Конспект урока биологии для 9 класса на тему «Химическая организация клетки. Неорганические вещества»



Учитель:Овчинникова Т. Б., МКОУ СОШ №3

Предмет: биология

Класс: 9

Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества»

Цель урока: изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических веществ.

Задачи:

  1. образовательная: показать многообразие химических элементов и соединений,

входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности;

  1. развивающая: продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между строением и функциями химических веществ и навыков самостоятельной работы с разными источниками информации: выделять главное, формулировать выводы;

  2. воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Тип урока: комбинированный.

Методы: лекция, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компакт – диск «Биология. 9 класс. КиМ», оборудование для опытов (поваренная соль, этиловый спирт, сахароза, растительное масло, кусок льда, стакан с водой), таблица «Химические соединения, содержащиеся в живых организмах», учебник, тетради.




Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент,

Включающий:

— постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, что бы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

-определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

— описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса, с которым работает педагог;



Здравствуйте! Садитесь. Начинаем урок биологии. Сколько учеников присутствует на уроке? Проверьте учебные принадлежности!


2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

— определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

— определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

— описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

— описание критериев достижение целей и задач данного этапа урока;

— определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей;

— описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог;

— описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

— описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.



На прошлом уроке мы познакомились с историей изучения клетки и с основным положениями клеточной теории. Благодаря созданию клеточной теории, стало ясно, что клетка – это элементарная структурная единица всех живых организмов. На основе клеточной теории в середине 19 века возникла цитология – наука, изучающая структуру и функции клетки. Дальнейшие успехи науки о клетке связаны с усовершенствованием приборов и развитием физических и химических методов исследований.

Помните, что все знания, которые вы получите по данной теме, будут необходимы вам для успешной сдачи зачета.

Обратите внимание: на доске подготовлена таблица «Вклад ученых в развитие учения о клетке». По очереди вы выходите к доске и вносите даты открытия, фамилии ученых и устно рассказываете об их вкладе в развитие учения о клетке.

За каждый правильный ответ вы получаете балл. В конце урока подведем итог.

Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие современной биологии и формирование современной естественно – научной картины мира. Перечислите основные положения современной клеточной теории.

(Комментирую ответы учащихся и выставляю баллы).




3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

— постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

— определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

— изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

— описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

— описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог;

— описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

— описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.



Клетки могут существенно различаться по форме и размерам, а также по химическому составу. Несмотря на то, что клетки могут отличаться по форме и размерам в зависимости от выполняемых ими функций, но элементы, входящие в их состав, одинаковы.

Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества».

Вы должны знать основные химические элементы и соединения, входящие в состав клетки и их значение в клетке; уметь объяснять особенности строения молекул воды в связи с ее ролью в жизнедеятельности клетки; приводить доказательства материального единства мира на основе знания о химическом составе клеток. Информация, полученная на данном уроке, вам необходима для выполнения тестов на следующем занятии и , конечно же, для сохранения своего здоровья.

— Что вы знаете о химическом составе клеток?

— Каково значение минеральных солей в клетке? Приведите примеры возникновения нарушений в организме живых организмов в связи с изменением количества минеральных солей в их клетках.

— Каково значение воды в жизни человека?

Строки стихотворения М.Дудника:

Говорят, что из восьмидесяти процентов воды состоит человек,

Из воды, добавлю, родных его рек,

Из воды, добавлю, дождей, что его напоили,

Из воды, добавлю, из древней воды родников,

Из которых деды и прадеды пили.

Примеры содержания воды в различных клетках организма:

-в молодом организме человека или животного – 80 % от массы клетки;

— в клетках старого организма 60%;

— в головном мозге 85%;

— в клетках эмали зубов до 15 %.

При потере 20 % воды у человека наступает смерть. Чем определяется различие в содержании воды в клетках?

(Учащиеся анализируют факты и делают вывод о соответствии содержания воды, интенсивности процесса обмена веществ).

Изучение нового материала идет по следующему плану:

  1. Химическая организация клетки.

(При изложении данного материала использую таблицу «Химические соединения, содержащиеся в живых организмах»)

  1. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

(Демонстрирую опыты, характеризующие свойства воды, использую информацию с компакт — диска «Биология . 9 класс КиМ» и по ходу объяснения начинаем заполнять таблицу «Неорганические вещества»)

  1. Минеральные соли.

(Сообщения детей с дополнительной информацией о заболеваниях, возникающих в связи с отсутствием в пище какого либо из биологически важных элементов; используя материал учебника стр. 104 -107, ученики заполняют графу «Минеральные соли» в таблице «Неорганические вещества»).

По окончании работы провожу обсуждение занесенных в таблицу данных и выставляю баллы за проделанную работу.






4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

— определение конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока)

— определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

— описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.


Насколько хорошо вы усвоили данный материал, сможете проверить, решив задачу:

В ясный весенний день температура воздуха + 10 градусов по С, влажность 80 % , будут ли ночью заморозки?


Выполнение задания №4 стр. 50 в тетради на печатной основе.


Формулирование вывода по теме о том, что живые существа состоят из тех же химических элементов, что и неживые тела, но в организмах есть молекулы веществ, характерные только для живого.

Выставление и комментирование оценок с учетом полученных баллов.


Рефлексия.

Перед вами листочки с вопросами, на которые вы должны ответить.

1. Какой вопрос для вас оказался трудным?

2. О чем более подробно вы бы хотели узнать?

( На основе данных ответов провожу корректировку учебного материала)

5.

Задание на дом, включающее:

— постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

— определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

— определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.


Для прочного усвоения данного материала дома выучите записи в тетради, соответствующий материал в учебнике параграф 21, стр. 104 — 107 , подумайте над вопросом: «Почему вода – сама жизнь?» По желанию найти дополнительный материал о белках.

Проконтролировать успешность усвоения материала вы можете, ответив на вопросы параграфа стр. 107.


Свежие документы:  Конспект урока биологии на тему "Сообщество. Структура сообщества"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: