Конспект урока биологии в 8 классе «Биологические ритмы. Сон и бодрствование»


МБОУ ВМР «Березниковская основная школа им. Е.М.Ставцева»







Конспект урока биологии в 8 классе

«Биологические ритмы. Сон и бодрствование»








Составитель: учитель биологии

Чекмарева Людмила Николаевна









д.Березник, 2015

Технология: Проблемное обучение.

Тема урока: Биологические ритмы. Сон и бодрствование.

Цель урока: Создать условия для формирования понятий о биоритмах, сне и бодрствовании.

Задачи урока: 1. Дать понятие о биологических ритмах.

2.Раскрыть физиологическую природу сна, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение.

3. Познакомить учащихся с гигиеническими требованиями, обеспечивающими полноценный сон и активное бодрствование.

4. Продолжить развитие навыков самостоятельной работы.


Ход урока.

На доске карточки с фразами и словами.

Задание: Убрать те карточки со словами и фразами, ответы на которые ребята знают или могут объяснить.

СОН. БОДРСТВОВАНИЕ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ. СНОВИДЕНИЯ. БЫСТРЫЙ СОН. МЕДЛЕННЫЙ СОН. ВЕЩИЕ СНЫ. ГИГИЕНА СНА. КАК ДОЛГО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ СНА. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ОТВЕДЕНО НА СОН.


Создание проблемной ситуации.

На столах у учащихся тексты, а учитель зачитывает отрывок «Сон».

В. Катаев «Сон»

«Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилось еще новое – мука борьбы с непреодолимым сном.

Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, тяжелой и неподвижной, как ртуть, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»


Проблемный вопрос: Почему человек и животные не могут обходиться без сна?

СОН – это наша жизненная потребность, часть жизненного ритма.

СЛАЙД

«И.П.Павлов: Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция… имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм»

Работа с этим понятием. Учащиеся высказывают свою точку зрения.


СЛАЙД «Биологические ритмы»

Все живое, что существует на нашей планете, как бы несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для Земли. Вращение Земли вокруг своей оси создает смену дня и ночи, приспособление к которой сформировало околосуточный биологический ритм. Именно этот биоритм имеет наибольшее значение для организма животных и человека.


Самостоятельная работа с дополнительной информацией.

Можно даже сказать, что человек находится во власти суточных ритмов, более 40 физиологических процессов зависят у нас от биологических часов. На протяжении суток у человека меняется температура. Самым «горячим» он бывает в 18 часов, а самым «холодным» между 1-5 часами. Колебания температуры у разных людей составляют от 0,6 до 1,3 градуса. Примерно в том же ритме у человека меняются частота сердечных сокращений и кровяное давление, но в 13 и 21 час оно наиболее низкое. Физическая активность высока в 8 часов утра, «слабеет» с 12 до 14 часов, новый прилив сил наступает с 14 до 17 часов. А ночью, от 2-х до 5-и, человек наиболее слаб.

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины – матери»

Работа с текстом учебника, стр.279. Как дается в тексте понятие о сне?


СЛАЙД «СОН»

Исследования показали, что электрическая активность мозга во время сна меняется и что сон имеет несколько стадий, отличающихся глубиной сна.

1 стадия – стадия засыпания или дремоты

2 стадия — поверхностный сон

3 и 4 стадии – дельта – сон, это самый глубокий сон

Работа с учебником рис.118, стр.280 и текст на стр.279

— Самостоятельная работа по заполнению таблицы.


Физиологическая природа медленного сна

Физиологическая природа

быстрого сна




СЛАЙД «БЫСТРЫЙ СОН»

СЛАЙД «МЕДЛЕННЫЙ СОН»

Глубокие стадии медленного сна – чисто человеческое приобретение.

Сон и бодрствование должны сменять друг друга.

СЛАЙД «ВРЕМЯ СНА»

Сообщение о летаргическом сне.

Летаргический сон – это болезненное состояние, похожее на сон и характеризующееся неподвижностью, отсутствием реакций на внешнее раздражение и резким снижением интенсивности всех внешних признаков жизни. Встречается при истерии, общем истощении, после сильных волнений. Приступ внезапен, продолжается от нескольких часов до нескольких лет (известен случай длиной в 20 лет). Сознание обычно сохранено – больные воспринимают и запоминают окружающее, но не реагируют на него.

По свое сути летаргический сон не имеет ничего общего с обыкновенным сном. Однако, впадая в него, человек некоторое время действительно спит по-настоящему.

В летаргический сон могут впасть здоровые люди с определенным складом ума. Если у человека очень ранимая и легко возбуждаемая психика, повышенная мнительность, неуверенность в ближайшем будущем, постоянная нервозность и навязчивые черные мысли, то с вероятностью один к ста тысячам мнимая смерть может быть спровоцирована непрерывной чередой событий, которые требуют огромного нервного напряжения.

Случай самого долгого, официально зарегистрированного летаргического сна, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса, произошел в 1954 году с Надеждой Артемовной Лебединой(родившейся в 1920 году в одном селе Днепропетровской области) именно из-за сильной ссоры с мужем. В результате полученного стресса Лебедина заснула на 20 лет и вновь пришла в себя в 1974 году.


СЛАЙД «ГИГИЕНА СНА»

Памятка детям «Создайте себе хорошую обстановку для сна»

  • Хорошо отдыхать в тихой, затемненной комнате, где воздух свежий и не слишком жарко.

  • Кровать должна быть достаточно широкой, чтобы во сне можно было двигаться и переворачиваться, чтобы принять удобную позу.

  • На спящем должна быть свободная одежда.

  • Спать следует преимущественно на правом боку.

  • Подушка не должна быть слишком жесткой и высокой.

  • Помни: сном невозможно запастись впрок, так же как и едой.

  • Избыточный сон также вреден, как переедание.

  • Крепкий и здоровый сон обеспечивает восстановление работоспособности клеток головного мозга, предохраняет их от чрезмерного напряжения.

  • Недосыпание – одна из наиболее частых причин неврозов в детском и подростковом возрасте.

  • Сон является частью суточного биологического ритма и поэтому должен занимать одну и ту же фазу в каждом цикле. Нерегулярные часы сна могут оказать отрицательное воздействие на сон.


Подведение итогов урока и домашнее задание.

Изучить параграф 55 и выполнить творческое задание.

Бакинский изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна.

К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрываться. В чем ошибки изобретателя? Как действительно должно быть устроено приспособление для предотвращения засыпания водителей?


Свежие документы:  Сценарий внеклассного мероприятия "Праздник пасха" 7-8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: