Конспект урока биологии в 7 классе «Многообразие земноводных»


Вырубовский филиал МБОУ «Никифоровская сош №1»

Никифоровский район Тамбовская область










Урок биологии в 7 классе



«Многообразие земноводных»









Учитель биологии ДУВАНОВА НАТАЛЬЯИХАЙЛОВНА

















Вырубово, 2014 год

Тема урока «Многообразие Земноводных и их роль в природе»

Цель урока: Обобщить и расширить знания о классе Земноводные

Задачи урока: 1) познакомить учащихся с многообразием земноводных и их основными отрядами

2) развитие знаний о значении земноводных

3) воспитание бережного отношения к животным класса Земноводные

Оборудование: таблицы: внешнее строение лягушки, внутреннее строение лягушки, скелет лягушки; индивидуальные карточки задания, ; «черный ящик», ласты, камуфляжная ткань


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент

-Здравствуйте!

— Сегодня на уроке нам будут нужны: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

— Проверяют наличие оборудования на уроке

II

IIроверка дом.зад.


Фронтальная работа с классом

— С каким классом животных мы познакомились на прошлом уроке?

— Почему он получил такое название?


— Из перечисленных признаков, выберите только те, которые относятся к классу Земноводные: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, 2 круга кровообращения, слизистая кожа, легочное дыхание, развитие яиц в воде, наличие барабанных перепонок, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, клоака

— Какие особенности строения земноводных, позволяют жить им как в воде, так и на суше?

-Расскажите о внешнем строении земноводных, на примере лягушки

— Каково строение скелета Земноводных

-Каково внутреннее строение земноводных

— Разместите соответствующие названия отдельных органов с названиями систем органов:

Системы органов: дыхательная, кровеносная, пищеварительная

Органы: жабры, легкие, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце, печень, поджелудочная железа, клоака, пищевод, желудок, кишечник, кровеносные сосуды

-Объясните, чем кровеносная система земноводных отличается от кровеносной системы рыб?







-Когда размножаются земноводные?

-Какие стадии развития проходит лягушка?

— Что общего между головастиком лягушки и рыбой?


-Существует ли конкуренция между головастиком и лягушкой за пищу и место обитания?

Индивидуальная работа с учащимися по карточкам (проводится во время фронтальной)



— Класс Земноводные


— Обитают в воде (личинки) и на суше (взрослые)

— Выбирают признаки, относящиеся к Земноводным: слизистая кожа, легочное дыхание, развитие яиц в воде, наличие барабанной перепонки, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, клоака



— Слизь,легочное дыхание, конечности


индивидуальный ответ у доски с использованием таблицы







Дыхательная: легкие

Кровеносная: трехкамерное сердце, кровеносные сосуды

Пищеварительная: печень, пищевод, желудок, поджелудочная железа, кишечник

— В связи с выходом на сушу и появлением легочного дыхания у земноводных появился второй круг кровообращения, сердце стало трехкамерным: два предсердия и один желудочек. У рыб один круг кровообращения и двух камерное сердце

-Откладывают яйца в воду

— яйцо- личинка – головастик – взрослое земноводное

— наличие боковой линии,жабр. Двухкамерное сердце, один круг кровообращения

— Нет, так как живут в разных средах: головастик в воде, лягушка на суше

-Смотри Приложение №1

III Актуализация знаний учащихся

— Вспомните, а каких Земноводных вы знаете?


— Где вы их встречали?

Учащиеся вспоминают названия земноводных

( например, лягушки, жабы)

встречали в огороде, земле, в прудах и т.д.

IV Сообщение темы урока и постановка задач

— Земноводные широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. Сегодня мы познакомимся с наиболее яркими и интересными представителями класса Амфибий и узнаем о их значении.

Учащиеся записывают тему урока в тетради «Многообразие земноводных. Их роль в природе»

V Изучение нового материала

-У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы с вами сможем убедиться, что они наши настоящие друзья. а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.

— Просмотр презентации «Многообразие земноводных. Их роль в природе»







— На территории нашей Тамбовской области также встречаются представители класса Земноводные.

— А как вы думаете представители каких отрядов есть в нашей области?


— Среди земноводных есть свои рекордсмены

— Ребята, а как вы думаете, все ли земноводные чувствуют себя хорошо и уютно на земле?

— Что влияет на сокращение их численности в природе?



— Что можем мы предпринять, чтобы сохранить их на нашей планете?

— А для чего их нужно охранять? Каково их значение?

— Подумайте и запишите в тетради значение земноводных

— Теперь проверим «Значение Земноводных»

— Итак, амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они часть сложной системы с названием «Природа», а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.







. Во время беседы зарисовывают в тетрадь схему «отряды земноводных»

— учащиеся записывают в тетрадь представителей отрядов.




— Учащиеся высказывают свое мнение.


— учащиеся записывают сведения в тетрадь




— нет, не все


-уничтожает человек, загрязняется окружающая среда, повышается температура (глобальное потепление)

— соблюдать чистоту, не загрязнять, не убивать

питаются насекомыми, употребляют в пищу



учащиеся дописывают значения

VI Закрепление

— А теперь посмотрим как вы запомнили Земноводных. Ваша задача распределить названия Земноводных по отрядам: квакша, альпийский тритон, краснобрюхая жерлянка, чесночница, жаба, углозуб, саламандра, озерная лягушка, кольчатая червяга.

Учащиеся выполняют задания, находят соответствие:

Хвостатые- альпийский тритон, углозуб, саламандра

Бесхвостые: квакша, краснобрюхая жерлянка, чесночница, жаба, озерная лягушка

Безногие – кольчатые червяги

VI Творческое задание

— А теперь, внимание! Черный ящик! В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике?


— Учащиеся высказывают свои предположения. В черном ящике находятся ласты и ткань с камуфляжной окраской

VIПодведение итогов

Учитель выставляет оценки за урок


VIII Домашнее задание

  1. страница учебника193 (уч. Н.И. Сонина, 2013г) пересказ

  2. 2) творческое задание (на выбор): составить кроссворд, или викторину, или синквейн о Земноводных

Учащиеся записывают задание в дневник



Приложение №1

Карточки для индивидуальной работы

Карточка №1

Назовите кости скелета лягушки, обозначенные цифрами




Карточка №2

1 Опишите внешнее строение лягушки. Сравните форму тела лягушки и рыбы. Назовите черты сходства и различия. С чем это связано?


Карточка №3

Назовите внутренние органы лягушки, обозначенные цифрами. Каковы их функции?




Карточка №4

Пользуясь схемой, расскажите о стадиях развития лягушки












Используемая литература:

  1. Учебник «Биология: животные» В.В.Латюшин,В.А.Шапкин –М., Дрофа,2014

  2. Поурочные разработки по биологии. Н.И.Галушкова, Волгоград,Учитель,2006. – 281стр

  3. Диск «Биология – 1С»

  4. Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»

  5. Энциклопедия для детей «Аванта плюс», 2001.

  6. Видеоролики из Интернета

  7. Красная книга Тамбовской области, 2006

  8. Учебник «Экология животных Тамбовской области»,2006



Свежие документы:  Проект изготовления лопатки кухонной, 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: