Тема урока: Класс Рыбы.
Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал: лабораторные работа, карточки с дополнительным материалом, на столе в аквариуме живая рыба.
Рыбы делятся на 2 класса:
Хрящевые (акулы, скаты, химеры) – большинство обитатели морских водоемов, сохранили в строении ряд примитивных признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы.
Рассмотрите тело рыбы. Какие отделы тела можно выделить?, р.т. №4, с.49 (слайд 6) Назовите парные и непарные плавники, р.т. №7, с.100
Заполните таблицу, пользуясь материалом учебника § 21, с. 100
Выполняемая функция | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Почему рыба не может поворачивать голову? (слайд 7)
Легко ли удержать рыбу в руках? Почему? Чем еще покрыто тело рыбы? (слайд 9)
На столе у вас лежит
Чудо паспорт рыбы —
Он о многом говорит
Посмотри скорее.
Возраст ты определи,
В руки лупу взяв,
И скорее ты скажи
Сколько рыбе лет.
Возраст мы определили, внешность рыбы рассмотрели, а теперь мы с вами вместе изучить должны, как устроена рыба из нутрии.
Выполняем задание №8, с.50 р.т (слайд 10)
На столах у вас задания у каждого свое, вы специалисты главные, должны вы прочитать, ответить на вопросы и сделать вывод нам.
Специалисты с табличкой зеленая рыбка, что вы нам расскажите.
Обратите внимание на окраску спинной и брюшной стороны тела рыбы. Какое значение это имеет? (слайд 15)
Окраска рыб бывает разнообразной (слайд 16) от чего зависит окраска рыб?
Разнообразна не только окраска, но и форма тела – р.т. №3, с.49
Рассмотрите органы чувств рыбы. Предположите, что наблюдалось, если бы у рыб отсутствовал орган боковой линии – учебник рис. 177, стр.231 (слайд 18)
Биологическая задача:
Несколько щук жили в большом и ярко освященном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно чёрная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!», — восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная? (слайд 19)
Закрепление нового материала
В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:
1. Обтекаемая форма
2. Слизь
3. Чешуя
4. Плавники
А сейчас помогите мне, пожалуйста, мне пришли телеграммы, но водной вместо слов только многоточие, (слайд 20-21) а в другой телеграмме какая-то путаница. (слайд 22)
Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто ……. и …….. – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .
Найдите ошибки в тексте
В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и
шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и
продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый,
под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.
Рефлексия:
Вот урок у нас закончен
Изучили тему рыб,
Если знанья на уроке
Были значимы для вас,
То тогда вы запустите в мой аквариум
Разноцветных своих рыб.
Домашнее задание:
§21, составить загадки, ребусы по теме рыб.