План урока по теме: «Клетка – основа строения и роста живых организмов».
Цели:
Формировать понимание взаимосвязи и взаимообусловленности форм и функций органов.
Формировать представление о строении клетки как основы строения и роста живых организмов.
Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
Содействовать формированию представления о том, что человек – неотъемлемая часть природы.
Вызвать интерес детей в познании самого себя.
ПР: Рассматривание клетки под микроскопом. Изображение клетки.
Ход урока
1.Орг. момент.
Деятельность учителя: Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
2.Вводная беседа с проверкой домашнего задания.
— Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?
— Докажите.
— Являясь частью природы, человек создает для себя условия, в которых бы он чувствовал себя комфортно. Верно?
— Поясните.
— С какой целью человек продолжает что–то изобретать?
— Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя в этом мире.
— Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?
— Наше тело: голова, туловище, конечности.
— А теперь, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.
Кроссворд.
— Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).
— Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)
— То, с помощью чего человек дышит (легкие)
— Орган, который играет роль фотоаппарата (глаз)
— Самый крупный и горячий как печка орган, который уничтожает микробы и яды в крови (печень).
— Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).
— Эти органы пережевывают пищу (зубы).
— Внутренний орган, который следит за правильной работой главных внутренних органов, заведует мыслями и чувствами человека (мозг)
— И это, ребята, еще не все органы, которые образуют единое целое. Какое слово получилось? организм.
Помогите дать определение:
Организм человека – сложная система органов, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.
3. Определение темы урока:
— А сейчас я прошу вас подумать: сильно ли вы изменились с момента рождения?
— Как?
— Как вы думаете, почему?
Поработаем с учебником с.19. Тема – вопросы и текст самостоятельно прочитываются.
-Какие еще органы не назвали? Игра «Эрудит»
Учащиеся отвечают на вопросы.
Итак, дополните предложение на доске:
_____________ — основа строения и роста живых организмов.
-Сформулируйте тему урока.
4. Практическая работа. (Работа в группе)
Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.
Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
Препарат закреплен на предметном стекле.
Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.
На доске порядок действий.
Рассмотреть клетку.
Заполнить.
Схематично изобразить клетку.
Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.
6.Работа с учебником.
Ваша задача сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике, объяснить, для чего на вашем столе долька апельсина и яйцо.
— Самостоятельное чтение двух абзацев. (класс делится на группы , читает текст, выбирает самое главное) «К ответу готов!»
Беседа после знакомства с текстом.
— Клетка сложная система, которую можно рассмотреть под электронным микроскопом. О том, что может рассказать электронный микроскоп, узнаем, познакомившись с материалом статьи.
Обсуждение прочитанного и формулирование вывода:
Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.
с.22- найдите в тексте, какие виды клеток бывают. Что общего в их строении?
С.22-23 – найдите в тексте , как жизнь клетки связана с образом жизни человека. Определите причину и следствие.
7. Закрепление.
Игра «Правильно-неправильно»
-Организм насекомых состоит не из клеток.
-Икринка – это клетка.
и т.д.
8. Итог урока:
-Что узнали?
— Что произвело наибольшее впечатление?
— Что хотели бы узнать?
Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится ( На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину. Такой выбор обусловлен удачной наглядностью.)