Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Химический состав клетки»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

города Усть – Илимска, Иркутской области






Конспект урока по биологии в 6 классе

«Химический состав клетки»






Составила: Гринькова Ольга Валентиновна,

Учитель биологии первой категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

Г. Усть – Илимск, Иркутской области














г. Усть — Илимск

2013 год

Тема: Химический состав клетки

Задачи: создать условия для расширения и углубления

А) знаний о клеточном уровне организации живой материи, о химическом составе клетки;

Б) умений сравнивать химический состав живого организма и неживой природы, делать выводы на основе сравнения, аргументировать значение веществ в жизни клетки.

В) навыков исследовательской деятельности и лабораторного практикума.

Воспитывать: любознательность, толерантность при работе в группах.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран; лабораторная посуда: химические стаканчики, стеклянные палочки, спиртовка, пробирка, водный раствор йода. Биологические объекты : картофель, мука пшеничная, семена кедра.

Типология урока: изучение нового материала

Форма урока: комбинированный

Технология: проблемно – диалоговое обучение.

Методы и приёмы обучения: игра – тренинг, самостоятельная работа в группах.


Ход урока

1. Организационный момент – 1 мин

2. Актуализация знаний по теме «Строение клетки» (5 мин)

1. Игра – тренинг : Логические цепочки.

Задание А) Убери лишнее и обоснуй выбор.

1) ромашка – пион – роза – клетка – георгина – одуванчик

2) стол – стакан – вещества — портфель

Задание Б)Из приведённых слов составить смысловую фразу: веществ, молекулы, клетки, составляют.

Какие вещества образуют неживую и живую природу? (неорганические и органические)

Задание В) Назовите и зарисуйте основные части клетки ( наружная мембрана, цитоплазма, ядро)

3. Изучение нового материала. (20 мин)

А) Выявление проблемы, определение цели урока,

Как вы думаете, на самом ли деле клетка состоит из веществ? Какова роль веществ в жизни клетки?

Ребята, предложите опыты, доказывающие наличие веществ в клетках растений.

Учитель: Определите цель урока. (Изучить химический состав клетки и выяснить роль веществ в её жизни)

Б) Изучение химического состава клетки. Предлагаю убедиться в ваших суждениях, выполнив исследовательскую работу. (Учащимся раздаётся инструктивная карта лабораторной работы) Приложение 1

Неорганические вещества – это вода и минеральные соли.

Наличие воды можно доказать, прокаливая семена над пламенем спиртовки

Вспомните, как осенью сжигают листья в парках и дворах. Что остаётся после этого? Из чего состоит зола? (Минеральные вещества)

Органические вещества — вещества производятся и содержатся в живых организмах. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы.

Свежие документы:  Проверочная работа по теме ТИП МОЛЛЮСКИ
  1. Определение углеводов на примере крахмала На свежий срез клубня картофеля нанесите 2 капли водного раствора йода. Что наблюдаете?

2. Определение белка. В стаканчик с мукой добавьте немного воды, хорошо размешайте. Что наблюдаете? (белок клейковина придаёт тесту вязкость, тягучесть)

3. Определение жира Возьмите салфетку, между листочками положите несколько семян кедра. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена. Что наблюдаете?

Каково соотношение веществ в клетки? Рассмотрите диаграммы на стр. 12 учебника. И сделайте вывод, каких веществ в клетке больше и почему?

В) Актуализация знаний о значении веществ

Заполнение таблицы «Значение веществ в жизни клетки»

Название вещества

Значение



5. Закрепление: игра «Да – нетка» (5 мин)

  1. Органические вещества можно обнаружить в неживой природе? нет

  2. Вода обеспечивает перемешивание веществ в клетке? Да

  3. Белки и жиры накапливаются в клетках? Да

  4. Минеральные соли составляют 80% от всех веществ в клетке? Нет

  5. Нуклеиновые кислоты ответственны за хранение наследственных признаков? Да

  6. Клейковина – это разновидность растительного белка? Да?

6. Рефлексия — (5 минут)

  • Чему мы сегодня научились?

  • Что у нас получилось хорошо?

  • Самым сложным для меня сегодня было…

7. Оценивание – 3 минуты. Самооценка. Ребята, оцените свою работу по 5 ти бальной шкале.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (3 мин)

1. Изучить материал учебника на стр 12 – 16. Ответить на вопросы стр. 17.

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

















































Приложение 1

Инструктивная карта лабораторной работы

«Нахождение веществ в составе клетки растений»

Цель: научиться доказывать опытным путём наличие в клетках растений неорганических и органических веществ.

Цель

Действия

Наблюдения

Выводы

Доказать наличие в семенах воды

Нагреть в пробирке над пламенем спиртовки семена

Выпадающие капельки воды на стенках пробирки

В состав семян входит___________________

Доказать наличие в семенах минеральных веществ

Вспомните, что остаётся после сжигания листьев?

Зола состоит из минеральных веществ

В состав семян входят___________________

Доказать наличие в семенах углеводов (крахмала)

Возьмите кусочек сырого картофеля и капнете на него немного раствора йода

Синий цвет мякоти картофеля указывает на наличие крахмала

В состав семян входят___________________

Доказать наличие в семенах белка

Возьмите химический стаканчик с мукой, добавьте немного воды и хорошо размешайте стеклянной палочкой.

Белок клейковина

В состав семян входит___________________

Доказать наличие в семенах жира

Возьмите лист бумаги положите на него немного семян кедра. Сложите лист пополам и разомните

Пятна на бумаге указывают на наличие жира

В состав семян ___________________


Вывод: В состав семян входят неорганические вещества ____________________и ___________________; органические вещества __________, ____________, _____________.

Список использованной литературы
1. Н.И. Сонин Биология. Живой организм. учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений. М:Дрофа, 2008 г.

2.И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. М:Дрофа, 2004 г. С.10 – 11

3. М.В. Высоцкая Нетрадиционные уроки по биологии в 5 – 11 классах. Волгоград,2004 год






Свежие документы:  Урок для 7-8 классов: "Насекомые и их знакомые"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: