Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
г.Новокубанска.
Обобщающие таблицы по систематике растений
Дидактические материалы
Черновол Н.В.
2009год
Дидактические материалы по биологии предназначены для самостоятельной работы учащихся на уроке или дома. По содержанию они включают учебный материал Пономаревой И.Н., Корниловой О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс»; .
Их назначение — обучение «сжатию» материала в виде обобщающей таблицы сравнительного характера, самоконтролю знаний, оцениванию своей работы. Этим обеспечивается новый подход к учебной деятельности учащихся. А именно, формируется умение структурировать собственные знания в виде таблицы путем переосмысливания учебного материала.
Работа по данному пособию предполагает улучшение качества образования и обучения: повышает эффективность восприятия, заинтересованность учащихся в работе с учебным материалом, увеличивает продуктивность памяти (зрительной, тактильной). Допустимо использование пособия в классах различной дифференциации.
Предлагаемый дидактический материал позволяет перейти от традиционного учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное. Работа с данным пособием обучает способам умственных действий: сравнению, анализу, обобщению, синтезу, классификации, самоконтролю.
Данный дидактический материал включает:
обобщающие таблицы динамического характера (игровое поле, разрезные карточки и образец);
диагностический материал в виде закрытых тестов для тематического контроля знаний .
Таблицы составлены к концентрическим программам по биологии. Их содержание соответствует государственным образовательным стандартам и несет в себе дополнительный материал для углубления знаний и расширения кругозора учащихся. Таблицы с успехом можно применить для подготовки учащихся в вуз,
Работа с данным дидактическим материалом может проводится индивидуально, парами или в группах.
Актуальность данного дидактического пособия — в формировании умении и навыков восприятия научного материала в виде обобщающих таблиц. Содержание научной информации дифференцировано: для базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки учащихся и повышенной подготовки, определяющей глубину овладения содержанием учебного
Практическая ценность его в том, что учебный процесс проходит в игровой форме, развивая познавательные процессы у школьников: восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность. Дидактический материал можно использовать при обобщении и закреплении знаний; он служит средством контроля при подготовке к экзаменам и биологическим олимпиадам.
Эффективность пособия — в развитии умения структурировать учебный материал путем моделирования, в возможности включения в активную учебную деятельность всех учащихся, в стимулировании их учебно-познавательной деятельности через игровую форму и самооценку, в обеспечении экономии времени при повторении большого объема материала путем «сжатия» знаний. Данное пособие способствует повышению качества обучения и степени обученности учащихся.
Алгоритм действий
Прочтите задание к работе, определите цель.
Составьте обобщающую таблицу с помощью разрезных карточек на игровом поле согласно его структуре.
Сопоставьте составленную таблицу с образцом, найдите несовпадения, определите причину ошибок, устраните их.
Сделайте вывод по таблице, вставив в текст пропущенные слова.
Произведите самооценку своим знаниям и своей работе по критериям,
Выполните тест и сдайте работу учителю.
ОБРАЗЕЦ
Царство прокариоты (доядерные)
Цель: Обобщить знания об особенностях строения, функциях и значении бактерий.
Представители | Отношение к кислороду | Способ питания | Особенности строения | Особенности размножения | Значение в природе и в жизни человека | |
Настоящие бактерии (эубактерии) |
Клубеньковая бактерия (род ризобиум) |
Аэроб |
Гетеротроф (симбионт) |
Клеточная стенка из муреина, могут иметь слизистую капсулу. В клетке кольцевая хромосома. Некоторые имеют жгутики. |
Бесполое деление надвое.
| Вступает в симбиоз с растениями семейства бобовые. |
Туберкулезная палочка | Аэроб | Гетеротроф (паразит) |
КОНЪЮГАЦИЯ — половое размножение.
| Вызывает инфекционные болезни человека и животных. | ||
Архебактерии |
Метанообразующие бактерии | Анаэроб | Хемоавтотроф |
Клеточная стенка без муреина. В клетке кольцевая хромосома, некоторые имеют жгутики.
| Бесполое деление. |
Образуют природный газ.
|
Серобактерии | Аэроб | Хемоавтотроф | Половое размножение отсутствует.
| Образуют месторождения серы; вызывают коррозию металлов. | ||
Оксифотобактерии (цианобактерии) |
Анабена |
Аэроб |
Фотоавтотроф |
Слоевище покрыто слизью, содержит хлорофилл и каротиноиды.
| Фрагментация слоевища. | Обогащает почву азотом.
|
Спирулина | Аэроб | Фотоавтотроф | Бесполое деление надвое. | Используют в качестве пищевых добавок.
| ||
Баллы: 3 | 6 | 6 | 6 | 3 | 6 | 6 |
Вывод:
Прокариоты — … организмы появившиеся на Земле, наиболее … устроенные. Большинство бактерий по способу питания …, среди них есть …, вызывающие болезни животных и человека (первые, просто, гетеротроф, паразит).
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
Максимальное количество баллов — 36
менее 18 — «2»
от 19 до 24 — «3»
от 25 до 33 — «4»
от 34 до 36 — «5»
Игровое поле
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство прокариоты (доядерные)
Цель: Обобщить знания об особенностях строения, функциях и значении бактерий.
Представители | Отношение к кислороду | Способ питания | Особенности строения | Особенности размножения | Значение в природе и в жизни человека | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Баллы: 3 | 6 | 6 | 6 | 3 | 6 | 6 |
Вывод:
Прокариоты — … организмы появившиеся на Земле, наиболее … устроенные. Большинство бактерий по способу питания …, среди них есть …, вызывающие болезни животных и человека (просто, гетеротроф, первые, паразит).
Игровое поле с разрезными карточками
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство прокариоты (доядерные)
Цель: Обобщить знания об особенностях строения, функциях и значении бактерий.
Представители | Отношение к кислороду | Способ питания | Особенности строения | Особенности размножения | Значение в природе и в жизни человека | |
Настоящие бактерии (эубактерии) |
Клубеньковая бактерия (род ризобиум) |
Аэроб |
Гетеротроф (симбионт) |
Клеточная стенка из муреина, могут иметь слизистую капсулу. В клетке кольцевая хромосома. Некоторые имеют жгутики. |
Бесполое деление надвое.
| Вступает в симбиоз с растениями семейства бобовые. |
Туберкулезная палочка | Аэроб | Гетеротроф (паразит) |
КОНЪЮГАЦИЯ — половое размножение.
| Вызывает инфекционные болезни человека и животных. | ||
Архебактерии |
Метанообразующие бактерии | Анаэроб | Хемоавтотроф |
Клеточная стенка без муреина. В клетке кольцевая хромосома, некоторые имеют жгутики.
| Бесполое деление. |
Образуют природный газ.
|
Серобактерии | Аэроб | Хемоавтотроф | Половое размножение отсутствует.
| Образуют месторождения серы; вызывают коррозию металлов. | ||
Оксифотобактерии (цианобактерии) |
Анабена |
Аэроб |
Фотоавтотроф |
Слоевище покрыто слизью, содержит хлорофилл и каротиноиды.
| Фрагментация слоевища. | Обогащает почву азотом.
|
Спирулина | Аэроб | Фотоавтотроф | Бесполое деление надвое. | Используют в качестве пищевых добавок.
| ||
Баллы: 3 | 6 | 6 | 6 | 3 | 6 | 6 |
!
ТЕСТ «ЦАСТВО ПРОКАРИОТЫ» 2 ВАРИАНТ
а) вибрионы; б) кокки; в) спирохеты; г) спириллы. 2. Цианобактерии по способу питания являются: а) симбионтами; б) гетеротрофами; в) хемоавтотрофами; г) фотоавтотрофами.
а) цианобактерии; б) пурпурные бактерии; в) серобактерии; г) метанообразующие бактерии.
а) митохондрия; б) рибосома; в) цитоплазма; г) клеточная стенка. 5.К настоящим бактериям относится: а) кишечная палочка; б) цианобактерия; в) метанообразующая бактерия; г) серная бактерия. |
ОБРАЗЕЦ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство грибы.
Цель: Обобщить знания об особенностях строения, размножения, питания и значении грибов и лишайников.
Представители | Способ питания | Особенности строения и размножения | Значение в природе и в жизни человека | |
1.Отдел НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ А) Класс зигомицеты |
Мукор |
Гетеротроф (сапрофит) |
Мицелий одноклеточный многоядерный без перегородок — септ. |
Разложение органических остатков в почве; порча продуктов (плесневение). |
Б) Класс Аскомицеты | Спорынья пурпурная | Гетеротроф (паразит) | «Черные рожки» — склероции, образующиеся в колосе, содержит галлюциногены, выделяют медвяную росу для привлечения насекомых. Мицелий многоклеточный. | Паразит злаков, отравляет муку. |
Пекарские дрожжи | Гетеротроф (сапрофит) | Почкование — бесполое размножение одноклеточные организмы, могут образовывать псевдомицелий. В неблагоприятных условиях размножаются половым путём. | Содержат витамины (PP, H, B1, B6, BC); используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении. | |
Сморчок | Гетеротроф (сапрофит) |
Имеет коническую шляпку с ячейками и ножку.
| Съедобен после отваривания; корм лесных животных. | |
В) Класс базидиомицеты (базидиальные грибы) | Шампиньон | Гетеротроф (сапрофит) |
Многоклеточное плодовое тело, снизу шляпки пластинчатый слой. | Разрушает органическое вещество почвы; съедобен. |
Подберезовик | Гетеротроф (симбионт) | Плодовое тело из ножки и шляпки. Снизу шляпки трубчатый слой.
| Вступает в симбиоз с высшими растениями, образуя микоризу; съедобен. | |
Трутовик | Гетеротроф (паразит) |
Плодовое тело деревянистое, без ножки.
| Паразитирует на деревьях, разрушает древесину. | |
Г) Класс Дейтеромицеты (несовершенные грибы) |
Пеницилл («кистевик») | Гетеротроф (сапрофит) | Мицелий многоклеточный. Размножаются только бесполым способом.
| Разрушает органическое вещество почвы. Получают антибиотик — пенициллин. Портит продукты (плесневение). |
2.Отдел ООМИЦЕТЫ | Фитофтора | Гетеротроф (паразит) | Имеет разветвленные гаустории (присоски), спорангиеносец, спорангий, гифы мицелия нечленистые.
| Паразит паслёновых (томата, картофеля); снижает урожай. |
3.Отдел лишайники
|
Кладония | автогетеротроф (симбионт) | Имеет верхний корковый слой. Клетки — водоросли, гифы гриба (сердцевина). Размножается вегетативно, либо спорами. | Почвообразование; корм животных; сырье для химической промышленности; индикатор чистоты воздуха. |
Баллы 6 | 10 | 10 | 8 | 10 |
Вывод: Грибы — …, тело которых состоит из нитей — …, клеточные стенки которого образованы … . Споры служат для … .
Человек и животные употребляют грибы в …, как …, а некоторые являются … растений и животных (гетеротроф, гифы, хитин, размножение, пища, лекарство, паразит).
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
Максимальное количество баллов — 44
менее 22 — «2»
от 23 до 30 — «3»
от 31 до 41 — «4»
от 42 до 44 — «5»
Игровое поле
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство грибы
Цель: Обобщить знания об особенностях строения, размножения, питания и значении грибов и лишайников.
Представители | Способ питания | Особенности строения и размножения | Значение в природе и в жизни человека | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы 6 | 10 | 10 | 8 | 10 |
Вывод: Грибы — …, тело которых состоит из нитей — …, клеточные стенки которого образованы … . Споры служат для … .
Человек и животные употребляют грибы в …, как …, а некоторые являются … растений и животных. (размножение, пища, гетеротроф, лекарство, хитин, паразит).
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Игровое поле с карточками
Царство грибы
Цель: Обобщить знания об особенностях строения, размножения, питания и значении грибов и лишайников.
Представители | Способ питания | Особенности строения и размножения | Значение в природе и в жизни человека | |
1.Отдел НАСТОЯЩИЕ ГРИБЫ А) Класс зигомицеты |
Мукор |
Гетеротроф (сапрофит) |
Мицелий одноклеточный многоядерный без перегородок — септ. |
Разложение органических остатков в почве; порча продуктов (плесневение). |
Б) Класс Аскомицеты | Спорынья пурпурная | Гетеротроф (паразит) | «Черные рожки» — склероции, образующиеся в колосе, содержит галлюциногены, выделяют медвяную росу для привлечения насекомых. Мицелий многоклеточный. | Паразит злаков, отравляет муку. |
Пекарские дрожжи | Гетеротроф (сапрофит) | Почкование — бесполое размножение одноклеточные организмы, могут образовывать псевдомицелий. В неблагоприятных условиях размножаются половым путем. | Содержат витамины (PP, H, B1, B6, BC); используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении. | |
Сморчок | Гетеротроф (сапрофит) |
Имеет коническую шляпку с ячейками и ножку.
| Съедобен после отваривания; корм лесных животных. | |
В) Класс базидиомицеты (базидиальные грибы) |
Шампиньон
| Гетеротроф (сапрофит) |
Многоклеточное плодовое тело, снизу шляпки пластинчатый слой. | Разрушает органическое вещество почвы; съедобен. |
Подберёзовик
| Гетеротроф (симбионт) |
Плодовое тело из ножки и шляпки. Снизу шляпки трубчатый слой. | Вступает в симбиоз с высшими растениями, образуя микоризу; съедобен. | |
Трутовик
| Гетеротроф (паразит) |
Плодовое тело деревянистое, без ножки.
| Паразитирует на деревьях, разрушает древесину. | |
Г) Класс Дейтеромицеты (несовершенные грибы) |
Пеницилл («кистевик») | Гетеротроф (сапрофит) | Мицелий многоклеточный. Размножаются только бесполым способом.
| Разрушает органическое вещество почвы. Получают антибиотик — пенициллин. Портит продукты (плесневение). |
2. Отдел ООМИЦЕТЫ | Фитофтора | Гетеротроф (паразит) | Имеет разветвленные гаустории (присоски), спорангиеносец, спорангий, гифы мицелия нечленистые.
| Паразит пасленовых (томата, картофеля); снижает урожай. |
3.Отдел лишайники |
Кладония | автогетеротроф (симбионт) | Имеет верхний корковый слой. Клетки — водоросли, гифы гриба (сердцевина). Размножается вегетативно, либо спорами. | Почвообразование; корм животных; сырье для химической промышленности; индикатор чистоты воздуха. |
Баллы 6 | 10 | 10 | 8 | 10 |
ТЕСТ «ЦАРСТВО ГРИБЫ»
2 ВАРИАНТ
а) почкованием; б) вегетативно; в) половым путём; г) спорообразованием.
а) мукор; б) пеницилл; в) опёнок; г) сморчок.
а) шампиньон; б) белый гриб; в) спорынья; г) головня.
а) лисичка; б) мухомор; в) маслёнок; г) сыроежка.
а) груздь; б) подберезовик; в) белая поганка; г) навозник.
|
ОБРАЗЕЦ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство растения. Подцарство низшие растения.
Цель: Обобщить знания о строении, размножении и значении низших растений в природе и в жизни человека.
Представители | Особенности строения | Особенности жизненного цикла | Значение в природе и в жизни человека | |
ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ
| Хламидомонада | Хроматофор содержит хлорофиллы а, b, с. Передвигается с помощью 2 жгутиков. Имеет светочувствительный глазок – «стигму»; 2 пульсирующие вакуоли. | Характерно чередование полового и бесполого поколения. | Вызывает «цветение» воды; используется в биологической очистке вод. |
Хлорелла | Неподвижна, передвигается с помощью токов воды. | При размножении образует автоспоры. Половой процесс не обнаружен. | Симбионт лишайников; регенерирует воздух в космических кораблях, на подводных лодках.
| |
Спирогира | В спиралевидном хроматофоре содержатся пигменты, зерна крахмала, пиреноид. | Половой способ размножения – конъюгация.
|
Образует тину в водоемах; входит в цепи питания.
| |
КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ (БАГРЯНКИ) | Порфира | Хлоропласты содержат хлорофилл а и b, каротиноиды: фикоэритрины и фикоцианины.
| Жгутиковые стадии отсутствуют. | Получают агар-агар, используемый в микробиологии и пищевой промышленности. |
Филлофора | В хроматофоре – запасное вещество – багрянковый крахмал. | Размножение вегетативное, половое и бесполое. | Некоторые виды используются в пищу человеком; во время отлива литораль используют как пастбище для овец.
| |
БУРЫЕ ВОДОРОСЛИ | Фукус | Многоклеточные. Слоевище разделено на ризоиды, ствол и листовые пластинки с воздушными пузырями.
| Вегетативное размножение с помощью частей таллома. | Образует фитобентос в морях и океанах; участвует в образовании прибрежного ила. |
Ламинария японская (морская капуста) | Слоевище содержит пигменты: хлорофилл а и с, каротиноиды и фукоксантин. Запасные вещества: ламинарин и маннитол. Есть ризоиды. | Имеется бесполое и половое размножение. Зигота не имеет периода покоя и сразу прорастает. | Служит убежищем и местом прикрепления для мелких животных; используется в пищу и на корм скоту; содержит йод. | |
Баллы 3 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Вывод: Водоросли — сборная группа … растений, включающая … бурых, красных, зеленых и др. водорослей. Тело не имеет … Размножаются … и … способами. (низшие, отдел, органы, половой, бесполый).
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
Максимальная сумма баллов — 31
менее 16 — «2»
от 17 до 22 — «3»
от 23 до 28 — «4»
от 29 до 31 — «5»
Игровое поле
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство растения. Подцарство низшие растения.
Цель: Обобщить знания о строении, размножении и значении низших растений в природе и в жизни человека.
Представители | Особенности строения | Особенности жизненного цикла | Значение в природе и в жизни человека | |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Баллы 3 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Вывод: Водоросли — сборная группа … растений, включающая … бурых, красных, зеленых и др. водорослей. Тело не имеет … Размножаются … и … способами (бесполый , низшие, половой , органы, отдел ).
Игровое поле с разрезными карточками
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство растения. Подцарство – низшие растения.
Цель: Обобщить знания о строении, размножении и значении низших растений в природе и в жизни человека.
Представители | Особенности строения | Особенности жизненного цикла | Значение в природе и в жизни человека | |
ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ
| Хламидомонада | Хроматофор содержит хлорофиллы а, b, с. Передвигается с помощью 2 жгутиков. Имеет светочувствительный глазок – «стигму»; 2 пульсирующие вакуоли. | Характерно чередование полового и бесполого поколения. | Вызывает «цветение» воды; используется в биологической очистке вод. |
Хлорелла | Неподвижна, передвигается с помощью токов воды. | При размножении образует автоспоры. Половой процесс не обнаружен. | Симбионт лишайников; регенерирует воздух в космических кораблях, на подводных лодках.
| |
Спирогира | В спиралевидном хроматофоре содержатся пигменты, зерна крахмала, пиреноид. | Половой способ размножения – конъюгация.
|
Образует тину в водоемах; входит в цепи питания.
| |
КРАСНЫЕ ВОДОРОСЛИ (БАГРЯНКИ) | Порфира | Хлоропласты содержат хлорофилл а и b, каротиноиды: фикоэритрины и фикоцианины.
| Жгутиковые стадии отсутствуют. | Получают агар-агар, используемый в микробиологии и пищевой промышленности. |
Филлофора | В хроматофоре – запасное вещество – багрянковый крахмал. | Размножение вегетативное, половое и бесполое. | Некоторые виды используются в пищу человеком; во время отлива литораль используют как пастбище для овец.
| |
БУРЫЕ ВОДОРОСЛИ | Фукус | Многоклеточные. Слоевище разделено на ризоиды, ствол и листовые пластинки с воздушными пузырями.
| Вегетативное размножение с помощью частей таллома. | Образует фитобентос в морях и океанах; участвует в образовании прибрежного ила. |
Ламинария японская (морская капуста) | Слоевище содержит пигменты: хлорофилл а и с, каротиноиды и фукоксантин. Запасные вещества: ламинарин и маннитол. Есть ризоиды. | Имеется бесполое и половое размножение. Зигота не имеет периода покоя и сразу прорастает. | Служит убежищем и местом прикрепления для мелких животных; используется в пищу и на корм скоту; содержит йод. | |
Баллы 3 | 7 | 7 | 7 | 7 |
ТЕСТ «НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ» 2 ВАРИАНТ
а) корней; б) ризоидов; в) не прикрепляются; г) корней или ризоидов.
а) улотрикса; б) спирогиры; в) хламидомонады; г) вольвокса.
а) фукус; б) улотрикс; в) хлорелла; г) спирогира.
а) порфира; б) ламинария; в) ульва; г) фукус.
а) хламидомонада; б) ульва; в) улотрикс; г) спирогира.
|
ОБРАЗЕЦ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство растения. Высшие споровые растения.
Цель: Обобщить знания об особенностях строения, размножения и значении в жизни человека высших споровых растений.
Представители | Особенности строения | Особенности жизненного цикла | Значение в природе и в жизни человека | |
МОХОВИДНЫЕ А.Класс Листостебельные (настоящие мхи) | Кукушкин лён (политрихум) обыкновенный | Ризоиды-корнеподобные вырасты. Из споры появляется зеленая нить – протонема. | Для оплодотворения нужна вода. | Приводит к заболачиванию почвы. |
Сфагнум | Лист состоит из клеток двух типов: фотосинтезирующих и водоносных, способных запасать атмосферную влагу. Ризоидов нет. | Спорофит паразитирует на гаметофите. | Образует верховые болота, влияющие на водный режим территории, образует торф, используемый как топливо и удобрение. | |
В. Класс Печеночники (печеночные мхи) | Маршанция обыкновенная | Гаметофит имеет слоевищную форму, ризоиды одноклеточные. | В жизненном цикле преобладает гаметофит. | Растение – пионер, заселяет пожарища, места вырубок. |
2.ОТДЕЛ ПЛАУНОВИДНЫЕ
| Плаун булавовидный |
Побеги стелющиеся, ветвление вульчато – дихотомическое. | В жизненном цикле преобладает спорофит. | Споры используют как детскую присыпку, натуральный тальк. |
Плаун — баранец | Травянистые вечнозеленые растения с мелкими листьями, от побега отходят придаточные корни. | Для оплодотворения нужна вода. | Споры используют при фасонном листе; ядовитое растение. | |
Плаун сплюснутый |
Стробила – спороносный колосок.
| Заросток без хлорофилла, вступает в симбиоз с грибом. | Получают желтую и зеленую краску. | |
ХВОЩЕВИДНЫЕ | Хвощ полевой | Побеги членистые (есть узлы и междоузлия). | Для оплодотворения нужна вода. Из спор прорастает заросток. | Лекарственное растение – мочегонное; сорняк; индикатор кислых почв. |
Хвощ приречный | Листья собраны в мутовки, жесткие из-за кремнезема | В жизненном цикле преобладает спорофит. | Стебли используют для шлифовки металлических и деревянных изделий; Корм оленей и кабанов. | |
ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ | Щитовник мужской | Корневище с придаточными корнями. | В жизненном цикле преобладает спорофит. Для оплодотворения нужна вода. | Лекарственное растение – глистогонное средство; декоративное. |
Орляк обыкновенный | Споронесущие листья – вайи. Молодые листья улиткообразно свернуты и растут 3 года верхушкой. | Заросток (гаметофит) сердцевидной формы – самостоятельное растение. | Используют молодые побеги в пищу как салат; образуют подлесок в лесах. | |
Баллы: 5 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Вывод: Для высших споровых растений характерно наличие таких вегетативных органов как … и … . Оплодотворение возможно только в … . В жизненном цикле наблюдается чередование стадий … и … , причем преобладает … . У … преобладает … . Распространены во влажных местообитаниях от тропиков до северных широт (побег, корень, вода, гаметофит,спорофит, мхи).
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
Максимальная сумма баллов — 45
менее 23 — «2»
от 23 до 30 — «3»
от 31 до 42 — «4»
от 43 до 45 — «5»
Игровое поле
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство растения. Высшие споровые растения.
Цель: Обобщить знания об особенностях строения, размножения и значении в жизни человека высших споровых растений.
Представители | Особенности строения | Особенности жизненного цикла | Значение в природе и в жизни человека | |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Баллы: 5 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Вывод: Для высших споровых растений характерно наличие таких вегетативных органов как … и … . Оплодотворение возможно только в … . В жизненном цикле наблюдается чередование стадий … и … , причем преобладает … . У … преобладает … . Распространены во влажных местообитаниях от тропиков до северных широт ( корень, побег, мхи, гаметофит, вода, спорофит).
Игровое поле с разрезными карточками
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство растения. Высшие споровые растения.
Цель: Обобщить знания об особенностях строения, размножения и значении в жизни человека высших споровых растений.
Кукушкин лён (политрихум) обыкновенный | Ризоиды-корнеподобные вырасты. Из споры появляется зеленая нить – протонема. | Для оплодотворения нужна вода. | Приводит к заболачиванию почвы. | |
Сфагнум | Лист состоит из клеток двух типов: фотосинтезирующих и водоносных, способных запасать атмосферную влагу. Ризоидов нет. | Спорофит паразитирует на гаметофите. | Образует верховые болота, влияющие на водный режим территории, образует торф, используемый как топливо и удобрение. | |
В. Класс Печёночники (печёночные мхи) | Маршанция обыкновенная | Гаметофит имеет слоевищную форму, ризоиды одноклеточные. | В жизненном цикле преобладает гаметофит. | Растение – пионер, заселяет пожарища, места вырубок. |
2.ОТДЕЛ ПЛАУНОВИДНЫЕ
| Плаун булавовидный |
Побеги стелющиеся, ветвление вульчато – дихотомическое. | В жизненном цикле преобладает спорофит. | Споры используют как детскую присыпку, натуральный тальк. |
Плаун — баранец | Травянистые вечнозеленые растения с мелкими листьями, от побега отходят придаточные корни. | Для оплодотворения нужна вода. | Споры используют при фасонном листе; ядовитое растение. | |
Плаун сплюснутый |
Стробила – спороносный колосок.
| Заросток без хлорофилла, вступает в симбиоз с грибом. | Получают желтую и зеленую краску. | |
3.ОТДЕЛ ХВОЩЕВИДНЫЕ | Хвощ полевой | Побеги членистые (есть узлы и междоузлия). | Для оплодотворения нужна вода. Из спор прорастает заросток. | Лекарственное растение – мочегонное; сорняк; индикатор кислых почв. |
Хвощ приречный | Листья собраны в мутовки, жесткие из-за кремнезема | В жизненном цикле преобладает спорофит. | Стебли используют для шлифовки металлических и деревянных изделий; Корм оленей и кабанов. | |
ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ | Щитовник мужской | Корневище с придаточными корнями. | В жизненном цикле преобладает спорофит. Для оплодотворения нужна вода. | Лекарственное растение – глистогонное средство; декоративное. |
Орляк обыкновенный | Споронесущие листья – вайи. Молодые листья улиткообразно свернуты и растут 3 года верхушкой. | Заросток (гаметофит) сердцевидной формы – самостоятельное растение. | Используют молодые побеги в пищу как салат; образуют подлесок в лесах. | |
Баллы: 5 | 10 | 10 | 10 | 10 |
!
ТЕСТ «ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ» 2 ВАРИАНТ
а) плаун; б) орляк; в) щитовник; г) нефролепис.
а) мхов; б) плаунов; в) папоротников; г) хвощей.
а) сфагнум; б) кукушкин лен; в) хвощ; г) плаун.
а) хвощей; б) плаунов; в) мхов; г) папоротников.
а) стебля и корней; б) стебля и листьев; в) листьев и корней; г) стебля, листьев и корней.
|
ОБРАЗЕЦ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство растения. Высшие семенные растения
Цель: Обобщить, углубить и закрепить знания об особенностях строения, размножения и значении растений, имеющих семена.
Представители | Жизненная форма | Особенности строения | Особенности жизненного цикла | Значение в природе и в жизни человека | |
ГОЛОСЕМЕННЫЕ А. КЛАСС ХВОЙНЫЕ | Сосна обыкновенная | дерево | Листья игольчатой формы с кутикулой из воска. В древесине трахеиды, много смоляных ходов. | Имеют специальные укороченные побеги — мужские и женские шишки. | Хвоя — витаминное сырье; лесообразующая порода; выделяет фитонциды. |
Б. КЛАСС САГОВНИКОВЫЕ | Саговник | дерево | Листья перисто-рассеченные, Растение похоже на пальму.
| Сперматозоиды подвижны. | крахмал сердцевины — саго используют в пищу. |
В. КЛАСС ГИНКГОВЫЕ | Гинкго двулопастный | дерево | Листья с вееровидной лопастной пластинкой на тонком черешке.
| Сперматозоиды подвижны. Преобладает спорофит. | Декоративное растение, семена съедобны. Реликт. |
Г. КЛАСС ГНЕТОВЫЕ а) Эфедровые | Эфедра хвощевая (хвойник) | кустарник | Чешуевидные листья имеют супротивное листорасположение. | Зародыш двусемядольный. | Лекарственное растение, получают эфедрин для лечения аллергических болезней. |
б) Вельвичиевые | Вельвичия удивительная | дерево-карлик | Имеют только два супротивно расположенных листа. Отсутствуют смоляные каналы. | Вода для оплодотворения не нужна, т.к. есть пыльцевая трубка. | Оранжерейное, редкое реликтовое растение. |
2. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ А. КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ | Рябина обыкновенная | дерево | Семя с двумя семядолями, содержит запас питательных веществ. | Преобладает спорофит. | Плодовое, лекарственное, декоративное растение. |
Шиповник коричный | кустарник | Проводящая ткань образована сосудами и ситовидными трубками с клетками-спутницами. | Женский гаметофит — зародышевый мешок находится в семяпочке. | Декоративное и лекарственное растение. | |
Б. КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ | Пырей ползучий | трава | Околоплодник сросся с семенной кожурой. Семя с одной семядолей. | Оплодотворение двойное. | Сорняк. |
Рожь посевная | трава | Имеют цветок и плод с семенами; семяпочка защищена завязью.
| Для оплодотворения не нужна вода, т.к. есть пыльцевая трубка. | Получают хлеб — основной продукт питания человека. | |
Баллы 7 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Вывод: Семенные растения имеют вегетативные органы — …, … . Зародыш защищен от неблагоприятных воздействий внешней среды, т.к. находится в … . Оплодотворение не зависит от присутствия … . Хвойные растения относятся к отделу … . Самые распространенные растения на Земле — …. , … (побег, корни, семя, вода, голосеменные, покрытосеменные).
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
Максимальная сумма баллов — 52
менее 26 — «2»
от 27 до 35 — «3»
от 36 до 48 — «4»
от 49 до 52 — «5»
Игровое поле
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство растения. Высшие семенные растения
Цель: Обобщить, углубить и закрепить знания об особенностях строения, размножения и значении растений, имеющих семена.
Представители | Жизненная форма | Особенности строения | Особенности жизненного цикла | Значение в природе и в жизни человека | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Баллы 7 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Вывод: Семенные растения имеют вегетативные органы — …, … . Зародыш защищен от неблагоприятных воздействий внешней среды, т.к. находится в … . Оплодотворение не зависит от присутствия … . Хвойные растения относятся к отделу … . Самые распространенные растения на Земле — …. , … (корни, семя, побег, голосеменные, покрытосеменные, вода).
Игровое поле с разрезными карточками
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Царство растения. Высшие семенные растения
Цель: Обобщить, углубить и закрепить знания об особенностях строения, размножения и значении растений, имеющих семена.
Представители | Жизненная форма | Особенности строения | Особенности жизненного цикла | Значение в природе и в жизни человека | |
ГОЛОСЕМЕННЫЕ А. КЛАСС ХВОЙНЫЕ | Сосна обыкновенная | дерево | Листья игольчатой формы с кутикулой из воска. В древесине трахеиды, много смоляных ходов. | Имеют специальные укороченные побеги — мужские и женские шишки. | Хвоя — витаминное сырье; лесообразующая порода; выделяет фитонциды. |
Б. КЛАСС САГОВНИКОВЫЕ | Саговник | дерево | Листья перисто-рассеченные, Растение похоже на пальму.
| Сперматозоиды подвижны. | Крахмал сердцевины — саго используют в пищу. |
В. КЛАСС ГИНКГОВЫЕ | Гинкго двулопастный | дерево | Листья с вееровидной лопастной пластинкой на тонком черешке.
| Сперматозоиды подвижны. Преобладает спорофит. | Декоративное растение, семена съедобны. Реликт. |
Г. КЛАСС ГНЕТОВЫЕ а) Эфедровые | Эфедра хвощевая (хвойник) | кустарник | Чешуевидные листья имеют супротивное листорасположение. | Зародыш двусемядольный. | Лекарственное растение, получают эфедрин для лечения аллергических болезней. |
б) Вельвичиевые | Вельвичия удивительная | дерево-карлик | Имеют только два супротивно расположенных листа. Отсутствуют смоляные каналы. | Вода для оплодотворения не нужна, т.к. есть пыльцевая трубка. | Оранжерейное, редкое реликтовое растение. |
2. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ А. КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ | Рябина обыкновенная | дерево | Семя с двумя семядолями, содержит запас питательных веществ. | Преобладает спорофит. | Плодовое, лекарственное, декоративное растение. |
Шиповник коричный | кустарник | Проводящая ткань образована сосудами и ситовидными трубками с клетками-спутницами. | Женский гаметофит — зародышевый мешок находится в семяпочке. | Декоративное и лекарственное растение. | |
Б. КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ | Пырей ползучий | трава | Околоплодник сросся с семенной кожурой. Семя с одной семядолей. | Оплодотворение двойное. | Сорняк. |
Рожь посевная | трава | Имеют цветок и плод с семенами; семяпочка защищена завязью.
| Для оплодотворения не нужна вода, т.к. есть пыльцевая трубка. | Получают хлеб — основной продукт питания человека. | |
Баллы 7 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
!
ТЕСТ «ВЫСШИЕ СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» 2 ВАРИАНТ
а) 250 тыс. видов; б) 500 тыс. видов; в) 1 миллион видов; г) 1 миллион 500 тыс. видов.
а) семя и цветок; б) только семя; в) не имеют ни семени, ни цветка; г) семя и плод.
а) голосеменным; б) покрытосеменным; в) мхам; г) всем растениям.
а) ель; б) горох; в) ромашка; г) паслён.
а) гинкго; б) картофель; в) рожь; г) осока.
|
ОБРАЗЕЦ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Признаки семейств отдела покрытосеменные растения.
Цель: Обобщить, углубить и закрепить знания семейств отдела покрытосеменные растения, а также значение этих растений в жизни человека.
Представители | Формула цветка | Соцветие | Плод | Другие особенности | Значение в жизни человека | |
Класс двудольные 1. Розоцветные | Шиповник | *Ч5Л5Т¥П¥ | Одиночный цветок | Ценородий (многоорешек) | Листья очередные, простые или сложные, часто с прилистниками. | Декоративное и лекарственное растение. |
Вишня | *Ч5Л5Т¥П1 | Простой зонтик | Костянка | Цветоложе разросшееся-выпуклое, вогнутое, блюдцевидное; часто участвует в образовании плода. | Косточковая плодовая культура. | |
2. Крестоцветные (капустные) | Редька | *Ч4Л4Т2+4П1 | Кисть | Стручок | Лепестки венчика расположены крестообразно. | Овощная и кормовая культура. |
Пастушья сумка | *Ч4Л4Т2+4П1 | Кисть | Стручочек | Листья очередные, обычно опушены волосками. | Сорняк и лекарственное растение. | |
3. Паслёновые | Картофель | *Ч(5)Л(5)Т5П1 | Завиток | Ягода | Листья без прилистников, простые, цельные или рассеченные. | Овощная, кормовая и техническая культура. |
Дурман | *Ч(5)Л(5)Т5П1
| Одиночный цветок | Коробочка | Части растения содержат алкалоиды. | Ядовитое и лекарственное растение. | |
4. Сложноцветные (астровые) | Подсолнечник | *Ч5Л(5)Т(5)П1 трубчатый |
Корзинка
| Семянка | Цветки трех типов: язычковые, трубчатые, воронковидные (у некоторых – ложноязычковые). | Масличная культура; декоративное растение. |
Календула (ноготки) | Ч5Л(5)Т(5)П1 язычковый | Корзинка | Семянка | Обертка вокруг соцветия. | Лекарственное и декоративное растение. | |
5. Бобовые (мотыльковые) | Горох | Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 | Одиночные цветки | Боб | Листья сложные с прилистниками. | Овощное растение; зернобобовая культура. |
Клевер | Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 | Головка | Боб | Вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями. | Кормовое, дикорастущее растение. Медонос. | |
Класс однодольные 1. Лилейные | Лилия | *О3+3Т3+3П1 | Одиночный цветок |
Коробочка |
Имеют видоизмененные побеги: корневище, луковицы. |
Декоративное и охраняемое растение. |
Ландыш | *О(6)Т6П1 | Кисть | Ягода | Листья простые, цельные с параллельным или дуговым жилкованием. | Ядовитое и лекарственное ; декоративное растение. | |
2. Злаковые (мятликовые) | Пшеница | О2+(2)Т3П1 | Сложный колос | Зерновка | Стебель соломина со вставочным ростом. | Основная зерновая культура. |
Кукуруза | О2+(2)Т3П1 | Початок Метёлка | Зерновка | Лист с влагалищем. | Кормовая и зерновая культура. | |
Баллы 7 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
Вывод: Покрытосеменные делятся на два класса. Характерные признаки однодольных: … корневая система, листья с … или … жилкованием, число частей в цветке кратно … Признаки двудольных: … корневая система, листья с … жилкованием, число частей в цветке кратно … или … (мочковатая, параллельное, дуговое, три, стержневая, сетчатое, четыре, пять).
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
Максимальное количество баллов — 98
менее 49 — «2»
от 50 до 67 — «3»
от 68 до 93 — «4»
от 94 до 91 — «5»
Игровое поле
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Признаки семейств отдела покрытосеменные растения.
Цель: Обобщить, углубить и закрепить знания семейств отдела покрытосеменные растения, а также значение этих растений в жизни человека.
Представители | Формула цветка | Соцветие | Плод | Другие особенности | Значение в жизни человека | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Баллы 7 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
Вывод: Покрытосеменные делятся на два класса. Характерные признаки однодольных: … корневая система, листья с … или … жилкованием, число частей в цветке кратно … Признаки двудольных: … корневая система, листья с … жилкованием, число частей в цветке кратно … или … (мочковатая, параллельное, дуговое, три, стержневая, сетчатое, четыре, пять).
Игровое поле с разрезными карточками
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Признаки семейств отдела покрытосеменные растения.
Цель: Обобщить, углубить и закрепить знания семейств отдела покрытосеменные растения, а также значение этих растений в жизни человека.
Представители | Формула цветка | Соцветие | Плод | Другие особенности | Значение в жизни человека | |
Класс двудольные
1. Розоцветные | Шиповник | *Ч5Л5Т¥П¥ | Одиночный цветок | Ценородий (многоорешек) | Листья очередные, простые или сложные, часто с прилистниками. | Декоративное и лекарственное растение. |
Вишня | *Ч5Л5Т¥П1 | Простой зонтик | Костянка | Цветоложе разросшееся-выпуклое, вогнутое, блюдцевидное; часто участвует в образовании плода. | Косточковая плодовая культура. | |
2. Крестоцветные (капустные) | Редька | *Ч4Л4Т2+4П1 | Кисть | Стручок | Лепестки венчика расположены крестообразно. | Овощная и кормовая культура. |
Пастушья сумка | *Ч4Л4Т2+4П1 | Кисть | Стручочек | Листья очередные, обычно опушены волосками. | Сорняк и лекарственное растение. | |
3. Пасленовые | Картофель | *Ч(5)Л(5)Т5П1 | Завиток | Ягода | Листья без прилистников, простые, цельные или рассеченные. | Овощная, кормовая и техническая культура. |
Дурман | *Ч(5)Л(5)Т5П1
| Одиночный цветок | Коробочка | Части растения содержат алкалоиды. | Ядовитое и лекарственное растение. | |
4. Сложноцветные (астровые) | Подсолнечник | *Ч5Л(5)Т(5)П1 трубчатый | Корзинка
| Семянка | Цветки трех типов: язычковые, трубчатые, воронковидные (у некоторых – ложноязычковые). | Масличная культура; декоративное растение. |
Календула (ноготки) | Ч5Л(5)Т(5)П1 язычковый | Корзинка | Семянка | Обертка вокруг соцветия. | Лекарственное и декоративное растение. | |
5. Бобовые (мотыльковые) | Горох | Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 | Одиночные цветки | Боб | Листья сложные с прилистниками. | Овощное растение; зернобобовая культура. |
Клевер | Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 | Головка | Боб | Вступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями. | Кормовое, дикорастущее растение. Медонос. | |
Класс однодольные
1. Лилейные |
Лилия |
*О3+3Т3+3П1 |
Одиночный цветок |
Коробочка |
Имеют видоизмененные побеги: корневище, луковицы. |
Декоративное и охраняемое растение. |
Ландыш | *О(6)Т6П1 | Кисть | Ягода | Листья простые, цельные с параллельным или дуговым жилкованием. | Ядовитое и лекарственное ; декоративное растение. | |
2. Злаковые (мятликовые) | Пшеница | О2+(2)Т3П1 | Сложный колос | Зерновка | Стебель соломина со вставочным ростом. | Основная зерновая культура. |
Кукуруза | О2+(2)Т3П1 | Початок Метёлка | Зерновка | Лист с влагалищем. | Кормовая и зерновая культура. | |
Баллы 7 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
ТЕСТ «СЕМЕЙСТВА ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ» 2 ВАРИАНТ
а) яблоня; б) редька; в) злаковые; г) бобовые.
а) головка; б) корзинка; в) стручок; г) кисть.
а) василек; б) чина; в) рожь; г) сурепка.
а) рябина; б) айва; в) вишня; г) смородина.
а) *Ч5Л5Т¥ П¥ б) *О3+3Т3+3П1 в) О2+(2)Т3П1 г) Ч5Л(5)Т(5) П1
|
1 вариант | 1а, 2в, 3а, 4а, 5б |
2 вариант | 1б, 2г, 3г, 4а, 5а |
| |
2. Царство Грибы | |
1 вариант | 1а,в, 2а, 3б, 4а, 5а |
2 вариант | 1в, 2в, 3а, 4б, 5б |
| |
3. Царство Растения. Подцарство низшие растения. | |
1 вариант | 1в, 2в, 3б, 4а, 5в |
2 вариант | 1б, 2б, 3в, 4а, 5а |
| |
4. Царство Растения. Подцарство высшие споровые растения. | |
1 вариант | 1а, 2а, 3в, 4а, 5а |
2 вариант | 1а, 2в, 3а, 4б, 5г |
| |
5. Царство Растения. Подцарство высшие семенные | |
1 вариант | 1в, 2в, 3б, 4а, 5а |
2 вариант | 1а, 2б, 3в, 4а, 5а |
| |
6. Признаки семейств отдела Покрытосеменные растения | |
1 вариант | 1а, 2а, 3в, 4в, 5а |
2 вариант | 1б, 2а, 3а, 4в, 5б |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Биологический энциклопедический словарь под ред. М.С.Гилярова — М.: Советская энциклопедия, 1989.
Богданова Т.А. Биология. Задания и упражнения (пособие для поступающих в ВУЗы). — М.: Высшая школа, 1991.
Гуленкова М.А., Дмитриева Т.А. Дидактический материал 6-7: растения. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1997.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. — М.: Просвещение, 1992.
Мир растений. Под ред.А.А.Федорова. — М.:Просвещение, 1991.
Никишов А.И., Петросова Р.А. и др. Биология в таблицах для 6-11.- М.: Илекса, 1998.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология 6. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: «Вентана- Граф», 1999.
Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы. Под ред.Н.А.Лемезы.- Минск:Университетское, 1993.
Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: т.2.- М.: Мир, 1990.