Конспект урока биологии для 8 класса «Морские животные. Ластоногие»



Учитель: Лисица Н. Е.

РАЗДЕЛ: «Животные» (8 класс). 2.04.2014

ТЕМА: «Морские животные. Ластоногие».


ЗАДАЧИ:

  • раскрыть понятие «ластоногие животные»;

  • учить распознавать ластоногих животных;

  • расширить знания учащихся о морских млекопитающих;

  • развивать устную речь, мышление, память;

  • воспитывать бережное отношение к природе.


ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Биология. Животные» 8 класс, авторы А.И.Никишов, А.В. Теремов, М., «Просвещение», 2008г.;

доска, глобус; тетради, карточки для учащихся II уровня, клей;

ТСО (мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация «Ластоногие»),

картинки с изображением рыбы(1), птиц(2), ластоногих животных(3), насекомых(2);

карточки со словами (тело, конечности, жир, ноздри, добывают пищу, размножаются, выкармливают молоком) распределены по классу.


ХОД УРОКА:

I. Орг.момент. Проверка готовности учащихся к уроку.


II. Актуализация знаний учащихся.

На доске расположены картинки с изображением рыбы(1), птиц(2), ластоногих животных(3), насекомых(2).

Учитель: — Ребята, посмотрите, какие животные изображены на картинках?

(Учащиеся называют животных)

— Скажите, а каких животных больше всего?

— Почему вы объединили их в одну группу?

— Кто знает, как они называются? Почему? (Ответы учащихся)

— Действительно, конечности ластоногих превратились в ласты, поэтому они получили такое название.


III. Изучение нового материала.


1) Сообщение темы и задач урока.

Учитель: — Сегодня на уроке вы узнаете много нового о ластоногих (слайд №1). Мы выясним, как они выглядят, где обитают, чем питаются, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Учащиеся (одновременно с учителем, записывающим дату и тему урока на доске) записывают в тетради дату и тему урока: «Ластоногие».


2) Работа с учебником (стр.176-177).

Учитель: — Нам необходимо выяснить какие животные относятся к ластоногим. В этом нам поможет учебник. Откройте & «Ластоногие».

— Найдите на стр.177 ответы на вопросы:

«Кто такие ластоногие? Кто к ним относится?» (Ответы учащихся)

— Проверим, правильно ли вы ответили (слайд №2). (Учащиеся совместно с учителем соотносят данные учебника и информацию слайда. Учитель спрашивает, чем отличаются ушастые тюлени от безухих (настоящих) тюленей).


3) Работа в тетради. Учащиеся записывают в тетради схему:

ластоногие


морские звери


моржи тюлени

Учитель: — В природе обитает более 30 видов ластоногих.

— Можете ли вы назвать кого-либо из них? (Ответы учащихся)

Давайте рассмотрим как выглядят некоторые ластоногие.

4) Знакомство с разнообразием ластоногих (слайд №3).

Учитель: — Рассмотрите ластоногих животных.

(Учащиеся рассматривают изображение животных, соотносят его с названиями).

Скажите, сколько представителей ластоногих изображено на картинке?

— Сколько всего видов ластоногих в природе? (Ответы учащихся)

— Еще раз внимательно посмотрите на ластоногих и скажите, есть ли у этих животных общие отличительные признаки? Какие? (Ответы учащихся)

Почему же этих животных называют ластоногие? (Ответы учащихся)


5) Определение общих признаков ластоногих. Работа с текстом учебника (стр.177).

Учитель: — Итак, сейчас мы выясним подробно, какие общие признаки имеют ластоногие животные. Будем работать с текстом учебника, и записывать нужные данные в тетради.

Задание: найти и собрать на доску карточки с опорными словами;

прочитать текст (1-3 абзацы на стр.177);

определить (по опорным словам, расположенным на доске) общие признаки ластоногих. Учащиеся находят размещенные на стенах и мебели карточки, закрепляют их на доске. По очереди читают текст учебника. С помощью учителя определяют общие признаки ластоногих и записывают их в тетради. Учащимся II уровня учитель выдает карточки с текстом, в котором необходимо вписать недостающие слова. Карточки вклеиваются в тетради.

Запись в тетради:

Общие признаки ластоногих:

  1. удлиненное, обтекаемое тело;

  2. конечности — ласты;

  3. ноздри открываются для вдоха и выдоха;

  4. толстый слой подкожного жира;

  5. добывают пищу в воде;

  6. размножаются на суше; детенышей выкармливают молоком.

Учитель: — Скажите, к какому классу животных относятся ластоногие? Докажите.

— Итак, вы выполнили задание. Давайте его проверим.


6) Закрепление изученного материала (слайд №4). Учащиеся самостоятельно прочитывают общие признаки ластоногих животных. Сравнивают с записями в тетради.


7) Знакомство с представителями ластоногих.

Учитель: — Мы выяснили, какие общие признаки имеют все ластоногие животные. Теперь познакомимся с некоторыми из них.

Учитель рассказывает о морже (слайд №5), нерпе (слайд №6) и морском льве (слайд №7). Учащиеся рассматривают изображения животных и слушают информацию о них, с помощью учителя находят на глобусе места обитания ластоногих животных.


8) Определение значения ластоногих в природе и жизни человека.

Учитель: — Ребята, прочитайте последний абзац параграфа (стр.178).

— Как вы понимаете это предложение? (Ответы учащихся)

— Правильно. К сожалению, ластоногих в природе осталось мало, и государство взяло их под охрану (слайд №8).

Учитель рассказывает о значении ластоногих в природе и жизни человека (слайды № 9, 10).


IV. Подведение итогов урока.

Учитель: — Наш урок подходит к завершению. И сейчас мы выясним, что нового узнали на уроке.

Задание: ответить на вопросы по теме урока (слайд №11).


V. Выставление оценок за урок. В ходе урока учитель устно отмечает ответы каждого учащегося класса. В конце урока подводит итог работы учащихся, выставляет оценки.

К уроку:

ТЕЛО

КОНЕЧНОСТИ

ЖИР

НОЗДРИ

ДОБЫВАЮТ ПИЩУ

РАЗМНОЖАЮТСЯ

ВЫКАРМЛИВАЮТ МОЛОКОМ



















































Общие признаки ластоногих:

  1. удлиненное, обтекаемое __________;

  2. конечности — ___________;

  3. ___________ открываются для вдоха и выдоха;

  4. толстый слой подкожного ___________;

  5. добывают пищу _______________;

  6. размножаются ________________;

детенышей выкармливают ____________.



Карточки для учащихся II уровня по количеству детей.


Свежие документы:  Конспект урока для 7-9 классов на тему "Инерция. Сила. Закон Всемирного тяготения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: