательного интереса.

2) Способствовать развитию умений анализировать, выделять нужное в тексте.

3) Способствовать развитию умения работы с таблицей, с составом пищевых продуктов.

4) Способствовать развитию творческого мышления.

Целеполагания учащихся

1. Называть: основные классы пищевых добавок.

2. Объяснять: вредное действие некоторых пищевых добавок

3. Находить: вредные пищевые добавки в составе продуктов.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: формируется: познавательный мотив на основе изучения процессов в организме человека (личная заинтересованность); ответственное отношение к своему здоровью; мировоззрение на основе понимания ценности здоровья

Метапредметные: развивается умения: работы с таблицей, работы в группе, находить нужное в тексте, делать выводы.

Предметные: учащиеся смогут находить пищевые добавки, анализируя этикетки продуктов питания.

Основные понятия: пищевые добавки, консерванты, эмульгаторы, антибиотики.

Средства обучения: презентация, этикетки пищевых продуктов, таблица «Категория вредности пищевых добавок», лист бумаги А3, краски, карндаши.

Методы обучения. Словесные: рассказ учителя. Наглядные: демонстрация презентации. Практические: анализ этикеток пищевых продуктов на наличие добавок.

I. Организационный момент (5 мин)

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Вводное слово учителя: «Ребята, на уроках по биологии мы с вами изучили особенности пищеварения в различных отделах пищеварительной системы. Сегодня, мы рассмотрим другой важный вопрос – гигиена питания. Наше занятие пройдет в форме игры, поэтому предлагаю вам разделиться на группы. У каждой группы должно быть название».

Учащиеся встают, приветствуя учителя, готовятся к занятию. Распределяются по группам. Группа придумывает название.

II. Конкурс «Разминка» (5 мин)

Учитель задает по очереди каждой команде вопросы (правильный ответ команды на свой вопрос – 3 балла, другой команды – 1 балл).

Вопросы:

  1. Назовите в правильной последовательности верхние отделы пищеварительной системы.

  2. Назовите в правильной последовательности отделы тонкого кишечника.

  3. Назовите в правильной последовательности отделы толстого кишечника.

  4. Перечислите все пищеварительные железы сверху вниз.

  5. Какая пищеварительная железа самая большая?

  6. Назовите самый длинный орган пищеварительной системы человека.

  7. Сколько часов пища находится в желудке?

  8. Какие продукты богаты белками?

  9. Какие продукты богаты жирами?

  10. Какие продукты богаты углеводами?

Учитель подсчитывает количество баллов у каждой команды, подводит результат конкурса.

Ответы учащихся:

1. ротовая полость, глотка, пищевод, желудок;

2. двенадцатиперстная кишка, тощая кишка, подвздошная кишка,

3. слепая кишка, ободочная кишка, прямая кишка.

4. слюнные железы, поджелудочная железа, печень.

5. печень.

6. тонкий кишечник.

7. 3-6 часов.

8. мясо, рыба, яйца.

9. масла, орехи, сало.

10. фрукты, овощи, мучные изделия.

III. Теоретический блок (7 мин)

Учитель рассказывает, используя презентацию: «Питание – одна из важнейших потребностей всех живых организмов. На протяжении истории всего живого получение питательных веществ необходимо для роста, развития. Растения синтезируют их, преобразуя энергию солнечного света. Животные, для обеспечения нормальной жизнедеятельности, потребляют органические вещества других организмов. Человек научился искусственно синтезировать пищевые вещества. Но насколько эти добавки могут заменить «здоровую» пищу, и безопасны ли они для людей?

Пищевые добавки – вещества, которые добавляются в пищевые продукты, для придания им желаемых свойств: аромата, цвета, длительности хранения, вкуса, консистенции и т.д. Запишите определение в тетрадь.

История применения пищевых добавок насчитывает несколько тысячелетий. Особое внимание они получили только в ХIХ-ХХ веках, что связано с особенностями торговли, с перевозкой скоропортящихся товаров на большие расстояния, что требует увеличения срока хранения.

Причины распространения пищевых добавок сегодня:

• Спрос современного потребителя на пищевую продукцию с привлекательными цветом, запахом.

• Распространение ожирения и сахарного диабета привело к созданию производства продуктов на основе заменителей сахара и подсластителей.

Разработанная в Евросоюзе, классификация присваивает каждой пищевой добавке свой номер. Перепишите классификацию к себе в тетрадь.

По разным данным: пищевые добавки могут стать причиной проблем с пищеварением, вызвать развитие кожных, сердечнососудистых, онкологических заболеваний и пр.

В настоящее время экологически-чистые продукты питания большая редкость, уже практически невозможно купить продукт без различного рода синтетических стабилизаторов, эмульгаторов или красителей.

Относительно безопасными и даже полезными можно назвать десяток пищевых добавок. Но многие безвредные добавки при определенных условиях распадаются на токсичные компоненты».


Ученики слушают, записывают в тетрадь определение: Пищевые добавки – вещества, которые добавляются в пищевые продукты, для придания им желаемых свойств: аромата, цвета, длительности хранения, вкуса, консистенции и т.д. – классификацию пищевых добавок:

  • Е100-Е199 – Красители

  • Е200-Е299 – Консерванты

  • Е300-Е399 – Антиокислители

  • Е400-Е499 – Загустители, стабилизаторы, эмульгаторы

  • Е500-Е599 – Регуляторы pH

  • Е600-Е699 – Усилители вкуса и аромата

  • Е700-Е799 – Антибиотики


IV. Работа в группах «Анализ продуктов питания» (10 мин)

Учитель: «Предлагаю вам проанализировать этикетки пищевых продуктов на наличие в этих продуктах пищевых добавок. В помощь вам выдается таблица «Категория вредности пищевых добавок». Данные вам нужно занести в таблицу».

Учащиеся выполняют задание, заносят данные в таблицу.

V. Творческое задание (10 мин)

Учитель: «Ребята, как вы уже поняли, наличие вредных пищевых добавок в обычных продуктах питания — далеко не миф. Предлагаю вам нарисовать плакат на тему «Вредные пищевые добавки среди нас».Учитель подводит итоги второго конкурса.

Учащиеся рисуют плакаты.

VI. Подведение итогов (3 мин)

Учитель подводит итоги конкурса, объявляет победителей.



Таблица «Категория вредности пищевых добавок»

Категория

Пищевые добавки

Кожные заболевания

Е151, Е160, Е231, Е232, Е239, Е311, Е312, Е320, Е907, Е951, Е1105

Опасные для желудка

Е338, Е339, Е340, Е341, Е343, Е450, Е461, Е463, Е465, Е466

Опасные для кишечника

Е154, Е626, Е627, Е628, Е629, Е630, Е631, Е632, Е633, Е634, Е635

Давление

Е154, Е250, Е252

Подозрительные

Е104, Е122, Е141, Е171, Е173, Е241, Е477

Канцерогенные

Е131, Е142, Е153, Е210, Е212, Е213, Е214, Е215, Е216, Е219, Е230, Е240, Е249, Е280, Е281, Е282, Е283, Е310, Е954

Опасные

Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е129, Е155, Е180, Е201, Е220, Е222, Е223, Е224, Е228, Е233, Е242, Е400, Е402, Е403, Е404, Е405, Е501, Е502, Е505, Е620, Е636, Е637

Опасные для детей

Е270

Очень опасные

Е123, Е510, Е513, Е527

Запрещенные

Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152, Е211, Е952



Свежие документы:  Методическая статья, 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: