Конспект урока биологии на тему «Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация»


Тема: «Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация».

Цели урока:

  1. выяснить особенности строения и жизнедеятельности простейших, получить представления об основных типах простейших и их особенностях;

  2. развивать интеллектуальные компетенции: работа с текстом и рисунками, умения выделять главное, сравнивать, делать выводы;

  3. воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование: ЦОР «Простейшие».

Методы: проблемный.

Может ли быть организм одноклеточным?

Приемы деятельности: эвристическая беседа, демонстрация ЦОРов, составление схемы на доске, работа с учебником, рабочими листами, решение КОЗ.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Повторение.

Задача 1.

Биология, основная школа.

Компетентность разрешения проблем

Действия по решению проблемы

Уровень I

Живые организмы встречаются повсеместно. Посмотрев в воду, перекопав почву, обратив свой взор в небо, осмотревшись кругом, всюду увидишь живое.

На земном шаре видов животных гораздо больше, чем видов растений. Животный мир отличается своим разнообразием.

Стимул: если понять в чем заключается различие растений и животных, то это поможет ориентироваться в окружающем мире.

Задачная формулировка: выяснить, в чем заключается различия животных и растений.

Источник информации по данному вопросу:

1. Внимательно изучите рисунки .

2. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, чем отличаются клетки растений от животных

3. Как и для чего двигаются животные?

4. Какая симметрия тела у животных?

5. Как питаются животные?

6. Где обитают животные?

Модельный ответ:

Особенности животных:

клетка животных отличается отсутствием клеточной стенки, пластид;

животные активно двигаются в поисках пищи;

симметрия лучевая и двусторонняя:

гетеротрофные тип питания;

занимают все среды.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 баллу.

3. Переход к новой теме.

На доске схема: Царство животные: подцарство одноклеточные и подцарство многоклеточные.

Учитель говорит о том, что царство животные делится на два подцарства.

  1. Изучение новой темы:

Задача 2.

Биология, основная школа.

Компетентность разрешения проблем

Действия по решению проблемы

Уровень I

У одноклеточных животных тело состоит только из одной клетки, которая является самостоятельным организмом, поэтому они названы простейшими. У многоклеточных животных множество клеток, они входят в состав организма и выполняют различные функции. Некоторые клетки выполняют защитные функции, другие участвуют в

добывании пищи или ее переваривании. Однако ни одна из этих клеток вне
организма жить не может.
Простейшие широко распространены в природе.

Одноклеточные животные, как правило, имеют микроскопические размеры. Их тело состоит из одной клетки. Основу ее составляет цитоплазма с одним или несколькими ядрами. Встречаются разнообразные простейшие: саркомастигофоры (саркодовые, жгутиковые), ресничные (инфузории) и другие.

Стимул: если понять особенности строения простейших, то это поможет понять как как может существовать одноклеточный организм.

Задачная формулировка: как устроены клетки простейших.

Источник информации по данному вопросу:

1. Внимательно изучите рисунки и информацию о строении простейших.

2. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, заключается сходство и различие простейших разных типов.

3. Заполните таблицу:


Признаки сравнения

Амеба

Эвглена

Инфузория

Форма тела




Мембрана




Цитоплазма




Ядро (количество)




Пищеварительная вакуоль




Сократительная вакуоль




Клеточный рот




Порошица




Хлоропласты




Светочувствительный глазок




Органоиды движения





Модельный ответ:

Признаки сравнения

Амеба

Эвглена

Инфузория

Форма тела

непостоянная

постоянная

постоянная

Мембрана

+

+

+

Цитоплазма

+

+

+

Ядро (количество)

1

1

2

Пищеварительная вакуоль

+

+

Сократительная вакуоль

+

+

+

Клеточный рот



+

Порошица



+

Хлоропласты


+


Светочувствительный глазок


+


Органоиды движения

ложноножки

жгутик

реснички


Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 0,1 балла.


Задача 3.

Биология, основная школа.

Компетентность разрешения проблем

Идентификация. Действия по решению проблемы

Уровень II

Ребята решили понаблюдать за ними в школьной лаборатории. Поместили в стаканы с чистой прокипяченной водой амебу, эвглену, инфузорию. Через некоторое время выяснилось, что только одно простейшее выжило. Помогите ребятам понять, в чем была их ошибка.

E:Мои_документыМои рисункиРисунок1б.jpg C:Documents and SettingsLoner-XPLocal SettingsTemporary Internet FilesContent.WordРисунок1т.png

Стимул: если понять результаты опыта, то это поможет понять, как содержать простейших в лабораторных условиях.

Задачная формулировка: выяснить, в чем причина гибели простейших.

Источник информации по данному вопросу:

1. Внимательно изучите рисунки и информацию о проделанном опыте.

2. Используя текст учебника, интернет-ресурсы, выясните, на как питаются простейшие.

3. Почему и какие простейшие погибли?

4. Почему и какие простейшие выжили?

5. Изменился бы результат, если стаканы с простейшими были расположены в темноте?

6. Какие условия необходимы, создать для того, чтобы простейшие могли жить в лабораторных условиях?

Модельный ответ:

Инфузория и амеба гетеротрофы. Они погибли потому, что в чистой прокипяченной воде отсутствовали бактерии и другие организмы, которыми они питаются. Выжила эвглена, так как она способна питаться путем фотосинтеза. Если бы простейшие содержались в темноте, то погибла бы и эвглена. Для эвглены достаточно было бы добавить раствор сахара, так как она поглощает питательные вещества всей поверхностью тела, для амебы и инфузории необходима вода содержащая микроорганизмы.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 баллу.

Подводится итог урока и дается домашнее задание.

Д/З: Прочитай текст учебника рассказывающий о строении и жизнедеятельности простейших. Составь синквейн.

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Безударные личные окончания глаголов"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: